Казалось бы, остается лишь порадоваться тому, что коммерсанты наконец обратили свой взор на национальную команду. Если бы не одно «но». В точном соответствии с крылатой фразой «Кто платит, тот и заказывает музыку» спонсоры не преминули продиктовать и свой состав сборной. При этом, пожалуй, только одна кандидатура 18-летнего москвича, чемпиона России 1993 года Максима Лебедева, выступающего за челябинский «Мотор-СИС», выглядит бесспорной: ему в классе машин 125 см3 у нас нет равных. Двух других спортсменов назвала «Фонт». Надо ли удивляться, что они оказались из петербургского «Кировца», над которым шефствует борисоглебская фирма. Однако Сергей Колодкин, как показал наш прошлогодний чемпионат среди профессиональных команд, не входит в число лидеров на машинах класса 250 см3. Особый разговор о бесспорно сильнейшем в России гонщике Андрее Дедовском, которому доверили стартовать в мировом первенстве в самом тяжелом классе мотоциклов. Да, дома он выигрывает почти все соревнования, но ему 34 года, и при всем желании ждать от него роста мастерства было бы наивно.
Между тем ныне при формировании сборной команды, памятуя о ее многолетней изоляции от остального мира, думаю, не следовало ориентироваться на сиюминутный результат.
Важнее, на мой взгляд, смотреть в перспективе, привечать тех, кто в ближайшее время сможет выйти на международный уровень.
В австрийский город Шваненштадт, где проходило командное первенство, съехалось рекордное количество команд — тридцать. Сборная США вновь, уже в десятый раз, выиграла «Кросс наций». Всего на одно очко от нее отстали бельгийцы, из чего можно заключить, что борьба между ними была необычайно острая. На самом деле ничего подобного не происходило. На тренировках американцы показывали высочайшие скорости и, убедившись в своем превосходстве, в основных заездах решили не рисковать. Они сделали ровно столько, сколько требовалось для победы. У каждого гонщика США в шлемы были вмонтированы наушники, через них они принимали команды тренера по рации и в любом месте трассы знали общую картину гонки: кого остерегаться, кого следует пропустить, а кого обогнать. Словом, заокеанское трио действовало слаженно, что называется, зряче, и с полным правом отпраздновало юбилейную победу в командных чемпионатах мира.
На фоне триумфального выступления американцев более чем скромно выглядели россияне и гонщики из других республик бывшего СССР — Латвии, Литвы, Украины и Эстонии. Результаты по заездам у всех примерно равные. Эстонцы получили преимущество перед соседями в таблице за счет молодых — Михкеля Вакса, чемпиона СНГ 1992 года среди юниоров, и Аво Леока, который в прошлом сезоне выступал во многих международных соревнованиях.
Лучшим среди россиян, как и предполагалось, был Максим Лебедев. Он практически ни в чем не уступал Ваксу и даже Леоку, выступавшему на более мощной машине. Хотя двадцатые места Максима в своем классе должны дать ему серьезный повод для раздумий. Что касается Ледовского, то даже в совместном заезде с гонщиками класса 125 см3, Андрей финишировал 36-м, пропустив вперед 16 участников на машинах самой легкой категории. Комментарии, как говорится, излишни.
В том, что сборные бывших союзных республик дружно расположились на дне турнирной таблицы есть, видимо, своя закономерность. Гонщики этих стран долго варились в одном котле и выработали единые стиль и технику, увы, далекие от совершенства.
Здесь, в Австрии, все участники встретили современную классическую трассу мотокросса. Ходовая практически на любом участке, она требовала высочайшего мастерства спортсменов на предельных режимах работы мотоциклов. Если это трамплин, то подход к нему свободный, длинный — и лети затем по воздуху хоть 50 метров. Если поворот, то плавный, так в гаревых гонках с заносом и пробуксовкой заднего колеса. Лет 15 назад и мы тоже имели в изобилии такие трассы. А затем по непонятным причинам предпочли им малые трамплины, перед которыми нельзя разогнаться, серии земляных волн, многочисленные «затыки» из поворотов на 90 или 180 градусов. На таких трассах скорость искусственно занижается, сил гонщики затрачивают много, мастерства же нужно гораздо меньше.
Вместе с тем мы умудрились начисто забыть методику подготовки мотокроссменов высокого класса. Ту самую, которая разрабатывалась годами и которая помогла нам четырежды выигрывать чемпионские титулы в личных первенствах мира и три раза в командных. Нашу методику, у истоков которой стояли Юрий Трофимец, Виктор Соколов, Кирилл Демянский и другие специалисты, изучили и переняли их зарубежные коллеги еще в середине 70-х годов. Плоды ее они пожинают сегодня. Наши же тренеры, даже профессиональных клубов, превратились в хозяйственников, и тренировочный процесс проходит, как Бог на душу положит.
Дружный провал в Австрии, очевидно, дал повод для совместных размышлений россиян и руководителей мотоциклетных федераций Латвии — Валдиса Клейнбер-га и Эстонии — Юрия Рандля. Все три стороны выразили озабоченность состоянием мотокросса в своих странах и признали необходимость приглашать гонщиков, особенно молодых, на проводимые у себя международные соревнования. В этом их, наверное, убедили выступления австрийских ребятишек в национальном первенстве между официальными заездами командного чемпионата. Юнцы 12-13 лет на 60-кубовых японских мотоциклах показали такие скорости, такую выучку, что впору было позавидовать взрослым. К сожалению, от каких-либо контактов отказались представители федераций Украины и Литвы.
Возвращаясь к чисто российским проблемам, замечу, что, очевидно, пришло время сформировать перспективный состав сборной России и привлечь к работе с ним специалистов, в том числе медиков. А для этого нужен тренировочный центр. Его готовы соорудить администрация Борисоглебска и уже упоминавшаяся фирма «Фонт». Вот тут-то как раз и потребуются средства коммерсантов. Польза нашему кроссу будет гораздо ощутимей, чем одноразовые выезды на соревнования, пусть даже самого высокого ранга.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1994