«Многим областным клубам не по карману сегодня оснастить и командировать команду даже на один-единственный этап чемпионата, — рассказывал мне мастер спорта международного класса Андрей Ледовской. — Состояние нашего кросса, как зеркало, отражает тяжелое положение страны в целом. Вдобавок теперь, за исключением 350-кубового класса, в остальных можно, наконец, выступать на мотоциклах любых марок. А не у всех есть хорошая техника — вот и участников мало. Зато, как это ни парадоксально, уровень чемпионата в целом стал выше. Посмотрите, не говоря о взрослых спортсменах, больше двадцати юношей пересели уже на японские мотоциклы, на порядок возросли скорости. Да и стартуют здесь, не считая нескольких человек, все сильнейшие. Думаю, вряд ли украсит соревнования еще сотня спортсменов, оседлавших, как это бывало раньше, всякий впопыхах собранный металлолом, который разваливается через два-три круга».
Не удивительно, что на трассе в Кондрово задавали тон гонщики, выступающие в профессиональных командах. Такие коллективы раньше других сумели заручиться поддержкой состоятельных спонсоров, закупить «ямахи», «хонды» и «кавасаки», некоторые сами теперь зарабатывают средства на спорт. Чемпионом России среди юношей стал челябинец Александр Наумов, за спиной у которого поддержка профессионального клуба «Мотор». В классе 125 победил петербуржец Алексей Зорин, выступающий в команде легендарного Геннадия Моисеева. Хорошо известно любителям мотоспорта имя их земляка Владимира Худякова, завоевавшего «золото» на ИЖ-350. А в самом престижном классе 250 см3, как всегда, равных не было Андрею Ледовскому—представителю профессионального клуба «Кировец».
И отнюдь не случайно на высшей ступени пьедестала почета оказались хозяева трассы: Светлана Полякова и Евгений Иванов (500 см3). Местных мотокроссменов взяло под свою опеку крупное производственное объединение — кондровский бумажный комбинат. Поболеть за них буквально полгорода перекочевало на трассу. И как прекрасно она оборудована! Заасфальтированные подъезды к закрытому парку, трибуны, отменные условия для работы судей — одним словом все продумано до мелочей.
К сожалению такой основательности, необходимой в любом деле, явно- недостает тем, кто по должности отвечает за состояние дел в нашем мотоспорте. Ни один из руководителей федерации, например, так и не почтил своим присутствием чемпионат. А основную массу проблем по его подготовке попросту свалили на плечи местных организаторов. Не стану утомлять подсчетами, в какую копеечку обошлось им проведение чемпионата. Скажу только, что призы и те пришлось приобретать в последний момент за счет бумкомбина-та, чтобы не краснеть перед победителями. Оказывается, даже на этом умудрились сэкономить при составлении сметы в Центральном автомотоклубе.
После финиша положение о соревнованиях обрекло судей при подсчете очков на манипуляции с четырехзначными цифрами. И словно по негласной традиции, родившейся еще в ДОСААФ, битых три часа под палящим июньским солнцем пришлось ждать награждения.
Невольно вспомнилось, как динамично и зрелищно проходил здесь же, на конд-ровской трассе, традиционный «Большой приз бумажников России». И стартовали в нем, между прочим, не одни россияне, но и спортсмены стран СНГ, и гости из Финляндии. Почему бы и российский чемпионат не сделать открытым для зарубежных кроссменов, для гонщиков бывшего СССР?
Стоит ли говорить, как нуждаются наши мотоспортсмены во встречах с именитыми асами, у которых есть чему поучиться, и как ждут таких встреч зрители.
Дело это, разумеется, хлопотное, требующее немалых средств. Любой профессионал, прежде чем отправиться в дальний путь, поинтересуется призовым фондом, соревнований. Но ведь решать финансовые проблемы чемпионата все равно надо. В Кондрово, например, многие гонщики сетовали на то, что выступали здесь практически за свой счет, а возместить эти затраты невозможно — сметой опять-таки не предусмотрена выплата ни стартовых, ни призовых денег. Увидим ли мы этих спортсменов на российском первенстве в 1993 году, если ничего не изменится?
Но, похоже, проблема эта не слишком заботит федерацию мотоспорта. Поговаривают даже о том, чтобы вновь сделать чемпионат многоэтапным! Словно позабыли, что нашим профессиональным клубам и тем для экономии средств пришлось урезать календарь своего первенства, а иным участие в нем и вовсе оказалось не по карману.
Так не лучше ли поначалу поискать средства и, как говорится, довести до ума, организовать одну-единственную гонку в сезоне так, чтобы соответствовала она своему высокому рангу — статусу чемпионата страны. А уж когда от желающих выйти на старт отбоя не будет, когда право проведения этих соревнований станут оспаривать между собой российские города и веси, вот тогда и можно будет прикинуть, сколько этапов лучше: три, пять или, как, например, США, — два десятка?
С. Осокин. Фото В. Крючкова
Источник: Журнал «АМС», №5, 1992