Есть на северо-востоке Франции городок Витри-ле-Франсуа. В спортивной жизни ничем не примечательный, поскольку не заимел он команд по олимпийским видам спорта. А посему сердца местных болельщиков безоглядно отданы мотобольному клубу. Сборная команда СССР проводит здесь товарищеские матчи почти каждый год, и, как очевидец, могу засвидетельствовать — играть в Витри-ле-Франсуа особенно трудно: зрители, подогретые в изобилии продающимися на стадионе пивом, вином и более крепкими напитками, настолько бурно поддерживают своих любимцев, что вольно или невольно оказывают давление на арбитров.
Президент местного клуба Ги Барт — человек в городе известный, влиятельный. Как истинный патриот и бесспорно главный болельщик своей команды, он давно задумал превратить ее в сильнейший мотобольный коллектив Франции. И первым стал приглашать спортсменов из других городов, выплачивая им за матчи небольшие вознаграждения, что вызвало, кстати, зависть и бурю недовольства в стане соперников: ведь мотобол в этой стране чисто любительский и никто из игроков не зарабатывал на нем ни франка.
Однако смелые меры Ги Барта так и не принесли желаемых результатов, клуб по-прежнему пребывал в середнячках. Вот тогда взоры президента и обратились на советских мотоболистов, многократных победителей Кубка Европы и чемпионатов континента. Два года назад он впервые приехал в Москву, чтобы заручиться согласием на приобретение Александра Царева и Сергея Часовских. Переговоры велись трудно и заняли еще один год. Одна сторона — СССР, ЦАМК и бывший ЦК ДОСААФ стремились, естественно, заполучить от этой сделки побольше валюты, другая — в лице Ги Барта многое дать не могла: любительский мотобол во Франции существует в основном на пожертвования и членские взносы болельщиков.
В начале прошлого года, наконец, ударили по рукам. Команды «Металлург» (Видное) и «Ковровец» (Ковров), воспитавшие Часовских и Царева, а также ЦК ДОСААФ СССР (а возможно ЦАМК) получили валюту, сумма которой, как в таких случаях положено, осталась коммерческой тайной. А вот условия двухгодичного контракта Александра и Сергея, конечно, не секрет.
Весь прошлый сезон отыграли наши известные мотоболисты за клуб Витри-ле-Франсуа. И с самого начала Ги Барт выполнил самое сложное для него обещание: он трудоустроил Царева и Часовских. А ведь для этого потребовалось разрешение муниципалитета департамента и министерства труда Франции, что сделать, согласитесь, непросто в условиях растущей безработицы. В итоге зарплата обоих наших спортсменов оказалась на уровне гой, что получают в республике высококвалифицированные рабочие.
Впрочем, небольшая тайна у Ги Барта все-таки в этом есть. Официально Александр и Сергей являются строителями местного стадиона, но особых темпов в реконструкции арены там пока не наблюдалось.
Быт наших мотоболистов, конечно же, скромнее, чем у их соотечественников-хок-кеистов, выступающих в Канаде и США. Нет и в помине роскошных особняков, автомобилей. Им обоим предоставили, правда, бесплатно двухкомнатную квартиру с мебелью, телевизором, один автомобиль. Телефонные разговоры с домом, если они в разумных пределах, оплачивает клуб. Раз в год Александр и Сергей могут вызвать к себе на отпуск жен и детей, расходы на проезд также компенсируются. Бесплатно выданы мотоциклы, спортформа.
Много денег на продукты им тратить не приходится. Понимая, как трудно русским привыкать к новым для себя условиям и самим благоустраивать свой быт, их окружили здесь поистине трогательной заботой. Почти ежедневно коллеги по команде и просто болельщики приглашают Александра и Сергея в гости, на товарищеский обед или ужин в клубное кафе. Словом, друзья, а ими оказались почти все жители этого небольшого городка, скучать нашим мо-тоболистам не дают и стараются экономить их зарплату. Надо сказать, что с новой жизнью Александр Царев освоился очень быстро. По натуре он балагур, рубаха-парень, раскованно чувствующий себя в любой обстановке. И уже через три месяца научился сносно изъясняться по-французски. Сергею значительно труднее: из него, бывало, и на родине десяти слов за сутки не вытянешь.
О клубном их напарнике в линии атаки стоит сказать особо. В Витри-ле-Франсуа живет Мишель Лоран, в свое время самый опытный мотобольный арбитр Франции. Начиная с 1975 года он судил все товарищеские и официальные матчи с участием сборной команды СССР, сопровождал ее на собственном автомобиле по городам республики. И вместе с ним путешествовал его сын Кристоф. Еще малышом он беззаветно влюбился в советских мастеров, не знавших поражений в играх любого ранга. Да и нашим мотоболистам приглянулся смышленый мальчуган, и они разрешили ему выезжать на мокике перед каждым товарищеским матчем, чтобы вместе потренироваться. Помнится, эти интернациональные разминки вызывали у французских болельщиков бурю аплодисментов.
Шли годы, Кристоф подрастал, мокик стал для него мал, юноша сменил его на мопед. Обновлялся и состав нашей главной команды, но взаимная привязанность, совместные тренировки и разминки продолжались. Несомненно, Кристоф очень многому научился у сильнейших советских мастеров разных поколений, в том числе у Царева и Часовских. И вот теперь 20-летний К. Лоран их полноправный партнер по нападению родного клуба.
Заключая контракт, Ги Барт не ошибся: его команда за один сезон из середнячков сразу же вышла в лидеры французского мотобола, на матчи с ее участием и дома и на выездах народ валит валом. Правда, опередить на финише чемпионата бессменного победителя национальных первенств клуб «Сума» из соседнего города Труа, считающегося, как свидетельствует история, родоначальником мотобола во Франции, пока не удалось. Что поделаешь, к чемпионству «Сумы» привыкли в стране все, даже судьи. Но с помощью Александра Царева и Сергея Часовских Барт постарается в нынешнем сезоне сломать эту традицию. На Западе деньги на ветер не бросают.
Б. Логинов. Фото А. Гуревича
Источник: Журнал «АМС», №1, 1992