— Может быть и не стоило так далеко ездить ради того, чтобы просто обозначить свое присутствие? — с этого вопроса началась беседа корреспондента АМС С. Осокина со старшим тренером сборной СССР Николаем Зыбиным.
— Вот-вот, примерно так и рассудили в свое время в ЦК ДОСААФ СССР. Выиграть, мол, вы все равно не сможете, так нечего и деньги на поездки за рубеж зря транжирить. И почти десять лет мы не стартовали в командных состязаниях.
Сколько утеряно опыта, знаний, навыков, наконец, связей с деловыми людьми, мотоциклетными фирмами. За эти годы успела измениться даже формула проведения подобных турниров. Раньше командные первенства разыгрывались отдельно в трех классах. Ныне эти соревнования объединили. Теперь каждую страну в командном чемпионате мира представляют три гонщика на мотоциклах классов 125, 250 и 500 см3. Так что наше выступление можно считать дебютом — никто из нынешнего состава сборной в командных гонках не выступал.
— Не понизило ли престиж командных соревнований это объединение трех чемпионатов в один!
— Скорее наоборот. Командное первенство — своеобразное подведение итогов сезона. В нем участвовал практически весь цвет мирового мотокросса. В составе национальных сборных выступали сильнейшие гонщики. Видели бы вы, как был огорчен неоднократный чемпион мира Эрик Гебоерс, когда судьи не разрешили ему стартовать за команду Бельгии из-за простой формальности. Дело в том, что его спортивная лицензия выдана в Монако. Возможно, именно это обстоятельство помешало бельгийцам победить сборную США, которая девять раз до этого была обладателем чемпионского титула.
— Но советской команде, похоже, бороться пришлось не с американцами и бельгийцами!
— Да, получилось, что нашими конкурентами были в основном гонщики, хорошо знакомые по прошлым соревнованиям Кубка дружбы. Можно сказать, что мы вышли победителями такого неофициального соперничества. Хотя, признаться, это слабое утешение. Ведь из двух заездов, что даются для каждого класса, лучшими у киевлянина Александра Морозова и Андрея Ледовского из Владимира, выступавших на мотоциклах 125 и 250 см3, были 12-е места, а для челябинца Александра Платонова в классе 500 см3 — 14-е.
— Часто приходится слышать, как наши тренеры неудачи оправдывают в основном отсутствием конкурентоспособной техники...
— Причины, на мой взгляд, глубже. Тут и сокращение числа всесоюзных соревнований, например, чемпионат страны у нас проходил лишь в два этапа, а, скажем, в США их 18. И стремление во что бы то ни стало проводить внутренние состязания только на отечественных и чехословацких мотоциклах, которые давно безнадежно устарели. Добавьте сюда и редкие встречи советских гонщиков с лучшими зарубежными мастерами... Словом, наше поражение — это следствие падения общего уровня мотокросса в стране. Точнее, пока мы топтались на месте, другие ушли вперед.
Конечно, сыграло свою роль и отсутствие у сборной СССР конкурентоспособных мотоциклов. На прошедшем чемпионате лидеры выступали уже на перспективных моделях 1991 года. Морозову и Ледовскому пришлось стартовать на «ямахах» двухлетней давности, а у Платонова был КТМ, на котором он выступает за свою клубную команду из Миасса.
— Как же так! Ведь чемпионат среди национальных команд для сборной, пожалуй, главная гонка сезона, и разве не Центральный автомотоклуб страны должен позаботиться о технике для наших сильнейших кроссменов!
— Нескольких тысяч инвалютных рублей, что выделяет нам ежегодно ЦК ДОСААФ СССР, попросту для этого недостаточно. Так что сегодня мы во многом рассчитываем на помощь профессиональных команд, многоэтапное первенство которых дебютировало в минувшем году. Многие из них располагают солидными средствами и обеспечили гонщиков экипировкой и мотоциклами.
— Но согласятся пи клубы, чтобы спортсмены выступали за сборную на их технике! Что они получат взамен!
— Надеюсь, что и руководителям, и спортсменам профессиональных команд далеко не безразлична дальнейшая судьба сборной, ее престиж. В то же время, совершенствуя мастерство в составе национальной команды, гонщики усилят и свои клубы.
Командный чемпионат мира по мотокроссу
1. США (Дж. Уорд, «Кавасаки» — 500 см3; Дж. Стэнтон, «Хонда» — 250 см3; Д. Брэдшо, «Ямаха» — 125 см3) — 9 очков; 2. Бельгия (Д. Гоекенс, «Хонда»; М. Бервоетс, «Кавасаки»; С. Эверте «Сузуки») — 10; 3. Швеция (С. Ларссон, «Кавасаки»; П. Юханссон, «Ямаха»; Й. Карлссон, «Кавасаки») — 12; 4. Италия — 15; 5. Нидерланды — 17; 6. Великобритания... 18. СССР.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1991