Похоже, в такой же ситуации оказалась недавно советская сборная команда по мотокроссу. Напомним, в прошлом сезоне выступление наших гонщиков на командном чемпионате мира закончилось провалом (18-е место из 22). Николай Зыбин, тогда еще старший тренер отечественных мотокроссменов, предполагал, что преодолеть кризис помогут профессиональные клубы. По его мнению, именно им, обладающим валютными средствами и конкурентоспособной техникой, предстояло поддержать сборную в критический момент, повысить престиж советского мотоспорта.
Действительно, основная надежда руководителей сборной — чемпионат СССР среди штатных команд мастеров, стартовавший в нынешнем году впервые, значительно повлиял на итоги поездки отечественных спортсменов за рубеж. Только совсем не так, как хотелось бы. «Руководители команд просто проигнорировали просьбу ЦАМКа и не отпустили лучших спортсменов на Мотокросс наций, — рассказывал тренер Центрального автомотоклуба ДОСААФ Андрей Северин. — Какие там международные соревнования, ведь у них решалась судьба золотых медалей союзного чемпионата, очередной этап которого проходил во Владимире в те же дни, что и состязания в Нидерландах. Поэтому мы были вынуждены привлечь в сборную молодых гонщиков «УралАЗа» Александра Наумова (класс 125 см3) и Юрия Зырянова (класс 250 см3). Лишь «на пятисотке» выступал признанный мастер Александр Платонов, представитель челябинского «Мотора». Но не только отсутствие опыта международных встреч такого уровня отразилось на результате. Есть претензии и к технике. Мотоциклы, предоставленные клубами, далеко не первой свежести. Они изрядно поездили по союзным трассам и, как говорится, уже на пределе. О каком полноценном тренировочном процессе вообще можно говорить, если гонщикам все время приходится прикидывать — выработан моторесурс или их «лошадка» еще протянет пару заездов. Так что нынешнее поражение в голландском городе Валь-кенсваарде (из 24 стран — участниц командного чемпионата мира наша сборная заняла только 19-е место) в какой-то мере закономерно».
Безрадостная картина, не правда ли? Однако старая техника, финансовые проблемы — беда общая. Здесь винить некого. Состояние отечественного мотокросса как зеркало отражает тяжелое положение страны в целом. Удивляет другое.
Календарь международных соревнований известен уже в конце предыдущего сезона. Почему же ЦАМК и профессиональные команды не могут согласовать сроки внутренних и зарубежных встреч? Неужели это так сложно? Тем более, что мировой командный чемпионат проводится только в один этап и, по существу, является для сборной страны главной гонкой. Кроме того, рейтинг этих состязаний высок во всем мире, чего не скажешь об отечественном первенстве. Наверное, уж раз в году найти валюту и три боевых мотоцикла, освободить ненадолго сильнейших спортсменов — задача вполне разрешимая. Правда, для тех, кому действительно небезразлична судьба советского мотокросса.
Так стоит ли подражать канадским профессионалам? Они-то пока играют успешней, чем наши ездят. К слову сказать, в Новом Свете отношение к мотоспорту отнюдь не «хоккейное». Лучшие гонщики США Джефф Стентон, Майкл Кедровски и Дамон Бредшо в Голландии добыли американской команде первое место.
Результаты чемпионата мира по мотокроссу
Валькенсваард, Нидерланды, 15 сентября: 1. США (Дж. Стентон, Д. Бредшо, М. Кедровски) — 10 очков; 2. Бельгия (С. Эверте, М. Бервоэтс, Д. Гекенс) — 13; 3. Нидерланды (Э. Эвертсен, Г. ван Доорн, П. Трагтер) — 13; 4 Швеция — 22; 5. Великобритания — 28; 6. Финляндия — 29; 19. СССР — 92.
В. Крючков. Фото В. Князева
Источник: Журнал «АМС», №1, 1992