Увы, все это в прошлом. В последнее время наши гаревики не выступают в командных чемпионатах мира, а само попадание в финал личного (даже если там занимается последнее место) считается великим успехом.
В 1988 году, когда советскому спидвею исполнилось 30 лет, ни одному нашему спортсмену не удалось достичь даже последнего отборочного этапа — континентального финала. Этот провал был огорчителен потому, что советские гаревики, казалось, начали понемногу продвижение вверх. В 1986 году В. Кузнецов стал шестым в личном чемпионате мира, а другой гонщик ровенского «Сигнала» И. Марко победил в юниорском чемпионате Европы.
Была ли неудача юбилейного года лишь эпизодом, не отражающим наметившейся, вроде, тенденции на выздоровление отечественного спидвея? Ответить на этот вопрос должен был сезон 1989 года. Многие поклонники мотоспорта ждали его с надеждой еще и потому, что у руля сборной страны встал лучший наш мастер спидвея 80-х годов В. Кузнецов. С какими же результатами пришла сборная СССР к финишу сезона? Скажем прямо, похвастаться нашим гаревикам нечем. В первых же своих соревнованиях — для одних это был отборочный тур, для других континентальный четвертьфинал личного чемпионата мира — «вылетели» четыре гонщика. Причем трое из них так же скромно выступили и в предыдущем сезоне.
В полуфиналах стартовало четверо наших спортсменов, но только двое — Львовский армеец Р. Саитгареев и И. Дубинин из Новосибирска завоевали право выступать в континентальном финале. И. Зверев из Ровно занял 10-е место (он все же участвовал в финале континентальной зоны, так как там образовались вакансии из-за травм, полученных финалистами). А его земляк чемпион страны В. Трофимов занял лишь 14-е место. Это тем более печально, что оба выступали в полуфинале, который проводился на их родном треке в Ровно.
Лучший из наших участников континентального финала Саитгареев имел шанс пробиться в мировой финал, но его подвели механики, которые не успели заправить мотоцикл перед решающим заездом. Вопиющая халатность!
Показательно, что лишь в одной из восьми гонок континентальной зоны с участием наших спортсменов советский гаревик вошел в число призеров — Саитгареев в польском полуфинале оказался третьим. Даже в печальной памяти юбилейном году в семи таких гонках на счету членов сборной СССР было две победы (Кузнецов) и одно третье место (Вал. Гордеев).
Как видно, общий низкий уровень результатов наших гонщиков остался практически прежним. Одна из возможных (но, конечно, не главных) причин этого печального постоянства, на мой взгляд, состоит в том, что на чемпионате мира от нас выступают не все самые сильные спортсмены. Так, дома остались неоднократные участники чемпионатов мира Вал. Гордеев из Балакова, уфимец М. Старостин, другие мастера. Зато форму сборной надели пусть перспективные, но пока еще всерьез не заявившие о себе гонщики, например Д. Грезин.
Похвально стремление наставников влить в состав сборной свежие силы. Однако смена поколений — процесс сложный, противоречивый. Так что подходить к нему надо очень осторожно, избегая поспешных решений. Видимо, все-таки в главную команду страны спортсмены должны попадать не по паспортным данным. Постоянный труд и высокая спортивная форма — вот пропуск в сборную.
Кстати сказать, в Англии, США, Дании, Швеции — странах, задающих сегодня тон на международной арене, участников чемпионата мира определяют строго по результатам отборочных соревнований, справедливо полагая, что начинать учиться надо не во время экзаменов.
Особенностью минувшего сезона стало возвращение советских мастеров спидвея на чемпионат мира среди пар, в котором мы не участвовали пятнадцать лет. Но и здесь результаты дуэта Р. Саитгареев — Вл. Трофимов оказались более чем скромными. На полуфинале в Дании они набрали 30 очков (по 15 каждый) и смогли опередить лишь пары из Нидерландов и Бельгии. Всего же здесь выступало девять пар и наши в финал не пробились.
Безусловно, сказалось долгое отсутствие советских мастеров на этих состязаниях, непривычная система гонок — по шесть человек в заезде (у нас она только появляется) и то обстоятельство, что датский полуфинал оказался по составу очень сильным. Тут стартовали чемпионы последних четырех лет датчане, неизменные финалисты — шведы, финны, австралийцы, новозеландцы. Все они, к слову, выступают в британской профессиональной лиге, а значит, имеют по сравнению с нашими гонщиками несоизмеримо больший опыт.
Именно мизерное количество международных стартов у советских спортсменов резко тормозит рост их мастерства. Еще до недавнего времени отборочные соревнования чемпионата мира были для наших гонщиков первыми международными встречами в сезоне. В последнее время вроде наметился иной подход. Скажем, в мае прошлого года несколько членов сборной СССР получили возможность провести совместные тренировки и соревнования с многими ведущими гонщиками мира в ФРГ. Правда, этот учебный сбор пришелся не совсем ко времени, уже после того, как состоялись первые гонки мирового первенства, но все-таки...
Кстати, в одном из проведенных в ФРГ соревнований Саитгарееву удалось опередить многих лидеров мирового спидвея и занять второе место. Он уступил только знаменитому датчанину Я.-О. Педерсену.
Несколько лучше своих старших товарищей выступили на международной арене наши юниоры. В финале чемпионата мира единственный советский представитель Р. Аас из львовского СКА набрал шесть очков. Столько же, сколько годом раньше занявший одиннадцатое место Р. Коваль из Черкесска. Однако оказался на две ступеньки выше. Еще один наш гонщик, ставший несомненно открытием прошлого сезона, семнадцатилетний В. Гайдым из Ровно завоевал право выступать в финале запасным, но не смог им воспользоваться из-за полученной накануне травмы.
Успех сопутствовал нашим юниорам в Кубке дружбы, где сборная СССР после шестилетнего перерыва вернула себе звание сильнейшей. В этих соревнованиях за нее выступали Р. Аас, В. Гайдым, И. Дубинин и Р. Коваль. В личных соревнованиях Р. Аас разделил победу с поляком Я. Ольшевским.
Небезынтересно вспомнить о прошлогодних мировых финалах, проходивших в отсутствие советских гонщиков. В чемпионате среди пар вне конкуренции был дуэт из Дании в составе X. Нильсена и Э. Гундерсена. Между этими гонщиками шла основная борьба и в личном первенстве мира, финал которого был интересен тем, что впервые проводился на Олимпийском стадионе Мюнхена на дорожке, насыпанной поверх тартанового покрытия. После соревнований его без особых затруднений привели в первоначальный вид.
Нильсен победил Гундерсена в первой серии заездов и беспрепятственно добрался до своего третьего чемпионского титула в личном первенстве. Гундерсен же в одном из заездов сошел из-за технической неполадки своего «Джи Эм» и остался за чертой призеров, пропустив вперед англичан С. Уигга и Д. Донкастера.
Финал командного чемпионата мира был омрачен трагедией. В первом же заезде во время группового падения четырех гонщиков Гундерсен получил серьезную травму позвоночника и несколько дней находился в больнице в критическом состоянии. Опасность для жизни этого мужественного спортсмена миновала, но теперь речь может идти лишь о восстановлении его способности ходить.
Травма Гундерсена облегчила англичанам возвращение титула чемпионов мира после девятилетнего перерыва.
На длинном треке во второй раз успеха добился англичанин С. Уигг. Его чуть было не опередил ветеран чехословацкого спидвея А. Дрымл, но упал в одном из заездов и повредил мотоцикл. Между тем в совместных с Уиггом встречах он дважды опережал англичанина.
Ниже приведены результаты важнейших международных соревнований по спидвею 1989 года.
Результаты участия в континентальной зоне чемпионата мира гонщиков сборной СССР
Против фамилий гонщиков указаны места, которые они заняли в соревнованиях континентальной зоны; отборочных, Ч — четвертьфинальных, П — полуфинальных и Ф — финальных.
45-й личный чемпионат мира. Финал. Мюнхен (ФРГ), 2.9.1989: 1. X. Нильсен (Дания) — 15 очков; 2. С. Уигг — 12+3; 3. Д. Донкастер (оба — Англия)—12+2; 4. Э. Гундерсен (Дания)—11; 5. К. Тейтум (Англия)—10; 6. М. Ширра (Новая Зеландия) — 10; 7. Э. Смит (Англия) — 10; 8. Т. Ольссон (Швеция) — 8; 9. Г. Рисс (ФРГ) — 5; 10. Р. Матоушек (Чехословакия) — 5; 11. К. Майер (ФРГ)—5; 12. О. Тюрвайнен (Финляндия) — 4; 13. Т. Бутлер (Австралия) — 4; 14. Р. Корри (США) — 4; 15. З. Адорьян (Венгрия) — 4; 16. Б. Бргел (Чехословакия) — 1.
2-й чемпионат мира среди юниоров. Финал. Лониго (Италия), 24.9.1989: 1. Г. Ханд-берг (Дания) — 13 + 3; 2. К. Луис (Англия) — 13+2; 3. Н. Карлссон — 12; 4. X. Гус-тафссон (оба — Швеция) — 11; 5. М. Лорам (Англия) — 10; 6. Ф. Шотт (Дания) — 9; 7. Л. Адамс (Австралия) — 9; 8. К. Якобсен (Дания) — 8; 9. Р. Аас (СССР) — 6; 10. К. Ходжсон (Австралия) — 5; 11. К. Линдбю — 5; 12. П. Карлссон (оба — Швеция) — 4; 13. П. Свист — 3; 14. Я. Ольшевский — 3; 15. С. Дудек (все — Польша) — 1; 16. Р. Саломон (Италия) — 0.
Результаты участия в чемпионате гонщиков сборной СССР
19-й чемпионат мира по длинному треку. Финал. Марианске Лазни (Чехословакия), 20.8.1989: 1. С. Уигг — 38; 2. В. Дрымл (Чехословакия)— 37; 3. К. Майер — 33; 4. Э. Стенлунд (Швеция) — 28; 5. Э. Мюллер (ФРГ) — 22; 6. X. Нильсен — 20; 7. А. Пол-лен — 19; 8. М. Трупковиц (оба — ФРГ) — 19; 9. М. Герхард (Швейцария) — 17; 10. М. Кокс (Англия)—16; И. Г. Рисс — 12; 12. С.Скофилд (Англия) — 12; 13. Б. Гадек — 12; 14. П. Ван дирек (оба — Чехословакия) — 9; 15. К. Мортон (Англия) — 8; 16. К. Лауш (ФРГ) — 1.
4-й Кубок чемпионов. Начбах-Лойперсбах (Австрия), 27.5.1989: 1. Я.-О. Педерсен (Дания) — 15; 2. М. Ширра— 13; 3. К. Ниеми (Финляндия) — 10; 4. С. Уигг — 9; 5. С. Ермоленко (США) — 9; 6. Р. Матоу шек — 9; 7. 3. Адорьян — 9; 8. К. Лауш — 9; 9. Л. Гуннестад (Норвегия)—8; 10. Вл. Трофимов— 7; 11. П. Йонссон (Швеция) — 5; 12. А. Кастанья (Италия)—5; 13. Н. Ма-нев (Болгария) — 4; 14. 3. Каспшак (Польша) — 2; 15. А.Хорват (Югославия) — 1; 16. X. Шатцер (Австрия) — 1.
20-й чемпионат мира среди пар. Финал. Лешно (Польша), 5.8.1989: 1. Дания — 48 (X. Нильсен — 28; Э. Гундерсен — 20); 2. Швеция — 44 (Д. Нильсен — 23, П. Йонссон — 21); 3. Англия — 37 (К. Тейтум — 21, П. Торп—16); 4. ФРГ — 36 (К. Майер — 22, Г. Рисс 14); 5. Финляндия — 31 (К. Ниеми — 18, О. Тюрвайнен — 13); 6. Венгрия — 22 (А. Кочо — 14, 3. Адорьян — 8); 7. Чехословакия — 25 (Б. Бргел — 14, 3. Тесарж — 11); 8. Италия — 15 (А. Далькьеле — 9, В. Фурланетто — 6); 9. Польша— 11 (П. Свист — 11, Р. Янковский — 0).
29-й командный чемпионат мира. Финал. Брадфорд, (Д. Донкастер — 13, П. Торп — 12, С. Уигг — 11, К. Тейтум — 12, С. Кросс — 0); 2. Дания — 32 (X. Нильсен— 11, Г. Хандберг — 9, Д. Йоргенсен — 7, Б. Картер— 5, Э. Гундерсен — 0); 3. Швеция — 30 (М. Бликст — 10, П. Йонссон — 8, Т. Оль-ссон — 7, Э. Стенлунд — 5, Д. Нильсен — 0); 4. США — 8 (К. Моран — 6, Г. Ханкок — 2; Р. Корри — 0; Р. Миллер — 0, Л. Кинг —0).
11-й Кубок дружбы социалистических стран в командных гонках: 1. СССР — 182; 2. Польша — 169; 3. ЧСФР — 153; 4. Болгария — 117; 5. Венгрия — 95; 6. ГДР — 72; 7; Румыния — 70.
6-й Кубок дружбы социалистических стран в личном первенстве: 1—2. Р. Аас (СССР) — 49, Я. Ольшевский (Польша) — 49; 3. С. Драбик (Польша) — 48; 4. Я. Голуб (Чехословакия) — 46; 5. Р. Коваль (СССР) — 45.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1990