На протяжении всей летней кампании мирового первенства итоговый расклад чемпионата "пятисоток" проглядывался вроде бы достаточно явно: Мик Дуэн — чемпион, Швантц и Кривилль — призеры. Но предположения, какими бы обоснованными они ни казались, остаются лишь предположениями. Официальные же итоги года подводятся только после финальных осенних гонок. И если Дуэн не стал откладывать дела в долгий ящик и решил вопрос о чемпионстве еще в конце августа, то двое других соискателей медалей, не сумевшие обезопасить себя от противников столь же весомым заделом в очках, немедленно за это поплатились. Как вы помните, на первом осеннем Гран-при сезона в Лагуна-Секе оба — и Швантц, и Кривилль — попали в серьезные аварии, причем в обоих случаях пострадали руки гонщиков.
Но если травмы пальцев рук все-таки позволили испанцу принять участие в заключительных гонках и он сохранял возможность вскочить на подножку уходящей "бронзы", то экс-чемпион мира сам уже ничего поправить не мог. Для сохранения "серебряного" результата техасцу оставалось лишь уповать на ошибки соперников и технические неполадки их мотоциклов. Однако ни в США, ни в Аргентине таковых замечено не было. И перед Кевином неожиданно возникла реальная угроза остаться вне пределов призовой тройки.
Большой приз Европы четвертый год кряду проводился в Испании. Эта страна имеет в чемпионате мира по мотогонкам привилегированное положение. Стараниями национальной федерации и компании "Дорна", активно пропагандирующей мировое первенство и к тому же владеющей правами на его телетрансляции, испанским болельщикам стало доступно воочию наблюдать два, а то и целых три мотоциклетных Гран-при в год. В нынешнем сезоне у них появился дополнительный стимул попасть на трибуны барселонского автодрома "Каталунья-Монтмело". Ведь впервые в истории сразу два испанца могли попасть в призеры "королевского" класса.
Однако почти до самой середины заключительного этапа первенства мира сезона-94 все складывалось в пользу техасца, который наверняка был самым заинтересованным болельщиком испанской гонки.
На старте, помятуя, очевидно, о своих, пусть призрачных, но все же шансах, настоящий спектакль перед домашней публикой разыграл Альберто Пуиг. Каталонец — а родился он как раз в Барселоне — вместе с Косински мгновенно оттеснил с основной гоночной линии обладателя "поул-позишн" и нового чемпиона мира. В после-стартовый поворот "Эльф" первым ввалился "маленький Джон", но уже через несколько десятков метров в очередной связке поворотов Пуиг вышел в лидеры.
Альберто успел приучить зрителей к таким фокусам. Надолго запомнились отчаянные маневры испанца в Германии и Австрии. Однако неизменно все его попытки закрепиться на первом месте оказывались тщетными. В конце концов так же вышло и в Барселоне, но, пожалуй, больше нигде испанец не сопротивлялся "заводским" пилотам так долго и — прямо-таки остервенело, иначе не скажешь, — как на европейском Гран-при. Не раз и не два каталонец пугающе жестко "захлопывал дверь" перед входом в поворот у самого носа сначала Косински, затем Ито и Кадалоры.
Итальянец подловил Пуига только на девятом круге. Лука прижал бело-голубой мотоцикл соперника к внутренней бровке левого поворота, заставив сбросить скорость, а к следующему правому повороту вышел вперед. С этого момента поставившего крест на всех чаяниях ис-"янских болельщиков о победе своего любимца, Пуиг заметно сник и начал не только отставать от "Ямахи" лидера, но пропускать вперед других соперников. А главная интрига последних трех Гран-при сезона достигла между тем своего апогея.
Лука лидировал, за ним по пятам следовала "Хонда" Дуэна, который, к огорчению "маленького Джона" и, разумеется, Швантца, даже не пытался обогнать "Ямаху", хотя был от нее буквально в двух шагах. Более того, неожиданно для юрвого номера" "Кадживы" на третье место выбрался Кривилль.
Сразу же ожили притихшие было трибуны. Встряхнулся и сам Косински — ведь из его рук уплывало не только "серебро", но и "бронза" чемпионата. И Джон бросился в бой не на жизнь, а насмерть. Выражение это вовсе не фигуральное. Итальянская машина заметно уступала японской, а в таких условиях пилоту, догоняющему более быстрого соперника, приходится не только призвать на помощь все свое мастерство, но и рисковать. Причем порой действительно смертельно.
В битве между Кривиллем, чья "Хонда" на прямых шла гораздо резвее "Кадживы", и Косински, творившим чудеса в поворотах, было абсолютно все — невероятные маневры Джона на торможении, классические обгоны с использованием "слип-стрима" в исполнении Алекса, совершенно измочаленная резина, заставлявшая мотоциклы судорожно дергаться, — а ближе к финишу еще и дождик стал накрапывать. На последнем круге пилоты даже столкнулись. К счастью, касание произошло на небольшой скорости и пострадал лишь передний обтекатель "Хонды". Косински же сумел в итоге финишировать третьим.
Впрочем, даже третье место американца в Испании и во всем чемпионате можно назвать подвигом. Как признался Джон после финиша: "Кривилль был быстрее меня на всех участках трассы, тем более на прямых. Вы сами хорошо видели — мой мотоцикл неконкурентоспособен сегодня".
Удивительно, но те же слова в адрес своей машины мог бы сказать и новоиспеченный вицечемпион мира. Команда Кенни Робертса большую часть сезона выглядела просто беспомощной. И лишь благодаря каким-то совершенно не логичным успехам в США и Испании "Ямаха" выбралась на второе место в личном и третье в командном зачетах.
Что и говорить, подобной концовки 45-го чемпионата мира в классе 500 см3 не ожидал никто. И меньше всего, конечно, Кевин Швантц. На протяжении всего сезона именно его "Сузуки" выглядел наиболее достойно на фоне игравшей первую скрипку "Хонды". И по логике вещей прошлогодний чемпион должен был бы к грустной приставке "экс" добавить ободряющую "вице". Но природе чужды прямые линии и строгая логика. Может быть, потому осень, смешав все карты техасца, оставила Кевина грустить о сломанной руке и упущенных шансах.
Источник: Журнал «АМС», №12, 1994