Поверьте, в этом утверждении нет никакого преувеличения. Ситуация складывается так, что в ближайшем будущем главной команде страны просто-напросто негде будет выступать. И отнюдь не нехваткой состязаний в календаре ФИМ это объясняется. Их-то как раз вполне достаточно. Беда в том, что наши сильнейшие спортсмены — члены сборной СССР не имеют к ним никакого отношения. Впрочем, болельщики со стажем наверняка помнят время, когда советские гонщики участвовали в чемпионатах мира, и вполне успешно, когда имена Н. Севостянова, Ю. Рандлы, Э. Кийсы, стартовавших на серпуховских «во-стоках», не сходили со страниц зарубежной мото-спортивной прессы. Но это, как говорится, дела давно минувших дней. Сегодня же единственным международным стартом для наших спортсменов остается розыгрыш Кубка дружбы. Не будем заниматься подсчетами, сколько наград завоевали советские мастера кольцевых гонок за время участия в Кубке. Их количество исчисляется десятками. Отметим только при этом, что никто из ведущих кольцевиков мира в этих соревнованиях никогда не участвовал.
Популярность Кубка дружбы с каждым годом падает и среди зрителей. В минувшем сезоне на венгерском этапе розыгрыша организаторы пошли даже на то, что открыли болельщикам доступ в святая святых мотоциклетных соревнований — технические боксы команд, сделали посещение соревнований бесплатным. Однако и эти чрезвычайные меры практически ничего не изменили — гонка прошла при полупустых трибунах.
Поэтому-то сейчас все громче раздаются голоса о том, что, дескать, розыгрыш Кубка дружбы полностью изжил себя. Такова, в частности, позиция федерации мотоспорта Венгрии. И она, к слову, в этом неодинока. А значит, вполне вероятно, что Кубок дружбы будет упразднен в ближайшее время. Где тогда будет выступать наша сборная, придут ли на смену Кубку какие-либо другие соревнования? Пока не ясно.
Почему же сборная СССР оказалась отлученной от крупных стартов за рубежом? Нет современной, конкурентоспособной техники, так еще недавно объясняли это решение в Управлении технических и военноприкладных видов спорта ЦК ДОСААФ СССР, а посему, мол, нечего зазря расходовать валюту оборонного Общества на поездки за границу. Ныне ситуация изменилась. Нет, с техникой и экипировкой лучше не стало. Скажем, защитные шлемы члены сборной страны последний раз получили шесть лет назад, комбинезоны — пять, а о мотоциклах даже и речь не идет. Зато что касается зарубежных турне — пожалуйста. Правда, не за счет ДОСААФ. Ищите спонсора для сборной, говорят в управлении, пусть он покупает технику, финансирует выезды.
Что ж, предложение, как говорится, в духе времени. Если бы не одно «но». Солидные фирмы не будут покупать «кота в мешке», не захотят вкладывать средства в команду, которая никак не проявила себя в серьезных состязаниях. Выходит, чтобы выступать на соревнованиях за рубежом, нужен спонсор, а чтобы приглянуться спонсору, нужно стартовать в крупных международных гонках. Замкнутый круг получается.
В Управлении технических и военно-прикладных видов спорта разорвать его, похоже, не торопятся. Вот и приходится каждому спортсмену действовать на свой риск и страх. Например, армейские гонщики участвуют в международных состязаниях, пользуясь покровительством Спортивного комитета Министерства обороны СССР. По безвалютному обмену выезжают в Финляндию на матчевые встречи кольцевики Эстонии и Латвии.
Вообще о Прибалтике разговор особый. Не секрет, что традиционно здесь отношение к мотоспорту, и к кольцевым гонкам в частности, было бережное и заинтересованное. А ныне местные предприятия стали брать своеобразное шефство над лучшими гонщиками республик.
К примеру, РАФ стал спонсором одного из сильнейших кольцевиков страны, рижского спортсмена Р. Айзстраутса. Как заводской гонщик Раймонд уже стартовал в международных соревнованиях в Венгрии, в открытом первенстве Австрии, прошедшем на территории Чехословакии. В его ближайших планах — выступление на чемпионате Европы.
Самые честолюбивые планы и у двух других известных гонщиков из Латвии — А. Приедитиса и Д. Мужниекса. Подписанный ими договор с крепким колхозом «Лачплесис» открывает заманчивые перспективы. Теперь все заботы об экипировке, технике для спортсменов возьмет на себя хозяйство. Оно же, кстати, станет определять календарь их выступлений. Будет ли среди них Кубок дружбы (если он вообще будет)?
Напрашивается тревожный вывод: выступать под флагом сборной для гонщиков, имеющих, так сказать, личных спонсоров, ныне просто невыгодно как в материальном плане (зачем губить моторы и истирать резину), так и в плане совершенствования своего мастерства. Куда перспективней с этой точки зрения старты в более именитых, чем Кубок дружбы, состязаниях.
Ну а что же Федерация мотоспорта страны и Управление технических и военно-прикладных видов спорта, под эгидой которых находится сборная? Здесь на кольцевой команде, похоже, поставили крест. Мол, есть более важные виды мотоспорта, а «кольцо» — это, дескать, не для нас.
В прошлом году, например, сборная лишь трижды выезжала за рубеж для участия в розыгрыше Кубка дружбы. Три раза за целый год!
Не однажды тренеры сборной обращались к руководству с просьбой включить в календарь дополнительные зарубежные старты, хотя бы в качестве поощрения за победы в Кубке дружбы, но все безрезультатно. Политика изоляции наших кольцевиков остается без изменений. Советские гонщики по-прежнему тренируются с мыслью о том, что где-то проводятся чемпионаты мира, Европы, куда путь им заказан.
А ведь у них перед глазами пример, скажем, советских велосипедистов, заключивших контракт с влиятельной фирмой «Альфа-Люм», которая взяла на себя все расходы, связанные с экипировкой и участием в престижных гонках. Знаем мы и о соглашениях советских футболистов, баскетболистов, хоккеистов. Почему же в стороне остаются мотогонщики?
Выступи они на престижных соревнованиях, может и заинтересовались бы ими зарубежные фирмы, предложили бы сотрудничество. Мечтают об этом наши-спортсмены и не делают из того секрета. Солидный спонсор сегодня им просто необходим, без этого рассчитывать на успех не приходится. Однако надо торопиться, пока сборная СССР по кольцевым мотоциклетным гонкам еще существует, и помнить при этом: похоронив «кольцо», мы откажемся от самого популярного и престижного в мировом мотоспорте соревнования, лишив себя надежды на его возрождение. Вряд ли спортивная общественность простит этот шаг.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1990