Нужно было обязательно подойти, подбодрить гонщика, и я даже придумал, что скажу ему: «Не грустите, Риф, не попали «на мир», зато билет в Германию, где будет европейский «травяной» финал, у вас уже в кармане. А на травке и падать легче!» Но слова эти застряли в горле, когда я встретился с Рифом взглядом. Он грустно и растерянно улыбнулся: «Никогда не думал, что тринадцатый номер — к несчастью. Я даже не помню, когда меня в последний раз снимали за фальстарт...»
Было отчего горевать и нашим тренерам. Так много надежд пробудил нынешний сезон. Впервые за несколько последних лет сразу два советских гонщика — Риф Саитгареев из Львова и уфимец Михаил Старостин получили шанс пробиться в финал личного чемпионата мира по спидвею на классическом 400-метровом треке. Оба они, успешно пройдя предварительные соревнования, вышли в полуфинал. Старостину предстояло отправиться в Германию, в Аберсберг, а Саитгарееву — поближе, в в украинский город Ровно. Очень кстати пришелся зимний сбор восьмерки наших гаревиков в Австралии. Встречи с профессионалами Зеленого континента были исключительно полезными, как считают члены нашей сборной. К тому же сдвинулось дело и с современной техникой. Старостину его клуб приобрел итальянский GM, лучший на сегодня трековый мотоцикл, а Саитгареев получил в свое распоряжение английский «Годден», двигатель которого доводил известный немецкий специалист Ханс Цирк. Моторами «от Цирка» пользуется, в частности, двукратный чемпион на длинном треке англичанин Саймон Уигг. Все это вместе взятое внушало определенный оптимизм. К тому же Саитгарееву можно было рассчитывать на помощь «своих стен».
Но надежды наши рассеялись как дым, едва лишь гонка перевалила экватор. В первом же своем заезде Риф проехал только один круг. На втором в двигателе оборвало шатун. Сход и ноль очков. Седоватый и серьезный господин Цирк с грустью глядел, как механики «раздевали» мотоцикл, снимая мотор, и готовили запасной. Второй заезд. Фальстарт — и еще одна «баранка». Третий заезд. Чемпион мира Юнссон теряет цепь, и Саитгареев сзади врезается в него. Судьи посчитали, что наш гонщик виноват в падении шведа — ноль очков. И все было кончено. Даже победив в оставшихся двух заездах, рассчитывать попасть в число восьми лучших нечего было и думать.
Если бы мы имели дело с хоккейными болельщиками, то именно в этот момент — где-то ближе к концу второго периода — публика начала бы покидать трибуны. «Что смотреть, ведь наши проиграли». Но спидвей — совсем другое дело, а полуфинал чемпионата мира — праздник для любого истинного болельщика, не говоря уже о нашем, не избалованном мотогонками высшего уровня. Признаюсь, впервые воочию увидел на состязаниях мотоциклистов, что означает любимая фраза спортивных комментаторов — «трибуны переполнены». Трибуны 15-тысячного стадиона действительно были переполнены, люди стояли в проходах, занимали буквально каждый квадратный дециметр площади. В Ровно, с его 280 тысячами жителей, это означает, что на гонки пришел каждый восемнадцатый житель города. Ради интереса рассчитайте, сколько это будет в Москве.
И зрелище, показанное украинским зрителям лучшими гаревиками мира, стоило такого интереса. Собственно, напряженную борьбу предугадать было нетрудно. Ведь половина участников полуфинала были победителями и призерами чемпионатов мира разных лет. Здесь был сам чемпион мира, гонщик номер один прошлого сезона швед Пер Юнссон. Он и его земляки Джимми Нильсен, Микаэль Бликст и Хенрик Густафссон были главными фаворитами гонки. Нильсен и Густафссон приехали в Ровно из Польши, где завоевали «серебро» чемпионата мира среди пар. С интересом ожидалась их дуэль с австралийцем Тоддом Уилтширом, ставшим открытием чемпионата мира-90. Однако 23-летний бронзовый призер минувшего первенства получил серьезнейшую травму и не смог приехать. Но и это обстоятельство не слишком ослабило состав полуфинала. Эксчемпионы мира «в команде» англичане Джереми Донкастер и Пол Торп, неувядаемый Митч Ширра из Новой Зеландии, чемпион мира еще 1979 года, упорно продвигающийся к вершинам спидвея итальянец Армандо Кастанья — чемпион британской лиги. Целая компания гонщиков из Чехословакии, которым, похоже, надоело ходить в подающих надежды — Роман Матоушек, Антонин Каспер, Владимир Калина, Петр Вандирек. И опытные, сильные венгры — Золтан Адорьян и Роберт Надь. И молодой симпатичный норвежец Ларе Гуннестад — именно его некоторые специалисты считают будущим гаревым королем. И — будто на десерт — 20-летний американец Билл Хэмилл. От него никто не ждал победы, однако «в Америке нет слабых мотогонщиков», к этому Новый Свет в последнее десятилетие хорошо приучил старушку Европу. Словом, все 16 участников этого полуфинала были не только одинаково достойны выйти в следующий круг, но и, кажется, одинаково сильны. «Совершенно верно,— подтвердил мои мысли чемпион мира Юнссон.— Я никогда не выбираю себе главного соперника, но сегодня в самом деле нет ни одного аутсайдера. Сегодня все — главные».
Слова шведа подтвердились самым неприятным для него образом — уже в первом заезде он занял только третье место. И дальше события развивались так, что любители прогнозов только разводили руками. Уверенные победы следовали за столь же безоговорочными поражениями. Нильсен после двух побед не удержал мотоцикл в повороте — падение. Матоушек вчистую выиграл у Донкастера и Хэмилла и вдруг — фальстарт. Кастанья начинает борьбу с «баранки». Адорьян — победа и всего очко в четырех остальных заездах.
Надо полагать, такой непредсказуемый сюжет пришелся по душе устроителям тотализатора, карточки которого, стоимостью 2 рубля каждая, разносили по трибунам стройные длинноногие девушки. Но даже эта приятная глазу картина не смогла оторвать взоры сильной половины человечества (а она, естественно, имела на трибунах ровенского трека заметное преимущество) от перипетий гонки.
Соревнования тем временем приближались к развязке. Молодые скандинавы — Бликст, Густафссон и Гуннестад — наделали столько ошибок, что рассчитывать в конце концов могли лишь на место запасного в финале. Даже Юнссону пришлось изрядно понервничать. После трех заездов он потерял три очка и мрачно изучал в боксах таблицу. Обычно невозмутимый Кастанья нервно курил. На первый план совершенно неожиданно вышел Хэмилл. «Кто такой»? — недоуменно спрашивали друг друга болельщики. А специалисты вдруг вспомнили, что калифорниец вовсе не случайный гость в этой компании. Билл Хэмилл — чемпион мира 1990 года в командных состязаниях.
Но какой еще молодой чемпион! И совершенно не привыкший к такому высокому положению: «Я счастлив, я просто счастлив! Сегодня был мой день. У меня получалось буквально все!» «Билли! Билли!» — кричали сверху, с трибун мальчишки. Хэмилл, высоко задирая голову, махал им рукой и улыбался.
Эта картинка на тему дружбы народов двух стран была, конечно, очень трогательна. Только в этот самый момент я поймал себя на мысли, что было бы, пожалуй, неплохо услышать вместо иностранного имени: «Риф!» Или, скажем,«Миша!». Но пока, видно, не судьба.
И все-таки, несмотря на обескураживающий результат нашего гонщика — ноль очков и последнее место, уезжал я из Ровно скорее с оптимизмом. Полные трибуны, уважение соперников и, главное, спокойная уверенность наших спортсменов вселяли надежду. Пусть сегодня не повезло, завтра обязательно получится.
После гонки в Ровно прошла неделя, и наша команда вернулась из немецкого города Рельша, где проходил второй полуфинал. Признаться, не без некоторой робости звонил я в мотоотдел Центрального автомотоклуба.
«Старостин? Последнее место, два очка. Так что писать тут вашему брату журналисту не о чем...» Неужели я ошибся? И неужели максимум, на что может рассчитывать наш спидвей, это участие в европейском финале в гонках на травяной дорожке? Поживем — увидим. Одно совершенно ясно — для того, чтобы выйти на мировой уровень, мало совместных тренировок с самыми сильными гонщиками мира. Мало лучших мотоциклов. Мало даже одной удачи. Нужна кропотливая, напряженная работа в течение многих сезонов, ну а к ней — тренировки, мотоциклы и удача. И тогда, хочется верить, американские мальчишки будут скандировать «Витя!» или «Миша!», а может быть и «Риф!».
Результаты
1. Б. Хэмилл (USA) — 12 очков; 2. Дж. Нильсен (S) — 11; 3. П. Юнссон (S) — 10; 4. П. Торп (GB) — 10; 5. А. Кастанья (I) — 9; 6. Р. Матоушек (CS) — 9; 7. Дж. Донкастер (GB) — 9; 8. М. Ширра (NZ) — 9; 9. (запасной) М. Бликст (S) — 8; 10. X. Густафссон (S) — 8; 11. В. Калина (CS) — 7; 12. Л. Гуннестад (N) — 6; 13. 3. Адорьян (Н) — 4; 14. П. Вандирек (CS) — 4; 15. Р. Надь (Н) — 1; 16. Р. Саитгареев (SU) — 0; 17. А. Каспер (CS) — 2.
А. Мельник. Фото А. Гуревича
Источник: Журнал «АМС», №5, 1991