Увы, вышло все по-иному. Нет на свете больше такого своеобразного и колоритного первенства. И все же чиновникам из Международной федерации оказалась не по зубам самая престижная гонка бывшего чемпионата, состязание, которое вполне может поспорить за неофициальный титул «гонки гонок» — «24 часа Ле-Мана». С божьей помощью и при деятельном участии «Отомобиль клуб Ль'Квест» оно выстояло в очередной раз. Трудно перечислить все, что пережила эта Великая Французская Гонка. Теперь вот она пережила целый чемпионат мира. Ну что ж! Ле-Ман и появился на свет без него и жил без него, без него справил и свой 70-летний юбилей.
Самое интересное — престиж 24-часового марафона нисколько не упал после ликвидации чемпионата, а даже вырос. Об этом свидетельствует хотя бы количество стартовавших — почти полсотни против 28 в прошлом году. Правда, в основном, это следствие возвращения в Ле-Ман практически серийных, сверхмощных, суперспортивных и экстрадорогих легковых автомобилей класса GT «Гран Туризмо».
Всего же на старт вышли машины четырех категорий. Первая из них — самая мощная и быстрая, но и самая малочисленная гоночная «порода» — спорт-прототипы, оставшиеся «Ле-Ману» в наследство от бывшего чемпионата мира. Они были представлены всего двумя командами — «Пежо» и «Тойота», по три автомобиля каждая. Конкуренцию двум автогигантам решила было составить «конюшня» со звучным и некогда знаменитым именем «Оллард». Но ее хозяин в последний момент, видимо, убоявшись богатых соперников, отказался от участия в гонке. Как и год назад владелец восставшего было из пепла BRM, он предпочел американский чемпионат IMSA.
Вторая группа, так сказать «новое ретро»,— прототипы группы С выпуска до 1990 года включительно. Большую их часть составляли турбонаддувные «Порше-962», чей расцвет в Ле-Мане пришелся на вторую половину 80-х годов.
Одноместные, открытые, навевающие воспоминания о другом, почившем в бозе чемпионате — североамериканском «Кан-Ам» — прототипы национальных чемпионатов «Про-Спорт» и «Пежо-Спайдер» попали в третью категорию.
И, наконец, последняя, четвертая категория. После длительного перерыва в Ле-Ман вернулись автомобили «Гран Туризмо». Их появление как бы олицетворяло ожившую 70-летнюю историю «Великого Ле-Мана» — соревнования, в котором наряду с мощными командами ведущих заводов — «Бентли», «Бугатти», «Мерседес-Бенц», «Форд» — всегда принимали участие одинокие романтики и искатели приключений на купленных в магазине автомобилях самых экзотических марок. Вот и в этот раз на старт квалификационных заездов вышли бессмертные «Порше-911» и малоизвестные даже у себя дома, во Франции, «Вентури», почти легендарные и только каким-то чудом сохранившиеся «Порше-Каррера-RSR», знаменитые «жеребцы из Маранелло».
Эти «игрушки для спортс-менствующих миллионеров» приятно разнообразили стартовое поле Ле-Мана, но, конечно, не они были главными* претендентами на победу. Основная борьба должна была развернуться между «Пежо» и «Тойотой» Помимо кровной, так сказать общеавтомобильной, и национальной японо-европейской вражды, у обеих команд были и свои, чисто личные причины страстно добиваться победы на Ле-Манской петле.
Для «Пежо» эта гонка вообще может стать последним выступлением в автоспорте мирового уровня. А раз так, уход этот должен быть красивым и впечатляющим. Свои мотивы и у «Тойоты». В последнем чемпионате спорт-прототипов и в «Ле-Мане-92» ее команда была наголову разбита «конюшней» Жана Тодта. Японцы уже готовились было взять реванш в следующем первенстве, но оно было отменено. Уйти побежденной? Нет! Лучше харакири. И «Тойота» решила учинить французам «Ватерлоо» на их собственной земле, в 24-часовом «Ле-Мане».
Кстати, японская команда одной из важнейших причин своего прошлогоднего поражения считала поставщика шин «Гудьир», не справившегося со своими обязанностями. Поэтому «Тойоты-TS010» переобулись в «Мишлен». «Как только мы сделали это, скорость машины стала сопоставима со скоростью «Пежо», автомобиль теперь лучше держит дорогу и ощутимо легче в управлении»,— нахваливал французские шины известный спец по спорт-прототипам, автор «Тойоты-TS010», Тони Саутгейт. «Мы начали работу над новой машиной для чемпионата мира 1993 года, но из-за его отмены проект остановился,— продолжал он.— А для нынешнего «Ле-Мана» решили старую машину оборудовать монококом новой». По сути дела, из мастерской команды TOM'S во Францию приехали практически новые автомобили со старым названием — столько важных усовершенствований внесли в них конструкторы Поэтому TS010 стал куда более серьезным соперником «Пежо», чем в прошлом году.
Но как бы ни был хорош автомобиль, к нему нужно подобрать опытный, отлично сыгранный экипаж из талантливых солистов-гонщиков. Тем более это важно в таких сложных состязаниях, как 24-часовой марафон в Ле-Мане. «Тойота» предпочла умудренных опытом ветеранов этой гонки, сдобрив их единственным дебютантом — чемпионом IMSA Хуаном-Мануэлем Фанхио 11 и агрессивным 26-летним британцем Эдди Эрвином, для которого это было второе выступление в Ле-Мане. Остальные же пилоты «Тойоты» изучили кольцо Сартэ «с точностью до сантиметра». Энди Уоллас и победитель «Дайтоны-92» Тосио Сузуки вышли на старт Ле-Мана в шестой раз. Кенни Ачесон — седьмой; экс-пилот Ф1 Пьер-Анри Рафанель, победитель «Ле-Мана-88» Ян Ламмерс и Масанори Се-кия — восьмой, а Джефф Лис вообще девятый. Эта серьезная компания вполне могла впервые вписать имя «Тойоты» в списки покорителей Великой Французской Гонки.
Однако и в «Пежо Тальбо Спорт» не сидели сложа руки. Из девяти пилотов команды шестеро были гонщиками формулы 1. Причем среди них как представители Ф1 70-х годов — Жан-Пьер Жабуй, так и сегодняшних звезд «королевы автоспорта»— Тьерри Бутсен. Кроме того, Жан Тодт ангажировал трех чемпионов мира в гонках на выносливость — Мау-ро Бальди, Тео Фаби и Янни-ка Дальма, а также четырехкратного чемпиона IMSA Джефса Брэбхэма. А чтобы привнести в эту звездную компанию национальный колорит, приглашение выступить в Ле-Мане получили победитель европейского кубка «Пежо-Спайдер» Эрик . Элери и второй его призер Кристоф Бюшу.
Что же касается автомобиля, то, как и год назад, на старт вышел проверенный «Пежо-905-Эволюсьон 1». Правда, подвергшийся серьезным изменениям. Были применены коробка передач поперечного расположения, задняя подвеска и противобуксовочная система, позаимствованные у «Эволюсьон 2». Инженерам «Пежо» удалось снизить массу автомобиля и увеличить мощность двигателя. Но самое главное — новая трансмиссия была оборудована «дуракоустойчивой системой», то есть практически полностью исключала возможность неправильного выбора передач, что на порядок повышало надежность мотора и коробки передач. К слову, Тони Саутгейт считал отсутствие такой системы слабым местом своей «Тойоты».
А уж сколько было испытательных заездов у обеих «конюшен»! Только у «Пежо» 60 ООО километров — это полтора раза вокруг земного шара! Словом, все предвещало нешуточную схватку за корону победителя юбилейного Ле-Мана.
Казалось, начнется она еще в квалификации. В первый же день лучшее время показал Филипп Алльо. Но потом, в попытке проехать еще быстрее, француз вылетел за пределы трассы в повороте «Порше» и вдребезги разбил машину. И мигом всякий интерес «Пежо» к квалификации испарился. Тем не менее никто ни в четверг, ни в пятницу не смог превысить время Алльо, заработавшего «поул-позишн».
Сама же гонка — судя по переполненным трибунам и забитым до отказа кемпингам, вызвавшая громадный зрительский интерес,— началась на редкость спокойно. Как бы соблюдая предстартовую субординацию, первые несколько кругов пилоты прошли согласно местам, занятым на старте. Но эта идиллия продолжалась недолго. Асы формулы 1 из «Пежо» и ветераны «Ле-Мана» из «Тойоты» постепенно наращивали темп, подстегивая друг друга. Ведущая шестерка заводских машин шла дружно, особо не растягиваясь, не пуская никого в отрыв. Все как будто ждали ошибок и неисправностей конкурентов. Первая из них, не столь серьезная, сколь досадная, произошла с Джеффом Брэбхэмом — неожиданно соскочили ремни безопасности. «Пежо» австралийца остановился в боксах, потеряв полторы минуты.
Следующая неприятность свалилась на японцев. «Тойоту» под номером 37 буквально залихорадило. В течение двух часов она едва ли не после каждого круга появлялась в боксах. Механики, чертыхаясь, поменяли see, что только можно. Тщетно — спустя некоторое время первая из «тойот» сошла с дистанции гоночного марафона.
Сразу после этого настала очередь «Пежо». Лидер Алльо свернул в пит-лейн с дымящим мотором. Правда, проблема оказалась не такой уж страшной — вытекло лишь немного масла. Но устранение неисправности заняло более получаса, что отбросило второй экипаж «Пежо» на 15-ю позицию.
Но соперники французов радовались недолго. Когда дело близилось к ночи, суровую справедливость поговорки: «Все под Богом ходим» прочувствовал племянник Хуана-Мануэля Фанхио. Он довольно быстро акклиматизировался в Ле-Мане и, догнав лидера Тео Фаби, стал настойчиво его атаковать. Как вдруг: «Я обошел «Лотос», притормозил, прошел поворот и хотел уже прибавить, когда парень, которого я только что обошел, с силой вонзился в меня. Скорость этого сумасшедшего была вдвое выше той, на какой можно контролировать машину!»— сокрушался в боксах без пяти минут лидер.
Развязка наступила под утро. Ночью заметно прибавил державший< я до поры до времени в тени третий экипаж «Пежо». Воспользовавшись небольшими неполадками в машине Фаби, Брэбхэм, Элери и Бюшу захватили лидерство, чтобы уже никому его не уступать. А на «тойоты» словно напал мор Постоянные заезды к механикам делали мечты японской команды — не о победе, о пьедестале — все более и более призрачными. Уповать японцам оставалось лишь на чудо. Но его, к радости французов, не произошло, и экипаж «Пежо» под номером 3, благодаря своей мудрой тактике «не лезть на рожон и беречь машину», первым пересек линию финиша.
Толпа болельщиков на руках отнесла пилотов к пьедесталу, а Жан Тодт плакал. Он сделал для «Пежо» все, именно ему «лионский лев» обязан всеми спортивными достижениями мирового уровня в 80—90-х годах. Но эта тройная победа в Ле-Мане, хоть и была убедительна и столь желанна, все же стала последней для Тодта и его любимой команды.
Впрочем, не будем о грустном, в тот день все французы ликовали. Они гордились «Пежо» и обожали «Ле-Ман». Настолько, что если бы кто-нибудь посмел заикнуться о том, что гонка этого года может стать последней, это было бы воспринято ими как богохульство.
Нет! «Ле-Ман» будет продолжаться: ведь для соревнований такого масштаба семьдесят лет — сущий пустяк, а порох в пороховницах все еще имеется, что и показала нынешняя гонка. Совсем другое дело, в каком виде и как будут проходить следующие соревнования на кольце Сартэ. Доподлинно пока ничего не известно, вероятно, организаторы продолжат эксперимент с «Гран Туризмо». Поговаривают также о создании категории «GT-прототип» для специальных машин по примеру «силуэтов» 70-х годов. Возможно увеличение числа национальных прототипов — «Про-Спорт» и «Пежо-Спайдер», возможно и многое другое. Но уже сейчас ясно одно — разыгравшийся энтузиазм и фантазия гоночных чиновников не приведут «Ле-Ман» туда, где окончил свой путь чемпионат спорт-прототипов. А 24-часовая гонка — единственная в своем роде — благополучно встретит свое столетие.
Источник: Журнал «АМС», №11, 1993