Поначалу «Каджива» ходила в королевском классе в аутсайдерах, лишь через несколько лет с трудом подтянувшись к положению «конюшни» средней руки. Не помогали ни напряженная работа инженеров, ни талант таких суперзвезд, как Рэнди Мамола и Эдди Лоусон. Но к концу прошлого сезона машина определенно «разъездилась». И нынешней весной руководство фирмы, а также новый менеджер команды пятнадцатикратный чемпион мира Джакомо Агостини, да и сам Лоусон не раз намекали, что намерены побороться за высокие места. Увы, начало первенства оказалось традиционно разочаровывающим. Максимум, чего удавалось добиться Лоусону и бразильцу Алессандро Баррушу, это места в десятке. Но вот на этапе в Голландии Эдди неожиданно для всех завоевал «поул-позишн». И, наконец, на трассе «Хунгароринг» долгожданная победа!
Поначалу ничто не предвещало сенсации. В отсутствие лидера чемпионата — австралийца Майкла Дуэна, получившего серьезный перелом ноги во время тренировки на предыдущем этапе, главными претендентами на победу считались чемпион мира Уэйн Рэйни, рвущийся к своей первой победе 24-летний Даг Чандлер и Кевин Швантц, сохранявший хорошие шансы на чемпионскую корону. Эта троица явно намеревалась поближе подобраться к лидеру. А вот Лоусона вряд ли кто принимал всерьез, ведь на тренировке он показал лишь седьмое время. Но Эдди доказал, что опыт четырехкратного чемпиона мира чего-нибудь да стоит.
Решающим оказался выбор шин. Венгерский этап начинался в дождь, и все ведущие гонщики выбрали «мокрые» шины. Все, кроме Лоусона. То ли братья Ка-стильони — владельцы «Кадживы» — сунули взятку в небесной канцелярии, то ли просто Эдди решил, что терять все равно нечего, но в надежде на скорое окончание дождя он единственный из претендентов на победу поставил универсальные шины. «Первые круги, — признавался американец после финиша, — были просто ужасны. Шины совершенно не держали дорогу, да к тому же углепластиковые тормоза в воде никак не могли набрать рабочую температуру». Но затем дождь внезапно прекратился, и выглянувшее солнце мигом высушило трассу. На последних 13 кругах Лоусон обошел шестерых лидеров и финишировал первым под овации десяти тысяч зрителей. На пресс-конференции после этапа он признался: «Этот выигрыш для меня не менее важен, чем самая первая победа в «пятисотках» в 1984 году». Пришедшему вторым Чандлеру осталось лишь вздыхать: «Эх, если бы еще десять минут шел дождь...»
Следующий этап, прошедший через неделю на французской трассе «Маньи-Кур», не принес сенсаций. Пока Дуэн долечивал свою ногу на больничной койке, гонку уверенно выиграл Рэйни, доказав всем, «кто тут чемпион». Поначалу его пытался догнать Уэйн Гарднер, но затем, убедившись в недосягаемости соперника, мудро решил удовольствоваться вторым местом. Победитель после финиша был скромен: «Думаю, просто сегодня мой мотоцикл был чуточку лучше, чем у других парней».
Гарднер отыгрался на следующем этапе, проходившем на трассе «Донингтон-Парк» в Великобритании. На этот раз два Уэйна поменялись местами — почти всю гонку лидировал австралиец, преследуемый по пятам Рэйни. Но теперь уже «Хонда» была определенно лучше своей красно-белой соперницы. Как признался победитель, он даже мог себе позволить не так рискованно проходить виражи, с лихвой наверстывая проигранные мгновения на прямых. Третьим был многообещающий испанец Хуан Гаррига на «Ямахе», и только вслед за ним привел к финишу свою ярко-красную «Кадживу» Лоусон, показавший лучшее время на тренировке.
К сожалению, еще одна «поул-позишн» не убедила Эдди изменить свое решение уйти из спорта. Более того, его пример оказался заразительным еще для одного эксчемпиона мира, когда-то главного соперника Лоусона на трассах Гран-при — Гарднера.
Его чистая победа над царствующим чемпионом Рэйни показала, что австралийский пилот собрался уйти достойно — за несколько дней до гонки он объявил, что завершает активные выступления и в 32 года решил уступить дорогу молодым...
Между тем после этих этапов разрыв между Дуэном и Рэйни, вышедщим на второе место в классификации чемпионата, сократился до 22 очков. Поняв, что разметать эту разницу в прах за два оставшихся этапа вполне посильная для чемпиона мира задача, встревоженный Дуэн, чей почетный титул уплывал прямо из рук, решил, даже не долечившись толком, вновь выйти на трассу — в Бразилии. Поначалу Мик, все еще сильно прихрамывающий на раненую ногу, храбрился: «Не вижу никаких трудностей для моего возвращения к гонкам — разве что я еще не могу пользоваться задним тормозом. Но не думаю, что это мне помешает». Увы, результаты показали, что он все же не оправился от травмы. В официальной тренировке Дуэн был лишь четырнадцатым. Да и в ходе самой гонки 27-летний австралиец не смог составить конкуренции лидерам. А двенадцатое место, увы, не принесло ему ни одного очка. Победителем же вновь стал Рэйни, надежно прикрываемый с тыла своим товарищем по команде Джоном Косински Бедному Джону пришлось изрядно попотеть — на протяжении всей гонки его задергал непрерывными атаками амбициозный Чандлер.
Таким образом, после бразильского этапа всего два очка отделяли Рэйни от Дуэна и от третьего чемпионского титула. В последней гонке сезона в Южной Африке ему нужно было финишировать хотя бы в первой семерке, не пропустив впереди себя Мика. Уэйн довольно легко справился с задачей, закончив гонку на третьем месте. Таким образом, он сумел повторить достижение своего учителя и шефа Кенни Робертса, который также становился королем «пятисоток» три года подряд — в 1978, 1979 и 1980 годах. И с полным правом может теперь сказать: «Я сделал все, что мог!»
А. Воронцов
Источник: Журнал «АМС», №6, 1992