Представитель американской команды Рой Дженсен объяснил отсутствие Стэнтона и Кедровски тем, что они заняты в национальном чемпионате, который приносит им много денег. Естественно, оба предпочли домашние состязания, принеся в жертву «бедный» «Кросс наций». Тем не менее Дженсен по прибытии в Австралию заявил, что и с этими ребятами он приехал сюда не проигрывать. Впрочем, оптимистичную фразу соперники восприняли как хорошую мину при плохой игре. Понятно, что такой состав пробудил надежду в душах основных конкурентов, прежде всего бельгийцев, англичан, немцев, голландцев, прервать, наконец, продолжающуюся уже 11 лет серию побед сборной США в «кроссах наций».
Между тем молодые американские спортсмены доказали на трудной песчаной трассе близ города Карри-Вэлли-Р иссорт, что их представитель слов на ветер не бросает. Но прежде всего о формуле проведения «Кросса наций» Каждая команда состоит из трех участников, выступающих на мотоциклах классов 125, 250 и 500 см3. В программе три смешанных заезда — 125/500 см3, 125/250 см3 и 250/500 см3. Причем в любом из них спортсмены соревнуются только в рамках своей кубатуры, и в общий зачет идут пять лучших результатов из шести.
Уже в первом заезде (125/500) американцы доказали, что приехали на Зеленый континент не для знакомства с местными достопримечательностями. И хотя с самого старта далеко вперед ушел сильный француз Жан-Мишель Бейль, решивший, видимо, проститься с кроссом (ныне он стартует в чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам), что называется, хлопнув дверью, дуэт США особенно не беспокоился: дескать, один в поле не воин. Тем более, что у главных соперников сразу же начались проблемы. Голландец Эдвин Эвеотсен так и не смог пересечь стартовую линию на своем «Кавасаки-500» — отказало зажигание, а бельгийцы пятикратный чемпион мира Жорж Жобе («Хонда-500») и молодой Стефан Эверте («Сузуки-125»), сын многократного победителя мировых первенств Гари Эвертсд потеряли много времени после нескольких падений. В итоге Билли Лайлз («Хонда-500») и Джефф Эмиг («Ямаха-125») спокойно финишировали соответственно вторым и пятым. Но при этом у Эмига оказался лучший результат среди 125-кубовых машин, а это означало, что американцы набрали три очка. Столько же им проиграли бельгийцы, четыре уступили французы и шесть — англичане.
После старта участников на машинах 125/500 см3 у соперников американцев появились надежды на реванш. Эмиг попал в завал вместе со шведом Йоакимом Карлссоном. А вперед вырвался бельгиец Марник Бервоетс («Ямаха-250»), за ним — француз Ив Демариа («Сузуки-250») и англичанин Роб Херринг («Хонда-250»). Но потом постепенно все стало на свои места: упал, не удержав мотоцикл в песчаной дюне, Херринг, приблизился к бельгийцу неудачно начавший гонку американец Майк Ларокко («Кавасаки-250»). Буквально продирался сквозь вереницу соперников Эмиг. В довершение неудач бельгийцев сошел из-за прокола покрышки 20-летний Эверте. «Черт возьми,— сетовал после этого Стефан,— мы проиграли чемпионат из-за «Данлопа», который не смог обеспечить нас качественными шинами». Ларокко уступил лишь Бервоетсу, зато Эмиг финишировал седьмым, показав второй результат в младшем классе мотоциклов. Разрыв между командами США и Бельгии еще более увеличился. Но если бельгийцы все еще имели призрачные шансы на победу, то у французов, англичан, а тем более голландцев и Немцов, составы которых были слабее, чем у лидеров, их практически не осталось.
Все стало ясно в 15 часов 30 минут, когда закончили гонку участники третьего заезда в классах машин 250/500 см3. Англичанин Курт Николл (КТМ-500) без труда победил и с помощью своего коллеги Роба Херринга, занявшего четвертое место в младшей кубатуре, вывел свою команду на третью позицию. Бельгийцы сделали все, что смогли. Отчаянно сражавшийся Бервоетс выиграл-таки в своем классе машин. Зато именитый Жобе, измученный неполадками в «Хонде-500», дважды падал и оказался на финише лишь четвертым. Американцы Лайлз и Ларокко в этом заезде особенно не рисковали и спокойно довели дело до очередной двенадцатой победы. Результат тем более поразительный, что здесь ни один заокеанский спортсмен не опускался ниже второго места.
Отличительной чертой прошедшего в Австралии чемпионата мира стало скромное количество команд-участниц — только 16. Отсутствовали сильные сборные Италии, Финляндии, Норвегии, Японии. Главный судья даже потребовал принятия санкций к тем национальным федерациям, которые проигнорировали командный чемпионат мира, поскольку они, мол, дискредитируют эти соревнования, проводящиеся с 1947 года.
В 1991 году бельгийцы заняли в этом классе машин все три призовых места. В прошлом сезоне эти позиции им пришлось сдать: кроме Николла их потеснил еще и американец Билли Лайлз, ставший обладателем бронзовой медали. Да и в двух других классах мотоциклов произошла почти полная смена лидеров. В кубатуре «250» два года назад властвовали американцы Т. Паркер и М. Хилли. Прошедший сезон ознаменовался высадкой заокеанского десанта в составе Донни Шмита и Боба Мура, которые доказали, что этот класс чисто американский. Первому даже не понадобилось ехать на заключительный этап в Японию: его чемпионскому Титулу уже никто не угрожал.
Кстати, Мур был серебряным призером первенства мира-91 в классе 125 см3. В прошлом году американцы не проявили особого интереса к этой кубатуре и чемпионом здесь стал Грег Альбертийн из ЮАР, два других призера голландцы. Но факты, как говорят, упрямая вещь: авторитет спортсменов США в мотокроссе неумолимо укрепляется. Это доказали «Кросс наций» и личные первенства. Причем они позволяют себе роскошь чуть ли не каждый год делегировать на чемпионаты мира неизвестных доселе в Европе гонщиков. Какой же кладезь талантов за океаном!
Источник: Журнал «АМС», №2, 1993