Нужно сказать, антураж второго этапа чемпионата стал приятным сюрпризом. В двух классах 250 и 125 см3 (здесь соревнуются юноши до 22 лет) на старт вышли 22 австрийских мотоцикла КТМ, два десятка «японцев» — «хонды» и «ямахи» — и только два «Чезета». В свободное от заездов время гонщики, сложив мотокроссовые доспехи в громадные сумки с импортными надписями, щеголяли в сногсшибательных шортах, цветастых рубашках, модных кепках и солнечных очках — Европа! Был у соревнований даже собственный спонсор — балаковский магазин «Эластик» производственного объединения «Резинотехника», торгующий всевозможными резиновыми комплектующими к легковым автомобилям. Он вложил в соревнования 10 тысяч рублей.
Трасса в Балаково насыпная, расположена очень компактно и напоминает, по свидетельству самих гонщиков, скорее дистанцию суперкросса. Едва ли не с любого места она просматривается практически полностью, зрители ощущают себя как бы участниками этой ревущей карусели. Поэтому они смогли по достоинству оценить быструю, не по годам уверенную езду двадцатилетнего челябинца Вячеслава Козлова и неувядающее мастерство самого знаменитого нашего действующего кроссме-на Владимира Кавинова.
Именно эти двое стали «премьерами» балаковского кросса. Одержав по победе и заняв по второму месту в заездах, они выиграли этап и вышли в лидеры общего зачета чемпионата. Командная же борьба завершилась в пользу хозяев благодаря уверенным выступлениям в обоих классах. Драматических падений, рискованных прыжков и прочих прелестей мотокросса было в этот жаркий солнечный день на трассе предостаточно. Словом, зрелище удалось. Впечатление даже было такое, что спишь и видишь прекрасный сон, и так боишься открыть глаза — не пропало бы это великолепие.
Внимательный читатель, может быть, подсчитав количество мотоциклов, уже отметил про себя, что для двух классов их что-то маловато. «Ну разве так можно! — не скрывал своей досады старший тренер команды хозяев — балаковской «Резино-техники» Виктор Ермишин. — Мы так ждали этой гонки, так старались провести ее на самом что ни на есть профессиональном уровне. А из двенадцати команд приехали только шесть». Действительно, команды латвийского города Броцены (кстати, победители первого этапа), Минска, Тулы, Волгограда, Каменск-Уральского и Мариуполя не только не приехали, но даже не сочли нужным предупредить хозяев и судей, чтобы их не ждали.
Как выяснилось, организовать у себя профессиональную команду — это еще не самое трудное. И даже покупка импортной техники, еще пару лет назад казавшаяся тринадцатым подвигом Геракла, выглядит сущим пустяком по сравнению с труднейшим (и актуальнейшим на сегодня) делом — добиться профессионализма от отечественных «профессионалов». А последнее подразумевает обязательность и порядочность в отношениях с коллегами. Иначе словно карточный домик рассыплется вся сложная система коммерческого спорта. Трудно понять поэтому, например, хозяев трассы в Волковысске. Может не знали они, что в Белоруссии в конце марта идет снег? А ведь главной причиной, по которой гонку отменили, был отказ врачей — «скорая» не могла подъехать к трассе. Или этап в Броценах. Года три назад за отказ провести этап первенства формулы 3000, тоже, кстати, по финансовым соображениям, прекрасная новенькая чехословацкая трасса в Брно тут же Зыла отлучена ФИСА от крупных международных соревнований.
— Это, конечно, не дело, — считает представитель Центрального автомотоклуба на этих соревнованиях Виктор Шаронов, — и противоречит самому духу профессионального чемпионата — просто взять и не приехать. И даже не затруднились позвонить. Профессионалы) Думаю, что нужно обсудить с представителями команд вопрос о санкциях за такое пренебрежение чемпионатом страны.
Разумеется, нарушители должны отвечать самым действенным способом — собственным карманом. И уж если мы собрались организовать систему спортивного бизнеса по-настоящему, то и штрафы должны быть не символическими, а полностью возмещать убытки потерпевших сторон. Назвался груздем — полезай в кузов. Однако, думается, только штрафы делу не помогут. Чувство собственного достоинства профессионального спортсмена должно еще войти в плоть и кровь сегодняшних восемнадцатилетних мальчишек.
— А я отличаю их легко, — говорит Александр Платонов, один из опытнейших наших кроссменов, гонщик и тренер челябинской команды «Мотор». — Один занимается на сборах чуть ли не исключительно личными делами — «корзина, картина, картонка и маленькая собачонка». А другому на эти самые личные дела просто времени не хватает. Я не о фанатиках говорю, а о серьезных людях, выбравших свою дорогу. Для них мотокросс — путь к жизненному успеху, а не просто источник заработка.
— У меня сердце кровью обливается, — вступает в разговор еще один «играющий тренер», Сергей Бедарев из кемеровской команды «Кузбассразрезуголь». — Когда вижу новенькую, с иголочки мотокроссовую форму, в которой только что не к венцу идти можно, грязную, скомканную и брошенную после тренировки в дальний угол. А потом подходят ко мне: «...дай перчатки, у меня порвались...» Как в детском саду, ей богу!
Видимо, одного года мало для появления настоящих профессиональных гонок. Несмотря ни на что, наши «профи» пока еще не ощутили себя настоящей командой, коллективом людей, для которых главное — зрительский интерес. «Будут зрители — будут деньги». Большинство наших спортсменов, менеджеров, организаторов-соревнований продолжают считать себя в некотором роде игрушками «богатых дядей» — предприятий и организаций, почему-либо решивших, что они могут тратить драгоценную валюту на мотокросс. А перекроют кран — и обмелеет озеро.
— Вовсе нет! — в один голос опровергли мои мысли вслух тренеры челябинской, кемеровской, ярцевской и балаковской команд. — Теперь мы уже не дадим заглохнуть этому делу. С одной стороны, наши «работодатели» очень серьезно настроены, а с другой — мы и сами постоянно ищем любые пути для получения прибыли. Профессиональный чемпионат будет существовать и будет действительно профессиональным.
Что ж, и мы будем надеяться, что один из первых в нашей стране ростков профессионального мотоспорта вырастет в могучее дерево и даст нам мирового класса гонщиков, знающих свое дело менеджеров. И тогда удивляться будут на мотокроссе не присутствию журналистов, а их малому количеству: «Что же это вы, ребята? У нас ведь здесь первая лига!»
А. ДМИТРИЕВ, Фото В. КНЯЗЕВА
Источник: Журнал «АМС», №3, 1991