Эти соревнования официально зарегистрированы в международном календаре, и организаторы рассчитывали на встречу в Москве спортсменов из многих стран. Но в Европе сезон в самом разгаре, поэтому приехали только двое кроссменов из Австралии, где уже заканчивалась осень,— близнецы брат и сестра Джимми и Тиффани Гринвуд, обоим по 17 лет. Нам почти ничего не известно о мотокроссе на Зеленом континенте. Вот пересказ короткой беседы с Алланом Томкинсом, менеджером клуба из Сиднея и одновременно представителем японской фирмы «Кавасаки» в своей стране.
Австралия находится вдали от Европы, а также США и Канады, которые диктуют моду в мотокроссе. Вот почему этот вид спорта ведет здесь уединенную жизнь. Чемпионат проводится только по суперкроссам на коротких трассах, как правило, из десяти этапов. Настоящий кросс автстралийцы увидели у себя только в прошлом году, когда принимали участников командного мирового первенства. Новинка понравилась и, вероятно, соревнования на длинных трассах привьются на континенте. Брат и сестра Гринвуды занимаются кроссом четыре года в «Озерном клубе» Сиднея. Джимми, по мнению Аллана Томкинса, спортсмен среднего уровня: техника езды страдает, да и выносливости не хватает. А вот его сестра Тиффани — крепкий орешек. Несмотря на юный возраст, она чемпионка США среди женщин, где прожила последние два года.
Суперкросс — ее стихия, такие трассы, как в Крылатском, девушке хорошо знакомы. Хотя здесь у Тиффани будут проблемы: она при выкла к «Кавасаки» класса 125 см3, а «Тайс спорт» предложил ей 250-кубовую «Сузуки».
Это небольшое отступление в виде знакомства с австралийским мотокроссом и двумя его представителями необходимо, чтобы пояснить суть происшедших событий в Крылатском. Призы «Тайс спорта» приехали оспаривать, как уже говорилось, пятьдесят спортсменов из многих городов России, в их числе были практически все сильнейшие гонщики профессиональных команд, победители прошлогоднего чемпионата СНГ Какими могли быть шансы на успех в компании таких асов у юных гостей, выступавших к тому же на взятой напрокат технике?
Но вот начались заезды и возникло сначала чувство удивления, а затем горечи. Первое относилось к дуэту Гринвудов, второе — к нашим профессионалам. Тиффани из отборочного старта без видимых усилий сразу же попала в полуфинал, уступив в упорной борьбе лишь опытному московскому армейцу Михаилу Серафимовичу и своему сверстнику — восходящей звезде российского мотокросса Максиму Лебедеву из Челябинска. Так же легко пробился в полуфинал Джимми Гринвуд. И здесь сестра с братом не знали проблем: Тиффани финишировала четвертой вслед за упомянутыми нашими спортсменами и Андреем Ледовским, а Джимми — шестым.
Так австралийцы неожиданно оказались в числе двадцати финалистов. Неизвестно, какое место заняла бы Тиффани в решающем заезде, не попади она в завал на первом круге, когда в невообразимой толкучке мужчины совсем не по-джентльменски вытолкнули девушку с трассы. Попытки завести заглохший мотор оказались тщетными. Но, думается, в десятке сильнейших она была бы обязательно.
Да, Тиффани, сама того не желая, нанесла серьезный урон авторитету российских профессионалов. На фоне ее выступлений продолжающийся вот уже 15 лет кризис в нашем мотокроссе стал еще более очевидным. Раньше все беды объяснялись тем, что гонщики имели устаревшую технику. Теперь, когда все пересели на современные японские мотоциклы, экипированы по последней моде и почти ни в чем в этом отношении не уступают участникам чемпионатов мира, очевидно, что корни кризиса нашего мотокросса запрятаны куда глубже. Похоже, что тренеры, сами выступавшие в свое время на «ковровцах», Ижах и Чезетах, оказались не в силах перестроить тренировочный процесс. А с новыми скоростными машинами без этого не обойтись.
Мы забываем собственные традиции и опыт. Тот же Геннадий Моисеев, завоевавший трижды титул чемпионата мира, во многом сам лепил из себя сильнейшего гонщика. Его тренировочные нагрузки были вдвое больше, чем у других участников мировых первенств. Нынешние наши профессионалы таким изнурительным трудом, шлифовкой мастерства себя не обременяют. Похоже, они вполне удовлетворены тем, что имеют, и высокие цели перед собой не ставят. Вот поехать бы на какой-нибудь коммерческий кросс за рубеж со слабым составом соперников, получить суточные в валюте и, если повезет, призовые — вот предел мечтаний. А жаль. На той же трассе супермотокросса в Крылатском мы увидели как минимум шесть совсем юных спортсменов, чьи потенциальные возможности стать мастерами высокого класса по международным меркам очевидны. Талантами российский мотокросс был всегда богат, только перевелись специалисты, владеющие секретами их огранки.
Кому же достался главный приз «Тайс спорта»? Конечно же, Андрею Ледовскому, который вот уже много лет не знает поражений. При всем уважении к его неувядающему мастерству такое постоянство — лишний упрек остальным российским мотокроссменам, довольствующимся вторыми ролями.
И все же закончим эти заметки на оптимистической ноте. Как стало известно в кулуарах «Тайс спорта», это предприятие нашло спонсоров, которые готовы субсидировать участие российских-мотоциклистов в предстоящем ралли-рейде «Париж — Дакар — Париж». Если нам не по зубам пока личные и командные чемпионаты мира по мотокроссу, может быть, подфартит в рейде по странам Африки?
Источник: Журнал «АМС», №9, 1993