Я оказался в плотной толпе зрителей, кольцом окруживших небольшую, но очень сложную трассу, которые с неописуемым азартом поддерживали спортсменов. И впрямь, грех было не поддаться общему энтузиазму. Ведь по песчаным холмам мчались совсем крохотные кроссмены-мальчики в возрасте примерно от шести до двенадцати лет. Некоторые из них были настолько малы, что им после падения не хватало сил поднять мотоцикл. Тогда на помощь спешили заботливые судьи: они усаживали юного неудачника в седло, заводили двигатель — и снова в путь за соперниками. Самое удивительное состояло в том, что эта ребятня была экипирована по последней моде взрослых гонщиков: настоящие мотоциклы, но, конечно, малых кубатур — от 50 до 80 см3, шлемы, казавшиеся громадными на узких плечах, современные нейлоновые майки и кожаные брюки, мотоботы. Подумалось тогда: неужели и мы когда-нибудь увидим у себя в стране подобные фестивали подросткового кросса, в которых, несомненно, заложено будущее этого вида спорта?
Через три месяца я оказался на заседании президиума Федерации мотоспорта СССР. По иронии судьбы рассматривался вопрос, внесенный нашими коллегами из Латвии, — о снижении возрастного ценза для участников соревнований по мотокроссу. Для авторов того проекта проблемы не существовало: они давно у себя в республике проводили состязания на приз "Золотой мопед" для детей 13—14 лет и приехали в Москву с одной целью — придать им всесоюзный размах. И вдруг на заседание президиума нагрянули руководители моторных видов спорта из ЦК ДОСААФ СССР, чего раньше не случалось. К рассматриваемому вопросу они подготовились отменно. Какие только доводы против ни приводились! Безусловно, главный из них — неустанная забота о подрастающем поколении. Затем огласили справку, из которой якобы явствовало, что исследования, проведенные медиками, установили: занятия в раннем возрасте картингом вызывают у детей искривление позвоночника и всяческие осложнения в желудочно-кишечной системе. Что же тогда говорить о юных кроссменах! Ведь ездят они не по асфальту, как картингисты, а по колдобинам и трамплинам. Словом, вопрос о снижении ценза дружно "забодали".
"Золотой мопед" тем не менее благополучно продолжал жить. Несмотря на его, с точки зрения всесоюзных мерок, юридическую незаконность, каждый год в Ригу прибывали ребятишки из многих городов России, Украины, Белоруссии, республик Прибалтики, Мне тоже приходилось писать об этих соревнованиях, за что был удостоен вызова в отдел административных органов ЦК КПСС. Там в вежливом, но непримиримом тоне получил приказ не обращаться к данной теме. Справедливости ради нужно сказать, что и тогда неоднозначно относился к движению "Золотой мопед". Да, это интересно, да, это верный путь увлечь подростков техникой, в конце концов полезным делом, дать им возможность развиваться физически, уйти от атмосферы улиц и подворотен. Но в тогдашних условиях мопедисты не были связаны напрямую с дальнейшей своей биографией в мотоспорте. Уйдя по "возрасту" из этой младшей группы, они оказывались в вакууме: для перехода в класс машин 125 см3 приходилось ждать несколько лет, пока не получишь права на управление мотоциклом.
И вот снова, спустя 16 лет, и снова в августе, я — в Сызрани и Чапаевске на финишной прямой чемпионата России по кроссу среди профессионалов высшей лиги. Пишу об этих состязаниях уже много сезонов, но такое увидел впервые. Невольно вспомнилась Швеция тех далеких лет. На старте, но не отдельной, а обычной, подготовленной для взрослых спортсменов трассы, — подростки со своими 80-кубовыми "хондами", "ямахами", "кавасаки". Та же современная экипировка — японские спортивные костюмы, кажущиеся громадными на пацанах шлемы. Но и разница большая. Тогда, близ Стокгольма, невольно увиденная картинка, скорее, напоминала шоу для юнцов и их родителей, родственников и знакомых. Здесь же все по-настоящему: российский подросток, как и взрослый кроссмен, участвовал в двух заездах по 25 минут каждый, где, помимо личных задач, предстояло решить главную — принести зачетные очки своей профессиональной команде.
Чтобы передать атмосферу соревнований, к примеру в Сызрани, на которых присутствовали не менее 40 тысяч зрителей, приведу два эпизода. В "Икарусе" уже готовый к старту 14-летний Алеша Блынский выслушивает последние наставления отца — Дмитрия Викторовича, заместителя генерального директора чапаевского завода "Полимер". "Ты выступаешь впервые, поэтому за остальными не гонись, они — опытные ребята. Вот увидишь, через три круга очень устанут руки. Прошу, собери всю волю и пройди дистанцию, пусть последним, но это в интересах команды". Потом Алеша рассказывал, что руки онемели значительно раньше, весь заезд прошел для него, как в тумане, но указание выполнил.
Не повезло 14-летнему Антону Красноперову. На первом круге тренировки он неудачно приземлился после трамплина на переднее колесо, сломал две руки. В том же "Икарусе" по пути из Сызрани в Чапаевск я спросил его: "Наверное, тебе сейчас так больно, что и о мотокроссе думать противно?"
— Врачи сказали: в моем возрасте все срастается быстро. А мотокросс не брошу, жаль, придется пропустить три последних этапа.
Этими двумя эпизодами я хотел показать, что от прежней мнимой заботы о здоровье юного поколения мы наконец-то даже в мотоспорте, считавшемся всегда опасным, пришли к истинной, воспитывающей будущих настоящих мужчин с волей, характером, не боящихся боли. И, как видите, инициаторами такого воспитания подростков оказались люди, которым на роду предначертана такая забота — отцы и матери.
Нынешний год стал отсчетным в истории подросткового мотокросса России. Сейчас еще рано искать в этих мальчишках будущие чемпионов, но совершенно очевидно, что у Виталия Тонкова, Сергея Кочергина, Ивана Паршина из Челябинска, Евгения Гиске (Копейск), Марата Зарипова (Чапаевск), Алексея Садилова (Ковров) и некоторых других есть все данные вырасти большими мастерами. Но им нужна помощь. Хуже всего, если они будут встречаться лишь между собой на одних и тех же трассах. Позарез нужны гонки за рубежом. Их в календаре ФИМ и национальных первенств множество. Но о существовании таких соревнований для определенных возрастных групп тренеры наших профессиональных клубов, как выяснилось, не знают. Банк данных находится в мотоциклетной федерации и Центральном автомотоклубе России. Однако помощи мотокроссу даже в информационном плане от них не видно, все силы они сконцентрировали на спидвее.
Кстати, сама идея подросткового мотоспорта и ее реализация принадлежит не МФР и ЦАМКу, а, по сути дела, общественной организации "Ассокроссу". Тренеры и руководители профессиональных клубов, убедившись, что брошены на произвол судьбы, решили взять бразды правления в свои руки. Не легко им было взвалить на плечи лишнюю обузу, тем более что большинство команд даже высшей лиги еле-еле сводят концы с концами. А тут для каждого мальчишки нужно купить современный мотоцикл за три тысячи долларов, одеть, обуть, организовать тренировки и заботиться о нем на выездах. Но другого выхода нет, считают тренеры "Кировца-Фонта" (Санкт-Петербург) Владимир Яковлев, челябинской СДЮСТШ Александр Платонов и их коллеги. Мы настолько отстали в мировом кроссе, что нужно начинать с нуля. Таким нулевым фундаментом и являются состязания двенадцати-пятнадцатилетних мальчишек — будущих "звезд" российского мотоспорта.
Несомненно, заезды подростков стали главной изюминкой чемпионата России по мотокроссу среди профессионалов. Кстати, они в немалой степени повлияли на расстановку команд в турнирной таблице. Мы уже рассказывали, что перед началом первенства Яковлев и Платонов обменялись "ферзями". Из "Кировца-Фонта" ушел в СДЮСТШ Андрей Ледовской, а из Челябинска в город на Неве перебрался Максим Лебедев, оба — победители прошлогоднего чемпионата. Кроме того, эти команды потеряли своих вторых по силе гонщиков: петербуржцы — Сергея Колодкина, челябинцы — Александра Наумова, которые претендовали на привилегии в контрактах. Правда, "Кировец" нашел замену в лице грозного легионера из Киева — Александра Морозова. Казалось, этот клуб снова обречен на победу, четвертую подряд.
Но не тут-то было. Главные забойщики Ледовской и Лебедев исправно штамповали победы во всех заездах, а вот Морозов оказался не готовым к серьезной борьбе в российском чемпионате. Не встречая несколько лет у себя на Украине конкуренции, он прибавил в весе и потерял форму. Вот здесь и сказали свое веское слово подростки и юниоры из Челябинска. Да и стоит ли удивляться этому. Сейчас у Александра Платонова в его СДЮСТШ занимаются около 400 ребят, и все рвутся в бой. Так что выбор у уральцев огромный. Благодаря усилиям юных и молодых (не будем забывать огромный вклад ветерана Ледовского), челябинцы впервые досрочно стали чемпионами России.
Максим Лебедев еще в Чапаевске, где проходил предпоследний этап, мог принимать поздравления с третьей победой в первенстве среди юниоров, но он там не выступал из-за поломки мотоцикла. Что касается 35-летнего Андрея Ледовского. то для него нынешний сезон оказался беспроигрышным: к семи былым золотым медалям чемпионата СССР он прибавил шестнадцатую, российскую. Редкий результат за всю историю нашего мотокросса!
Источник: Журнал «АМС», №10, 1994