Во Франкфурте-на-Майне, где проходил финал личного чемпионата, наши обеспечили себе максимальное представительство, разрешаемое ФИМ от одной страны, — шесть мест. Это чемпионы мира Юрий Иванов (1986—1987 гг.), Владимир Сухов из Егорьевска (1985 г.), Сергей Иванов (1991 г.), москвич Николай Нищенко (1989 г.), а также Александр Балашов и дебютант финала Владимир Фадеев из Дальнегорска Приморского края. Основными их соперниками, как справедливо считалось, должны были стать на искусственной ледовой дорожке местного стадиона призеры прошлогоднего первенства П.-О. Сирениус и М. Ланг. Остальные восемь участников, представлявших Италию, Норвегию, Чехословакию, Финляндию и Швецию, относились к разряду темных лошадок.
Но вот начались старты, и все смешалось в стане лидеров. В первом заезде Сергей Иванов проигрывает из-за неполадок в двигателе мотоцикла молодому шведу Стефану Свенссону, который даже не был включен в сборную на командном чемпионате. Следующий выход Сергея на ледовую дорожку — и полное фиаско: последнее место. А это означало, что надежды чемпиона сохранить свой титул становились призрачными. Его примеру тут же последовал Нищенко, который был вне конкуренции на полуфинале в Саранске и не скрывал, что намерен повторить свой успех трехгодичной давности. Николай в первом заезде упал, а во втором был только третьим.
На льду следующая четверка — Сухов, Лука Раваньяни (Италия), Балашов и Ланг. После финиша машина скорой помощи помчала немецкого гонщика в больницу.
— Со старта я вырвался вперед и, кажется, на третьем повороте, чтобы увеличить разрыв, переставил мотоцикл, уйдя на внешнюю сторону дорожки, — рассказывал Александр Балашов. — Этот прием позволяет резко изменить траекторию движения и набрать уже на вираже наивысшую скорость при выходе на прямую. Но заднее колесо подбросило, и пока я боролся с мотоциклом, мимо промчались Сухов и итальянец. Приезжаю в закрытый парк, и мне объявляют: травмировал Ланга. Но я его даже не видел!
Как бы то ни было, еще один лидер — Михаэль Ланг выбыл из числа участников. Однако на этом странные происшествия на льду Франкфурта не закончились. В следующем своем заезде, видимо, расстроенный происшедшим, падает Балашов, а затем Юрий Иванов проигрывает Антонину Клатовски (ЧСФР) — тому самому Клатовски, который на командном чемпионате не одержал ни одной победы и лишь трижды финишировал вторым. Было от чего развести руками тренерам и зрителям, кстати, проявившим огромный интерес к чемпионату. Интрига соревнований оказалась закрученной до предела. Словно коса прошлась по стану лидеров, и дальнейшие события вряд ли кто мог с уверенностью прогнозировать. После двух серий заездов максимум очков — шесть набрали Свенссон, Сухов и Клатовски, по пять Юрий Иванов и Аки Ала-Риихимяки из Финляндии, четыре Сирениус.
Теперь начиналась борьба характеров. Сумеет ли эта тройка, . нежданно-негаданно оказавшаяся во главе турнирной таблицы, сохранить спокойствие, уверенность в своих силах: ведь бремя лидеров под силу далеко не всем. А с другой стороны, неужели признанные мастера сдадутся без боя, не взыграет у них самолюбие, желание если и покинуть пьедестал, то обязательно громко хлопнув дверью?
Забегая вперед, скажу, что ни у Нищенко, ни у Сергея Иванова такого желания не появилось. Оба дня они были лишь слабой тенью былых ярких бойцов, словно отбывали повинность на франкфуртском льду. Будто ослепленный блеском золотой медали, неожиданно сник Сухов: в оставшихся трех заездах он набрал всего два очка. Явно занервничал Свенссон — одна победа и третьи места. Сирениус довольствовался в компании соперников по заездам лишь второй ролью.
Зато Юрий Иванов свою единственную осечку воспринял как недоразумение. Поехал он мощно, как и подобает самому титулованному гонщику,— что ни старт, то победа. Возможно, дополнительные силы ему придал Клатовски, который в поединке со Свенссоном потерял очко. Молодец и Саша Балашов. Решив, что терять нечего, он пересел на предложенный ему немецким предпринимателем Рольфом Колбом мотоцикл новейшей конструкции с амортизатором заднего колеса. В итоге три победы подряд. Протокол первого дня выглядел так: Ю. Иванов и Клатовски — по 14 очков, Свенссон — 11, Балашов — 10, Ала-Риихимяки и Сирениус — 9, Ола Вестлунд (Швеция) и Сухов — 8.
Загадкой остается, как провел ночь Антонин Клатовски — возможно, в бессоннице, изыскивая контрмеры против своего основного соперника. Но то, что он, как говорится, перегорел — несомненно. Иначе не объяснишь его апатию в первой встрече второго дня: Антонин отстал безнадежно, финишировав последним. А следующий, 28-й заезд — с Юрием Ивановым. Им ассистировали Нищенко и Ульрих Верле (Германия). Иванов понимал, что в случае успеха он уже будет держать ключ от золотого ларца. И своего шанса Юрий не упустил: со старта взял инициативу и закончил бой, говоря языком бокса, за явным преимуществом. Клатовски же пропустил еще и Николая Нищенко.
Так неожиданно легко завершилась борьба за золотую медаль. Зато за остальные награды спор разгорелся нешуточный. Почувствовав слабинку Клатовски, в погоню за ним устремились Свенссон и Балашов. После 28-го заезда Стефан имел уже 16 очков, Антонин и Александр — по 15-ти. И вдруг очередная неприятность для нашего спортсмена: в 31-м он не закончил дистанцию из-за обрыва цепи. Надежды на одну из медалей, казалось, рухнули окончательно, хотя Балашов достойно завершил чемпионат, одержав еще две победы (21 очко). Все должно было решиться в последнем, 40-м заезде, где встречались Свенссон (21) и Клатовски (19), причем при любом раскладе шведа устраивал приход на финиш вторым, третьим, но только не сход. Но он как раз и случился. Антонин воспользовался любезностью соперника, принесшую ему на блюдечке «серебро».
Теперь у Свенссона и Балашова очков оказалось поровну, и между ними был назначен дополнительный заезд за бронзовую медаль. Что ни говорите, но, похоже, злой рок витал над Александром с самого начала чемпионата до конца. Он не закончил дистанцию: слетела цепь.
Юрий Иванов принес 22-ю победу нашему ледовому спидвею в личных чемпионатах мира. На этот раз мы остались без медалей серебряного и бронзового достоинства. Но нет худа без добра. Когда-то, стремясь влить свежую кровь в только народившийся зимний спидвей, мы приглашали к себе спортсменов Монголии, Польши, Югославии, обеспечивали их мотоциклами, гостям помогали наши тренеры. Теперь вот уже два года в личных чемпионатах мира борьбу начинают гонщики 16 стран, в том числе таких, где о мотогонках по льду еще недавно знали понаслышке,— Англии, Ирландии, Дании, Греции, США. География зимнего спидвея ширится, и это не может не радовать — чем больше участников будет в чемпионате, тем вероятнее обострение конкуренции.
XXVII личный чемпионат мира, 7— 8 марта
1. Ю. Иванов (СНГ) — 28 очков; 2. А. Клатовски (ЧСФР) — 22; 3. С. Свенссон (Швеция) — 21; 4. А. Балашов (СНГ) — 21; 5. П.-О. Сирениус (Швеция)—19; 6. В. Сухов (СНГ) — 17; 7. В. Фадеев (СНГ) — 17; 8. О. Вестлунд (Швеция) — 17; 9. Й. Фредерикссон (Швеция) — 15; 10. А. Ала-Риихимяки (Финляндия) — 13; 11. Н. Нищенко (СНГ) — 11; 12. Л. Раваньяни (Италия) — 9; 13. С. Иванов (СНГ) — 8; 14. У. Верле (Германия) — 5.
Б. Логинов Фото А. Гуревича
Источник: Журнал «АМС», №3, 1992