Честно говоря, когда Юрий кое-как добрался до боксов, я не рискнул приставать с расспросами — так горячо он втолковывал что-то виновато притихшим механикам. Зато когда гонщик оказался рядом со мной на верхушке снежного вала, откуда удобно было смотреть за ходом борьбы,! я не удержался.
— На весь свет теперь словно новичок ославился, — с досадой махнул рукой Юрий. — Метанол кончился, да еще, вдобавок, в тринадцатом заезде... Вот и не верь после этого в приметы!
Но наша беседа продолжалась недолго. На лед в числе прочих вышел один из хозяев трека — Сергей Иванов, брат Юрия, а также гонщик из подмосковного Егорьевска Владимир Сухов. В отсутствие прошлогоднего чемпиона страны Николая Нищенко, выбывшего из борьбы еще в отборочной гонке, и серебряного призера Сергея Казакова, который вообще не участвовал в нынешнем первенстве, именно спор между Ивановым и Суховым мог решить судьбу золотой медали.
Со старта вперед вырвался красноярский гонщик. Но честолюбивого Сухова это никак не устраивало. На выходе из виража он ринулся в атаку прямо по наружной дорожке, намереваясь протиснуться в узкий просвет между снежным валом и машиной соперника. В этот миг предусмотрительный Иванов взял правее, подставив Сухову заднее колесо. Оба едва удержались от падения.
Сделав круг после отмашки клетчатым флагом, гонщик из Подмосковья вновь направился к старту. Судья при участниках подавал ему отчаянные знаки: мол, твоя очередь только через два заезда... Но Сухов вовсе не перепутал расписание стартов. Владимиру нужен был главный судья, чтобы опротестовать действия «обидчика». Однако его претензии посчитали необоснованными — дорожку выбирает тот, кто на- вираже впереди.
Турнирная Судьба свела их на следующий день лишь в предпоследнем, тридцать девятом заезде.
И вновь встречу непримиримых дуэлянтов мне довелось наблюдать рядом с Юрием Ивановым. Но теперь он оказался в роли зрителя окончательно. Неудачи преследовали его и во второй день гонок. Я видел, как после падения, уже в тесном боксе под трибунами стадиона, Юрий снова и снова примеривался к мотоциклу. Садился в седло, онемевшей от боли рукой пробовал выжать сцепление, но больше так и не вышел на старт. Впрочем, свою роль в этом, видимо, сыграл и листок бумаги с подсчитанными очками соперников. По всему выходило, что медаль уже «не светила» двукратному чемпиону мира ни при каком раскладе.
А вот у его брата Сергея такой шанс оставался. Как, впрочем, и у Сухова. Признаюсь, с тревогой наблюдал я их второй очный поединок, памятуя не столько о высокой цене победы в этой встрече, сколько о том первом драматичном заезде соперников. Увы, опасения оправдались. Перед финишем Сухов, оказавшись на второй позиции за Сергеем Ивановым, пошел ва-банк и... отправил хозяина трассы за ее пределы. Последний, кажется, чудом избежал серьезной травмы, а судьи за недозволенный «силовой прием» без колебаний аннулировали результат подмосковного гонщика.
Сражение, разгоревшееся на чемпионате между Сергеем Ивановым и Суховым, похоже, перерослЪ рамки чисто спортивного соперничества. пеерешло ту едва уловимую грань, которую гонщики переступать не должны и которую они же обязаны чувствовать лучше других. Ведь на трассе от каждого из них зависит не только его личная безопасность. Между тем столь острое соперничество двух именитых асов неожиданно для многих на финише чемпионата обернулось по существу спором лишь за бронзовую награду, которую в итоге завоевал Сергей Иванов. Эта дуэль словно отодвинула в тень выступление остальных гонщиков, хотя с самого начала на первых позициях прочно обосновались Олег Хомич из Волковыска и Станислао Кузнецов из Кемерова. Правда, даже у знатоков были сомнения, смогут ли лидеры сохранить преимущество — мол, где-нибудь да «споткнуться». Тем более что Хомич, хоть и был чемпионом страны 1989 года, но пропустил весь прошлогодний сезон. Так что вряд ли кто ожидал от него подобной «прыти». Но Олег не споткнулся, даже когда бежал к финишу одного из заездов, толкая из последних сил тяжелый заглохший мотоцикл. Серебряная медаль стала ему наградой за волю к победе. А самым счастливым в тот день, похоже, был Станислав Кузнецов. Более десяти лет на зимнем и летнем треке шел 37-летний гонщик к своему первому «золоту». Что ж, тем приятнее поздравить с победой нового чемпиона страны!
С. осокин Фото А. ГУРЕВИЧА
Результаты мотогонки
1. С. Кузнецов (Кемерово) — 37 очков; 2. О. Хомич (Волковыск) — 35; 3. С. Иванов (Красноярск) — 34; 4. В. Сухов (Егорьевск) — 31; 5. К Акимов (Нерюнгри) — 30; 6. В. Мартемьянов (Чита) — 28; 7. Г. Слепухин (Рудный) — 26; 8. В. Никулин (Уссурийск) — 26; 9. А. Балашов (Москва) — 22; 10. Ю. Иванов (Красноярск) — 21; 11. Ю. Поликарпов (Иркутск) — 21 ; 12. К. Дрогалин (Москва) — 21; 13. С. Логачев (Благовещенск) — 16; 14. И. Яковлев (Ижевск) — 14; 15. А. Еремкин (Ленинград) — 10; 16. А. Яковлев (Ижевск) — 9; 17. В. Змага (Уссурийск) — 2; 18. В. Чеблоков (Рудный) — 2.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1991