За день до старта я приехал вместе с нашей командой на стадион и к великому изумлению обнаружил, что, кроме ледового овала, серебрившегося под лучами весеннего солнца, центральной трибуны, под которой на полную мощность трудились холодильные установки, и обрамлявших место соревнований сосен, ничего не оказалось. Но уже к вечеру, словно по мановению волшебной палочки, с помощью модулей стадион стал неузнаваем: появились различные помещения, комментаторские кабины, пресс-центр и трибуны, на которых с комфортом разместились 10 тысяч зрителей. Несмотря на проливной дождь во второй день, они были заполнены до отказа, хотя билет стоил 150 крон — около 25 долларов.
Четыре чемпиона мира разных лет из команды СССР были в центре внимания. Но уже после первой серии из четырех гонок двое расстались с надеждами на новый успех.
Для Владимира Сухова чемпионат длился считанные секунды. В первом заезде, едва стартовав, он врезался в защитные мешки с поролоном и сеном. А во втором, в острейшей ситуации на вираже, когда мотогонщик из ФРГ Микаэль Ланг, потеряв контроль над машиной, сначала «выбил из седла» шведа Свена-Эрика Бьерклунда, потом настиг Игоря Яковлева и вместе с ним «улетел» в поролоновые маты. Мотоцикл шведа уже без седока протаранил машину Сухова. От удара наш гонщик вместе с мотоциклом вылетел за ограду стадиона и был доставлен в больницу с тяжелым переломом ноги. Сборная СССР лишилась одного из своих основных претендентов на чемпионское звание.
Еще одна наша надежда — сибиряк Юрий Иванов, на счету которого семь золотых медалей личных и командных турниров, потерпел неудачу после первого выхода на лед. В споре с будущим чемпионом мира финном Ярмо Хирвасойей на вираже колесо его мотоцикла попало в выбоину. Юрий взлетел в воздух, сделав немыслимый кульбит, и все же удержался в седле.
Однако, приземляясь, получил сильный ушиб позвоночника и хотя продолжал состязания, но выступать в полную силу не смог.
Две потери уже на старте чемпионата, естественно, не могли не сказаться на самочувствии команды. И все же москвич Николай Нищен-ко, защищавший в Швеции звание чемпиона мира, проводил гонки первого дня с присущим ему блеском. В пяти стартах — четыре победы. Мог быть и абсолютный результат, не сделай москвич, казалось бы, незаметной ошибки на вираже перед выходом на финиш. «Помаркой» чемпиона мира моментально воспользовался Хир-васойя. Этот эпизод и показал возможности финского гонщика, серьезность его намерений стать первым и, конечно же, придал уверенность в своих силах. К этому моменту спину финна с номером девять видели все его соперники, в том числе и двукратный чемпион мира Сергей Казаков. Хирвасойя удивительно точно и грамотно вел борьбу, используя на дорожке весь тактический арсенал. В превосходном настроении финн вышел и на свой пятый старт. Тут-то его и подкараулил наш «крепыш» из Красноярска Сергей Иванов. Средний брат Ивановых, после того как старший получил травму, похоже, решил не посрамить славные семейные традиции. Он с блеском провел гонку, обескуражив будущего чемпиона. Забегая вперед, скажу, что С. Иванов и во второй день сумел победить Хирвасойю, хотя тот на пресс-конференции после первого дня обещал «поставить на место» своего, как потом оказалось, единственного «обидчика». Крепость характера и высокий класс С. Иванов подтвердил в последнем, уже дополнительном заезде, где в споре за третье место он сошелся один на один со шведом Пер-Олафом Сирениусом.
К тому же С. Иванов, кажется, успешно «объездил» новую модель мотоцикла с подвеской заднего колеса, а это дает ему определенные преимущества перед соперниками.
Что касается главных действующих лиц (а ими оставались с первого до последнего момента Нищенко и Хирвасойя), то они и во второй день стартов довольно легко доказывали свое преимущество над соперниками, привозя каждый раз по три победных очка.
Кульминацией юбилейного финала стала их очная встреча в 34-м заезде. И хотя у каждого из них оставалось в запасе по одному старту, все решалось именно в споре между собой. Финн стартовал по первой, более выгодной дорожке. У Николая по жребию оказалась четвертая дорожка, по которой путь к победе, естественно, длиннее. Наш гонщик тем не менее удачно стартовал, тут же опередил Ланга и Бронислава Франца из Чехословакии, завязал интригующую борьбу с финским мотогонщиком. Когда соперники пошли последний круг, Нищенко вырвался вперед, но на вираже колесо его мотоцикла сорвало, он крутанулся по льду и врезался в тюки спрессованной соломы. Судьба титула «короля скорости» была решена.
Так впервые в истории мировых чемпионатов в списке победителей оказался представитель Финляндии — 35-летний механик из города Оулу Ярмо Хирвасойя.
Результаты чемпионата
1. Я. Хирвасойя (Финляндия) — 27 очков; 2. Н. Нищенко (СССР) — 24; 3. С. Иванов (СССР) — 23; 4. П.-О. Сирениус (Швеция) — 23; 5. С. Казаков (СССР) — 21; 6. М. Ланг (ФРГ) — 19; 7. И. Яковлев (СССР) — 17; 8. С. Дик (Чехословакия) — 15; 9. Б. Франц (Чехословакия) — 14; 10. X. Вебер (ФРГ) — 12; 11. Ю. Ива нов (СССР) — 11; 12. С.-Э. Бьерклунд (Швеция) — 10; 13. С. Свенссон (Швеция) — 9; 14. А. Клатовски (Чехословакия) — 6; 15. X. Бауманн (ФРГ) — 3; 16. Р. Кунеком (Голландия) — 3; 17. Э. Йонссон (Швеция) — 2; 18. В. Сухов (СССР) — 0.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1990