Глядя на такую идиллию, трудно было предположить, что на трассе эти двое вот уже не один год непримиримые соперники, не прощающие друг другу ни единой ошибки. Но все же по-настоящему обострились их спортивные взаимоотношения в прошлом сезоне. Тогда в нашем мотокроссе была сделана уступка здравому смыслу. Класс мотоциклов 250 см3 стал, наконец, открытым для машин любых марок.
Как в минувшем году, так и теперь, у лидеров оставалась возможность избежать очной встречи на трассе. Они могли поделить сферы влияния. Достаточно было перейти в любой другой класс, где по-прежнему сохранилась монополия мотоциклов ЧЗ. Но оба приняли вызов.
Год назад, чтобы завоевать «золото», Морозову надо было обязательно победить в обоих заездах заключительного этапа, но во Владимире, на «родной» для соперника трассе киевский армеец, похоже, «перегорел» до старта. В итоге — два падения и только серебряная медаль.
Теперь ситуация изменилась. Уже Дедовскому, чтобы отыграться, необходимо было победить в обоих заездах на «нейтральном» поле в Белоруссии.
Андрей, пожалуй, как никто другой, умеет скрывать за внешней бравадой предстартовое волнение. Похоже, это своего рода спасительная маска, которая помогает спортсмену. Но на этот раз его оживление мне показалось чуть более наигранным, чем обычно. Быть может, от неуверенности в себе? Впрочем, для того, чтобы добыть «золото», ему надо было в обоих заездах опередить, по сути, лишь одного гонщика. Но этим гонщиком был Морозов. За тридцать минут плюс два круга — столько длится заезд — Александр так и не подпустил своего главного конкурента ближе чем на сто метров.
— Всю душу из меня вытрясла эта машина. Не работает вилка — хоть ты тресни. Чувствую, догнать — не догоню, только убьюсь! — почти срываясь на крик, посвящал Дедовской в свои беды тренера Александра Яковлеве. А в действительности, наверное, пытался оправдаться перед самим собой.
И словно в подтверждение моих мыслей, переведя дух, Андрей проронил: «Если честно, «Мороз» сегодня сильнее меня». И улыбнулся. Впрочем, не был бы он самим собой, если бы не признал этого. Кривить душой — не в его характере.
Дедовской и Морозов из тех гонщиков, для которых любое место, кроме первого, равносильно поражению. На нынешнем чемпионате никто из соперников в их спор вмешаться не смог. Лишь бронзовому призеру Сергею Евдокимову из Видного удалось на первых кругах зацепиться за лидеров. Кстати, он был одним из немногих, кого неудержимый дуэт не Смог обойти в ходе гонки на круг.
Разница в мастерстве между несколькими лидерами и остальными участниками была велика и в других классах.
— На мой взгляд, одна из причин этого в том, что с нынешнего года многие ведущие гонщики главным событием считают все-таки многоэтапное первенство среди штатных команд,— сказал мне чемпион в классе 500 см3 Юрий Худяков.— Проводится оно на мотоциклах любых марок с объемом двигателя 125 и 250 см3. А вот на чемпионате страны открытым стал только один класс — 250 см3. И тут же упал престиж двух других классов. Некоторые сильные спортсмены в них вообще не стартовали. И их можно понять: для этого пришлось бы сменить «хонды» и «ямахи» на еще обязательный здесь ЧЗ. А что означает такой переход, мне пришлось испытать на собственной шкуре. Откатав несколько этапов штатного первенства на японской машине, в интересах команды я пересел на ЧЗ. Я не новичок в мотокроссе, но все же такая замена «коней на переправе» выбила меня из колеи по крайней мере на месяц. Что же говорить о молодых гонщиках. Для них подобное шараханье просто опасно и чревато падениями. Слишком уж разные «характер», скорость, динамика, скажем, у «Хонды» и у ЧЗ. А главное — на чехословацкой машине не подготовить гонщика экстракласса. Не верьте, если вам скажут, что вот, мол, поездит на ней юноша годика два-три, наберется опыта, а потом «выстрелит» на японском мотоцикле. Чудес не бывает. Ведь уровень мастерства спортсмена напрямую зависит от степени совершенства техники.
Озабоченность дальнейшей судьбой чемпионата высказывали многие специалисты, с которыми мне удалось побеседовать. Одни говорили, что устарел и сам принцип проведения его среди команд республик, в составе которых без всякого конкурса попадают на старт откровенно слабые гонщики. Кстати, и двухчасовой подсчет командных очков, на который были обречены судьи заключительного этапа, не украсил соревнования. Другие «горячие головы» призывают не допускать к участию наших профи, чтобы уравнять класс спортсменов, забывая, видимо, что тогда уровень состязаний упадет еще ниже.
Мнения разные, но все сходятся в одном: нынешняя система проведения чемпионата стала тормозить рост мастерства гонщиков.
— К сожалению, престиж национального первенства действительно падает,— признался спортивный комиссар состязаний Виктор Максимович Шаронов.— В мотоспорте я не один десяток лет. Помню первый союзный чемпионат. И неизменно конкуренция за право участвовать в первенстве была чрезвычайно острая. И лишь в нынешнем году довелось мне увидеть вакантные места на старте.
Впрочем, интерес к мотокроссу в нашей стране не упал. Свидетельство тому десятки тысяч болельщиков, которые пришли на трассу в Ошмянах.
Однако все они, несомненно, хотят, видеть наш национальный чемпионат обновленным — настоящей «главной гонкой сезона».
О. СЕРГЕЕВ Фото А. ПОПОВА
Чемпионат СССР по мотокроссу
Итоговый результат. Класс 125 см3, юноши: 1. С. Казаков; 2. Ф. Здоровенко (оба — Москва); 3. И. Смереико (Украина); 4. В. Сидоренко (Ленинград); 5. С. Лаврухин (Москва); 6. С. Сайко (Украина).
Класс 125 см3: 1. А. Зорин (Ленинград); 2. Ю. Зырянов (Россия); 3. В. Гончаров (Молдова); 4. В. Федоров (Ленинград); 5. А. Бурдаков (Москва); 6. Ю. Гурьев (Молдова).
Класс 250 см3: 1. А. Морозов (Украина); 2. А. Ледовской; 3. С. Евдокимов; 4. В. Кагарлицкий; 5. А. Платонов; 6. А. Леок (все — Россия).
Класс 500 см3: 1. Ю. Худяков (Москва); 2. В. Казак (Россия); 3. А. Ефимов; 4. А. Пронин (оба — Украина); 5. Ю Назарук (ВС); 6. О. Сазановец (Белоруссия).
Командный зачет: 1. Украина; 2. Москва; 3. Россия; 4. Ленинград; 5. Белоруссия; 6. Молдова.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990