Каково же было его удивление, когда, приехав в Ижевск, он обнаружил, что в S2 составе челябинской команды «Мотор-СИС» значатся опытные московские армейцы Михаил Серафимович и Анатолий Овчинников, не появлявшиеся ни на одном из этапов чемпионата, и известный соперник, имеющий положительный баланс во встречах с Ледовским на коммерческих кроссах, киевлянин Александр Морозов. Это известие всполошило всех участников. Стали разбираться. Вспомнили, еще перед первым этапом на общем собрании решили, что ижевский кросс, где помимо автомобиля разыгрываются другие ценные призы — мотоциклы, холодильники,— надо оградить от любителей легкой наживы и допустить только тех, кто выступил в 80 процентах этапов чемпионата. Таким образом, эта тройка подпадала под категорию непрошеных гостей.
Но не зря говорят, закон — что столб: перелезть через него трудно, а обойти легко. Хитрый тренер челябинской команды Александр Платонов без труда нашел в положении о чемпионате пункт, который разрешает клубам на каждый этап дозаявлять трех спортсменов, в том числе двух иностранцев. Претензии к Платонову оказались бессмысленными, тем более, как он объяснил свой шаг, заботился не о судьбе призов, а о сохранении его командой итогового второго места, на которое реально претендовал миасский «УралАЗ».
Такой поворот событий не таил никаких угроз чемпионскому титулу Андрея Ледовского, а вот чтобы добыть ключи от автомобиля, теперь надо было попотеть. После старта первого заезда он в привычной для себя манере сразу же предложил соперникам бешеный темп и далеко вырвался вперед. Видимо, уверовав в свое превосходство, Андрей потерял бдительность и не заметил, что Морозов мчался от него уже в непосредственной близости. А когда судья на финише показал, что до конца дистанции осталось два круга, произошло невероятное: словно поменяв мотор своей «Хонды» на реактивный, Александр легко обошел Ледовского и закончил гонку с большим преимуществом. Во втором заезде Андрей снова лидер, но на этот раз он ни на секунду не упускал из виду киевлянина. Позиционная борьба, где оба зорко сторожили каждый шаг друг друга, закончилась в пользу Ледовского. Оба набрали равное количество очков.
И тут нашлись сердобольные люди, которые потребовали срочного заседания судейской коллегии, чтобы обсудить, насколько милосердна система зачета, учитывая результаты всех трех заездов. Да, она, пожалуй, жестока, поскольку не дает спортсмену права даже на одну ошибку или сход из-за неисправности мотоцикла. Но такая система была утверждена в начале сезона и менять ее в ходе чемпионата, по крайней мере, несерьезно. В конце концов разум возобладал над эмоциями и предложение не было принято. Но, видимо, у людей, добивавшихся пересмотра правил, были предчувствия, что третий заезд закончится маленькой трагедией. Так оно и случилось. Андрей Ледовской снова уверенно лидировал, присматривая за преследовавшим его Морозовым, но на середине дистанции остановился: обрыв цепи — и конец надеждам на главный приз. Повторилась прошлогодняя история, когда Александр вот так же внезапно появился в Ижевске и буквально из-под носа Ледовского увел автомобиль.
Соревнования в столице Удмуртии достойно завершили чемпионат СНГ по мотокроссу среди профессиональных команд. Достаточно сказать, что в их подготовке и проведении участвовали девять организаций-спонсоров. Случай уникальный, если -учесть, что моторные виды спорта пока не пользуются таким вниманием со стороны коммерсантов и предпринимателей, как олимпийские дисциплины. О спонсорах еще пойдет речь, а здесь отметим, что заключительный этап стал своего рода бенефисом челябинской команды. Среди мужчин (класс 250 см3) ее представители Морозов, Серафимович и Губарев заняли первые три места. В споре юниоров (класс 125 см3) снова не было равных Максиму Лебедеву из «Мотор-СИС». В ходе чемпионата этот талантливый юноша показал удивительный результат: из 24 заездов выиграл 22. Челябинцы снова стали серебряными призерами, а чемпионами второй год подряд — спортсмены из клуба «Кировец-Фонт» (Санкт-Петербург). Огорчает неудача прошлогоднего третьего призера — «Сатурна» из Режа. Сейчас он на предпоследнем месте. Причина — крайний износ мотоциклов.
Главный итог минувшего чемпионата однозначен — профессиональный мотокросс все-таки укрепляется своими позициями в России. Если в 1992 году во всех этапах участвовало всего шесть команд высшей лиги, то ныне увеличенную дистанцию из восьми соревнований преодолели 12 клубов из 16 заявленных. Снова отказались от первенства спортсмены ЦСКА, КамАЗа, «Нейтрона» (Сосновый Бор Ленинградской области) и вынуждены были присоединиться к бойкоту чемпионата СНГ, объявленного Федерацией мотоспорта Украины, гонщики кременчугского «Вагоностроителя». В первой лиге показатель, увы, значительно ниже — всего 7 коллективов из 19 заявленных закончили борьбу.
И тут в самый раз затронуть старую тему. В обеих лигах были представлены в основном российские команды. Исключение одно — «Автомобилист» из казахского города Актюбинск. Думается, название чемпионата СНГ давно себя исчерпало. И какие бы доводы в пользу его ни приводили Ассоциация профессиональных клубов и Мотоциклетная федерация России, они несостоятельны по одной простой причине — это самодеятельность чистой воды, поскольку никто из деятелей мотоспорта стран Содружества не давал полномочий российским коллегам проводить первенство СНГ. В таких вопросах нужно проявлять деликатность и, если хотите, дипломатическую мудрость. Кстати, сумела же Российская Федерация заключить двусторонние договоры о сотрудничестве с итальянскими и голландскими мотоспортсменами, которые уже сейчас приносят реальные плоды. Почему же не сесть за стол переговоров с деятелями мотоспорта стран ближнего зарубежья и попытаться восстановить утраченные связи, наметить программу совместных действий, как делают это сейчас политики из государств Содружества.
Теперь обещанный разговор о спонсорах. Их роль в развитии мотоспорта России, как показал минувший сезон, значительно возросла. Помимо восьми официальных этапов чемпионата высшей лиги состоялись коммерческие кроссы с большими призовыми фондами в Подольске, Борисоглебске, Ульяновске, Зарайске, Кондрово, Серпухове, Копейске, Коврове. Кроме того, к услугам наших гонщиков была обширная серия суперкроссов в Москве на стадионе в Крылатском, Туле, тех же Копейске и Кондрово, Междуреченске и Шелехове. Радоваться надо бы, да вот беда.
Весь этот календарь, похоже, никем не контролируется и не управляется. Попробуйте осилить всю программу в условиях постоянного роста цен на автомобильное топливо, билеты железнодорожного и авиационного транспорта. Кроме того, ресурсы японских мотоциклов, не обеспеченных запасными деталями, не беспредельны. Вот почему многие коммерческие кроссы из-за финансовых трудностей клубов и стремления продлить жизнь техники собирали далеко не сильнейший состав гонщиков.
И тут нужна реорганизация. В пользу ее говорят два примера. В Копейске второй этап официального чемпионата прошел на фоне явного безденежья организаторов.
Но, оказывается, есть у них в запасе коммерческий кросс, где денежные средства спонсоры не считают и главным призом выставили автомобиль «Таврия». Почему бы не объединить два соревнования в одно, как это сделали в Ижевске? Ведь выгода очевидна. Конечно, понятно стремление спонсоров сварить фирменное блюдо, не смешивая его со скромным обедом, называемым этапом чемпионата. Но к чему это приводит, видно на примере двух кроссов в Борисоглебске. Местная фирма «Фонт» в субботу провела шестую встречу участников первенства, а в воскресенье — коммерческое соревнование с пятимиллионным призовым фондом. Двухдневную изнурительную борьбу в непогоду могли осилить только физически хорошо подготовленные гонщики, имевшие запасные мотоциклы, остальные же, особенно молодые, были, по сути дела, статистами, или «гарниром», как говорят мотокроссмены. Тяжело пришлось участникам, организаторам и зрителям, мокшим под дождем два дня.
Автор этих заметок, естественно, не против коммерческих соревнований, наоборот — обеими руками за. Но, учитывая наши экономические трудности, общее состояние дел мотоспорта в стране, нужно постараться объединить хотя бы часть коммерческих кроссов с официальными этапами чемпионата, максимально сократив при этом переезды гонщиков и команд. Ведь нет сомнений, что рост цен на энергоносители и транспортные расходы будет продолжаться.
Еще одна примета закончившегося первенства — стремление многих тренеров заявлять в состязаниях юниоров двенадцатилетних юнцов на 80-кубовых мотоциклах. На такой машине, например, сын Константина Гиске, тренера копейского «Кировца» из первой лиги, Евгений, даже занял девятое место в личном зачете. Безусловно, забота об омоложении нашего мотокросса похвальна. Но пока этот процесс не имеет под собой законных оснований. И каждый раз, разрешая таким малолеткам стартовать вместе с юниорами, главный судья берет на себя немалую ответственность — а вдруг что-нибудь случится с пацаном? Встреча со следователем в таком случае неизбежна. А ведь надо лишь включить в положение о чемпионате пункт, разрешающий подросткам 12-16 лет выступать вместе с более старшими товарищами, желательно в отдельном зачете. Это давно сделано во всех странах, где гонщики выигрывают призы попрестижней отечественных авто.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1994