Рояль в кустах
Посадка в ТУ-134, следовавший по маршруту Москва — Черновцы, давно уже была закончена, но вылет задерживался. Надо было как-то убивать время, и я разговорился с соседом по креслу. Невинный обман, когда в телепередачах заранее подготовленное действие объясняется чистой случайностью, называется «рояль в кустах». Вспомнил об этом, когда узнал, что мой сосед из Ирбита, а двое уже немолодых людей, сидящие в первом ряду и почему-то мне очень знакомые, не кто иные, как многократные чемпионы страны ирбитчане Анатолий Сибирцев и Валентин Телегин. Лет двадцать назад я часто встречал их на всесоюзных кольцевых и кроссовых трассах и в то время им не было равных. Именно Сибирцев и Телегин были нашими первопроходцами на международной арене, когда ФИМ взяла соревнования по мотокроссу на машинах с коляской под свое крыло, организовав сначала розыгрыш Кубка Международной мотоциклетной федерации, а затем чемпионат Европы.
Конечно, я тут же пересел в первый ряд к своим старым знакомым. Два часа полета незаметно промелькнули в воспоминаниях. «В первый раз мы выехали за рубеж с мотоциклами весом в двести пятьдесят килограммов, — рассказывал Анатолий Николаевич. — Знаете, ведь тогда считалось, чем тяжелее машина, тем она надежнее. И все-таки мальчиками для битья мы не были, хотя после каждого заезда руки и ноги буквально отваливались. Посмотрев зарубежную технику, решили облегчать ходовую часть. В перерывах между этапами умудрялись на заводе сбрасывать по тридцать — пятьдесят килограммов. Наверное, не было на предприятии человека, который не заботился бы о наших результатах. В семьдесят первом мы с Валентином ниже десятого места не опускались, хотя было много сходов. В следующем сезоне я в Бельгии первый, в Голландии — пятый, в Швеции — седьмой. Тогда из-за финансовых трудностей мы пропустили восемь этапов, и все равно в итоговой таблице чемпионата оказались также восьмыми».
Что и говорить, лихо заявили о себе эти заводские спортсмены в первых официальных международных кроссах колясочников. Нужно было только одно — трудиться дальше: облегчать и улучшать ходовую часть, повышать надежность и мощность двигателя. Но случилось непредвиденное. Поехал как-то руководителем команды ирбитчан полковник из ЦК ДОСААФ СССР и, вернувшись в Москву, доложил руководству, что над нашими машинами из-за их устаревшего дизайна, напоминающего времена вермахта, за рубежом смеются, а это, мол, подрывает авторитет великой державы. Решения тогда принимались быстро — запретить. На долгие годы советский мотокросс с коляской был вычеркнут из международного календаря.
Спустя много лет Ирбит-ский мотозавод нашел в себе мужество, а главное финансовые возможности, чтобы вновь подготовить команду для участия теперь уже в чемпионате мира. «Машины, конечно, совершенно не те, что в наши времена, — продолжал А. Сибирцев. — На чистокровных фирменных мотоциклах уже никто не выступает. Рама и коляска, к примеру, немецкая, двигатель — японский или австрийский. Но на «уралах» много узлов и деталей родных, заводских. Применяем, конечно, лучшее из комплектующих зарубежного производства. Очень помогает нам ВНИИмотопром в Серпухове, с которым у нас заключен договор о сотрудничестве и работы которого наш завод финансирует. И знаете откуда берутся средства? Серийные «уралы» охотно стали покупать за рубежом. По той же причине, что повлияла когда-то на отлучение ирбитчан от международных соревнований, — уж очень нравится там за бугром антикварный дизайн наших мотоциклов».
Тяжелая доля колясочников
Вполне обоснованные опасения, что седьмой этап из-за наших неурядиц проигнорирует большинство западных участников, к счастью, не оправдались. В Черновцы приехали 40 экипажей из 12 стран, в том числе все сильнейшие — лидеры нынешнего сезона, прошлогодние чемпионы мира голландцы Эймберт Тиммермане — Эрик Верхаген (ЭМЛ-«Кавасаки»), их ближайшие преследователи бельгийцы Эдди Рамон — Джино Струбб (ЭМЛ-КТМ), победители мирового первенства 1988—1989 годов Христоф Хюссер — Жозеф Месбургер из Швейцарии (ВМЦ-«Ямаха»). Появились и редкие теперь гости на автомобильных и мотоциклетных трассах СНГ экипажи из Латвии и Эстонии.
Пять дуэтов представляли Россию, наибольший интерес из которых представляло выступление двух — ирбитчан Василия Прядеина — Андрея Завьялова на «Урал-КТМ» и их земляков Сергея Щербинина — Сергея Зырянова, потенциально самого сильного нашего экипажа, вооруженного таким же мотоциклом, но подготовленным в Серпухове. Правда, на нынешнем первенстве они были на разных позициях. В Югославии и Голландии, где состоялись первые этапы, Прядеин со своим напарником во всех заездах входил в десятку сильнейших и вышел на общее шестое место. Затем российская команда опоздала на тренировку во Франции и в число участниц этого этапа не попала, пропустила соревнования в Португалии, не добыла очков в Бельгии и Германии, и в итоге экипаж Прядеи-на перед стартом в Черновцах занимал 19-ю строчку в турнирной таблице. А уж в самом ее хвосте находились Щербинин и Зырянов. Что-то упорно не везет им в нынешнем году.
Итак, 40 экипажей, а это означало, что десять лишних определят два контрольных заезда. Судя по огромной скорости, которую сразу же развили Щербинин с Зыряновым, опасений оказаться вне числа основных участников у них не было. И вдруг мотоцикл остановился. Наши механики из бокса гурьбой бросились вниз по косогору, чтобы оказать помощь. Но работы для них не нашлось. Мотоцикл был исправен.
А вот Сергея Зырянова привели под руки в закрытый парк медики. Еще на этапе в Бельгии он сломал ключицу. Вроде бы залечил эту травму, но за неделю до старта в Черновцах на кроссе в Латвии сильно ушиб ногу. И вот теперь во время контрольного заезда боль в пятке стала настолько невыносимой, что он попросил своего пилота остановиться. Так они вновь оказались зрителями.
Учитывая роскошную ширину стартовой зоны, международное жюри сочло возможным оставить в числе участников 32 экипажа. Из них шесть швейцарских дуэтов, по пять — голландских и немецких, по три — бельгийских, французских и российских, два — эстонских и по одному из ЧехоСловакии, Италии, Латвии, Великобритании и Украины.
Мотокросс — удивительное по красоте зрелище. Но в исполнении дуэтов оно краше вдвойне. Чего стоит старт, когда три десятка трехколесных мотоциклов одновременно срываются с места и стремительной шеренгой мчатся по 50-метровой прямой, выбрасывая из-под задних колес шлейфы песка. Вот и первый поворот. И, как у поэта, все мешается в кучу — машины, люди. А дальше начинается поистине цирковое представление в исполнении колясочников. На кроссовой трассе мотоцикл подобен необъезженному скакуну. Водителю легче — у него много точек опоры, чтобы удержаться в седле. А каково колясочнику? Не больше нескольких секунд он может мчаться стоя, держась обеими руками за дугу. Остальное время — тяжелейшая и опасная работа. Он то стремглав бросается на сиденье позади пилота, крепко обняв его, — загружается ведущее колесо, то, уцепившись лишь одной рукой за дугу, повисает в воздухе, почти касаясь телом земли. И когда по трассе мчится пелетон, колясочники делают все это синхронно, красиво, как в хорошо отрепетированном спектакле. Честно говоря, не знаю, кто главное действующее лицо в экипаже — водитель или его напарник. Однако вне сомнения, тот и другой должны понимать и предугадывать совместные действия без полуслова и взгляда.
Первый заезд (а каждый этап состоит из трех, являющихся самостоятельными соревнованиями) прошел под знаком явного преимущества англичан Шина Маллоуза — Джейсона Питерса (ЭМЛ-КТМ). Выиграв старт, они на протяжении девяти кругов упорно увеличивали отрыв от соперников. Оставался самый последний и коварный участок трассы — почти вертикальный подъем, и дальше, казалось, спуск с крутого берега реки Прут к финишу не помешает им добыть победу. Но именно на этом подъеме произошел казус — слетела ручка газа. В итоге только третье место после швейцарцев Андреаса Ленхерра — Рейнхарда Вебера и немцев Клауса и Томаса Вайнманнов (все — ЭМЛ-«Забель»). Наши экипажи начали гонку среди последних, и лишь Прядеину и Завьялову удалось пробиться на 11-е место, заработав очередные зачетные очки.
Зато во втором заезде они, к восторгу десятков тысяч зрителей, дали настоящий бой лидерам. Уйдя со старта девятыми, Василий и Андрей на шестом круге уже четвертые. Но буквально в метре от них мчались серебряные призеры прошлогоднего первенства бельгийцы Рамон — Струбб. За гонкой мы — автор этих строк, Щербинин, тренер сборной Сергей Кузнецов и механик Вадим Орехов наблюдали из «Икаруса», стоявшего напротив финишного створа. И хорошо было видно, что на какие-то мгновения в этой точке наш экипаж опережал бельгийцев. Последний спуск и последний поворот — разрыв примерно в три метра. Как по команде, словно Василий мог нас услышать, мы все четверо закричали: «Занимай внутреннюю бровку!» Не послушался нас Прядеин — ушел на внешнюю, и слева тут же прошмыгнули бельгийцы. В прыжке вместе с отмашкой финишного флага они были впереди на полколеса.
Уверенную победу здесь одержали немцы Дитмар Шмит — Лотар Йеле (ЭМЛ-«Забель»), в красивой борьбе опередившие прошлогодних чемпионов мира Тиммерманса — Верхагена. Но и Прядеин с Завьяловым молодцы — это пока лучший их результат в сезоне. «Урал» с двигателем КТМ, что называется, показал зубы.
Заключительный заезд для нашего экипажа был повторением первого, с той лишь разницей, что вновь после неудачного старта ценой неимоверных усилий он переместился в итоге на почетное восьмое место. Василий и Андрей оказались в Черновцах единственными российскими спортсменами, которым удалось в трех заездах получить зачетные очки, остальные, да и украинский экипаж тоже, не заработали здесь ни одного. Лауреатами третьего заезда стали французы Жиль Месене — Эрик Морган (ЭМЛ-«Кавасаки»), вновь Рамон — Струбб и уже упоминавшиеся двукратные чемпионы мира Хюссер — Месбургер.
ФИМ рискнула, Украина выиграла
Немного, вероятно, соревнований было в 88-летней истории ФИМ, подобных седьмому этапу чемпионата мира в Черновцах. Дело в том, что заявку от клуба «Буковина» и Федерации мотоспорта Украины на его проведение подала и защищала ФМС СССР, единственный орган, представляющий в ФИМ интересы мотоспортсменов всех союзных республик. Когда этап был внесен в международный календарь, не стало Советского Союза, юридически умерла его мотофедерация, а Российская и Украинская еще не оформили свое членство в ФИМ. Сложилась парадоксальная ситуация: соревнования должны были состояться на нейтральной для Международной мотоциклетной федерации территории. Этап не перенесли в другое государство, что делает честь смелости этому мо-тоспортивному объединению. А заодно был устроен экзамен организаторам на вступление в ФИМ.
Думается, весомый балл Украинская федерация, а заодно и Российская, которая оказала посильную помощь коллегам, заслуженно получат. Практически все можно оценить в превосходной степени. Четкую организацию, роскошные призы, которые вручались трем первым экипажам сразу после их финиша в заездах, службу вертолета с надписью «03» на борту, который сопровождал спортсменов по трассе, готовый в случае необходимости приземлиться в любой точке дистанции и оказать медицинскую помощь.
Но особых похвал заслуживает трасса. Раньше на ней соревновались лишь кроссмены-одиночки. Какую же огромную работу пришлось проделать устроителям, чтобы на кручах берега Прута проложить более широкую дорогу для трехколесных мотоциклов. Я поинтересовался у Жиля Месене, каково его впечатление о трассе. «Она отвечает самым высшим мировым стандартам, — сказал он. — Ее сделали специалисты экстра-класса, знающие способы проверки мастерства спортсменов и возможностей машин. Как всякий француз, я человек темпераментный, и такая сложная, скоростная трасса мне по душе». И это мнение поддержали все специалисты.
Однако, увы, не обошлось и без пресловутой ложки дегтя в приготовленном с огромными затратами блюде. Печально, но «приправа» эта для нас традиционна — неумение навести порядок в закрытом парке, куда вход зрителям категорически запрещен, и забвение интересов прессы. Несмотря на обилие солдат, милиции, омоновцев, у машин участников было не протолкнуться. Здесь могли побывать все, кто того хотел, — от едва державшегося на ногах пьяного дяди до ребятни, которая набивалась в боксы, выпрашивая наклейки.
Справедливости ради отмечу, что проблем с получением протоколов по заездам на трассе не существовало. Достаточно было через пять минут после заседания международного жюри зайти в вагончик секретариата, напичканного компьютерами, ксероксами, чтобы получить от любезных его сотрудников результаты в любом количестве экземпляров. Такое в своей практике я у нас встретил впервые. Так что, будь у меня на это право, с чистой совестью выставил бы организаторам кросса в Черновцах полноценную четверку по пятибалльной шкале. Похоже, со мной согласились и в ФИМ. На осеннем конгрессе Украину приняли в Международную мотоциклетную федерацию.
Б. Логинов. Фото В. Крючкова
Источник: Журнал «АМС», №6, 1992