— Нет-нет, есть только подружки, среди них я своей будущей жены пока не вижу. Кроме того, у меня большие планы, не знаю, как еще сложится жизнь.
— То есть как? Вам еще нет 22-х, а вы уже знаменитость. Теперь остается коллекционировать чемпионские титулы, как де Костер или Жобэ. Какая уж тут неясность?
— Скучно! Пятикратным чемпионом Южной Африки я уже был. Трехкратным чемпионом мира стал только что. А теперь попробую покинуть Европу и попытать счастья в профессиональной лиге США. Ведь кроме всего прочего, там еще и деньги бешеные платят. Знаю, что немногим европейцам с мировым именем удавалось утвердиться в Штатах. Но рискну, сил у меня для этого предостаточно.
Слушая Грэга, я невольно задумался об американцах, самолюбие которых в последние годы и так изрядно пощипал гастролер из Франции Жан-Мишель Бэйль. А теперь и южноафриканец пожалует. Тем более что слова Альбертийна редко расходятся с делом. Весной, проиграв первый этап чемпионата мира Донни Шмиту, он достаточно беспардонно заявил: "Я еще дам под зад своим соперникам!" И... проиграл на втором этапе, в Нидерландах, бельгийцу Стефану Эвертсу. Но результат-то, вот он — передо мной трехкратный чемпион мира!
Вообще-то, правы оказались те, кто еще весной предвещал, что именно в кубатуре 250 любителей мотоспорта ждут непредсказуемые события, что борьба здесь в отличие от других двух классов ожидается особенно напряженной. Такие прогнозы имели под собой более чем веские основания. Достаточно сказать, что с 1986 года никому из участников этого чемпионата не удавалось завоевать вторую золотую медаль — новый сезон и новое имя. Туман над нынешним первенством сгустился еще и из-за того, что почти все основные претенденты на победу, как в карточной колоде, перета-совались по различным мотоциклетным фирмам, сменив цвета "Хонды" на "Сузуки", "Ямахи" на "Кавасаки".
Альбертийн поменял "Хондe" на "Сузуки".
Кстати, когда я спросил его о причинах перехода, Грэг посерьезнел:
— Меня связывают с "Хондой" самые теплые воспоминания. Благодаря ей я утвердился сразу же в самом трудном классе, не хватало только одного — душевной теплоты, в которой так нуждаются чужестранцы в Европе. Теперь все это есть, и мои родители получают иногда возможность навестить меня за счет фирмы.
Главным соперником чемпиона мира в начале сезона считался американец Донни Шмит, уже дважды владевший высшим титулом в классах 125 (1990) и 250 см3 (1992). Ныне он переметнулся в лагерь команды "Ямаха-Честерфилд". Еще один несомненный претендент — давно созревший для высшего успеха и все повидавший в свои 22 года Стефан Эверте. Трехкратный победитель первенств Бельгии и столько же раз серебряный призер "Кросса наций", чемпион мира в классе 125 см3 (1991), теперь пересел на "Кавасаки". А ведь Бельгия, избалованная победами своих представителей на международной арене, заждалась появления преемников былых "звезд" — Жоэля Робера, Гарри Эвертса, (кстати, отца Стефана), Жоржа Жобэ, Эрика Гебоерса. Добавим к этому списку серьезных англичан Курта Николла, Пола Малина и Роберта Херринга, бельгийцев
Марника Бервоетса и Вернера Девита, француза Ива Демария и американца Трампаса Паркера, владевшего золотой медалью в кубатуре 250 три года назад. Никто из них не хотел быть гарниром для того блюда, которое готовится на пятнадцати этапах чемпионата.
И все же самые серьезные претензии на мировую корону заявил Эверте. После поражения на стартовом этапе он высказался в том смысле, что упустил верную победу из-за неисправностей мотоцикла, но дистанция первенства очень длинная, и он с оптимизмом смотрит на финишный результат: "Начну выигрывать со второго этапа — Гран-при Голландии, где песчаная трасса, а на них я сильнее, чем кто-либо".
В Нидерландах Стефан сдержал обещание — две победы в заездах. Затем столько же на Гран-при Италии, и французский журнал "Мото-ревю" поспешил сообщить: "Эверте становится фаворитом и берет чемпионат в свои руки. "Кавасаки" предвкушает побед/'. Правда, сам Стефан был более осторожен: "Все идет хорошо, но нельзя недооценивать соперников. Пока я выкладываюсь на сто процентов, финиширую усталым и разбитым. Видимо, нужно усилить общефизическую подготовку, которую провожу под наблюдением итальянского врача". Между прочим, именно тогда, очевидно, под впечатлением от успехов бельгийца, Альбертийн стал гораздо сдержаннее: "Чувствую себя прекрасно и готов сделать все возможное для победы. Моя ошибка в том, что я потерял зимнее время для адаптации, притирки к новому мотоциклу, пришлось это сделать в стартовых этапах, но теперь все позади: чемпионский титул на блюдечке другим не поднесу".
Что южноафриканец слов на ветер не бросает, стало ясно на пятом этапе — Гран-при Франции. На крайне тяжелой из-за продолжавшихся несколько дней сильных дождей трассе, он был бесподобен, заняв первое и второе места в заездах Вот как прокомментировал эту победу Эрик Гебоерс: "Грэг ехал, как чемпион, и он обязательно станет им". А вот Эвертсу не повезло. Сразу после старта первого заезда его сбил американец Таллон Волланд, здорово повредив мотоцикл. И все же упорный бельгиец в следующем заезде на запасной машине сумел добраться к финишу третьим.
Остальные соперники между тем потихоньку отставали. Правда, Донни, по прозвищу "Мессер Шмит", тоже набирал полновесные очки, не желая оставаться в тени дуэли южноафриканца и бельгийца, но ему явно мешали перебои в работе амортизаторов мотоцикла. Француз Демария осторожничал. Он привыкал к новому мотоциклу после сезона, проведенного на "125-кубовке", и был физически не готов к более высоким скоростям и ужесточившейся конкуренции. Он, как выяснилось позже, берег силы для второй половины первенства, стараясь выполнить задачу, поставленную перед ним менеджером команды, многократным чемпионом мира Роже де Костером, — быть в тройке призеров.
Борьба между Альбертийном и Эвертсом, напоминающая качели и сопровождающаяся бодрыми заявлениями обоих в печати, накалилась, что называется, докрасна после девятого этапа — Гран-при Чехии. Они почти сравнялись по набранной сумме очков: у Грэга — 239, у Стефана — 238. Казалось, вот тут-то все и начнется, соперники отбросят забрало — ведь молодые же, несмотря на чемпионские титулы, парни — и ринутся на финишную прямую с помутневшими от азарта взорами. Однако судьба распорядилась иначе. Может, действительно острейшая борьба тому причина или другие обстоятельства, но удар от судьбы Эверте получил новый и куда более тяжелый, чем все выпавшие на его долю за недолгую спортивную карьеру: четыре схода в заездах Гран-при Швеции и Финляндии. Так что он сам себе обеспечил тяжелую жизнь во второй половине чемпионата. Стефан, конечно, ринулся в погоню, но к последнему раунду, Гран-при Германии, в Гайлдорфе, основные соперники на высший титул пришли в таком порядке: Альбертийн — 379 очков, Эверте — 362, Демария — 336, Бервоетс — 297, Николл — 255, Шмит и Девит — по 207. Легко подсчитать, что только бельгиец и француз сохраняли шансы на победу и то при условии, что лидер выступит здесь крайне неудачно.
— Трудно было взять себя в руки и не лезть очертя голову на рожон, — рассказывал мне Грэг уже в качестве победителя в закрытом парке Гайлдорфа. — Думается, я был как никогда спокоен, следил только за Эвертсом и Демария. Конечно, хотелось выиграть очередной этап, но итоговая победа дороже. Быть чемпионом мира три года подряд, согласитесь, не каждому удается.
Разительные перемены бросались в глаза и на территории закрытого парка. Давно прошли времена, когда тут можно было увидеть рекламу и фирменные цвета знаменитой японской четверки — "Сузуки", "Хонды", "Кавасаки" и "Ямахи", а также шведской "Хускварны", немецкой "Майко", чешской 43. Теперь заводы-изготовители Страны восходящего солнца полностью вытеснили с кроссового рынка европейских конкурентов. Но не собственными силами, как это делалось раньше, а с помощью тех же европейских фирм-посредников. Это оказалось дешевле и выгоднее для японцев.
Специально подготовленные заводские кроссовые мотоциклы они выпускают только для Америки. За океан уходят последние разработки в области подвесок, мото ров, рамы. Участники чемпионата мира вынуждены теперь пользоваться "серийными заводскими" машинами, базирующимися на уникальных конструкциях одно-двухгодичной давности. А потому почти каждая европейская команда превращается теперь в минизаводик, "переодевающий" японские мотоциклы в амортизаторы, глушители, вилки собственного фасона.
А потому весь закрытый парк и окрестности вокруг него ныне — огромная выставка-продажа всего того, что нужно мотокроссу, — от наклейки до мотоцикла. Цвета той же, ставшей могущественной японской четверки остались прежними, но их представляют уже табачные магнаты из-за океана, немецкие и другие национальные частные фирмы, имеющие склады запасных частей во многих городах Европы и способные благодаря компьютерному банку данных предоставить все необходимое фирменному гонщику и на коммерческих условиях любому желающему.
Вот в такой яркой выставочно-распродажной обстановке участники личного чемпионата мира по мотокроссу в самой престижной кубатуре машин провели свой заключительный Гран-при. Хотя многочисленные зрители, приехавшие из Бельгии и Франции, надеялись на чудо, его не произошло. Стефан Эверте круто взялся за дело на первом же круге. Быстро разобравшись с соперниками, он далеко ушел вперед. Альбертийн ехал лишь десятым, а значит — семь очков против двадцати бельгийца. Будет довольствоваться малым?
Нет, Грэг спокойно подождал, пока гонщики растянутся по трассе и, не встречая толкучки и избегая опасности попасть в завал, резко прибавил скорость. Бросалась в глаза какая-то кошачья манера его езды — ни напряжения, как у Эвертса, ни резких движений и скачков после поворотов, но впереди идущих он щелкал как орешки. И только, выйдя на третье место, успокоился.
Тем временем Эверте, уверовав в свое непоколебимое превосходство, с удивлением увидел спину обогнавшего его Курта Николла. Что творилось на последнем круге! Лидер менялся четыре раза! Все же метров за двадцать до финиша Стефан перехитрил опытного англичанина. Заняв более скоростную траекторию перед выходом к заключительному трамплину, он в полете всего на полсекунды опередил соперника.
Второй заезд подтвердил, что Альбертийн все ходы рассчитал, как шахматист в отложенной партии, с большим для себя преимуществом. Гонку возглавил в одиночестве Демария, который печатал витки трассы с завидной скоростью. Грэг разместился снова на комфортной третьей позиции. Но где-то минут через пятнадцать был уже шестым. Всполошились механики: они выбежали на дорожку и маховыми движениями рук неистово показывали — вперед, основным соперникам ты проигрываешь! И каждый раз Грэг вежливо кивал им: спасибо, мол, за подсказку, все о'кей. На финише его ждала огромная толпа. В воздух взметнулся плакат: "Альбертийн — трехкратный чемпион мира!
Источник: Журнал «АМС», №11, 1994