Хотя, разумеется, сравнение это чисто внешнее, поверхностное — ни о каком заранее предусмотренном аскладе и речи быть не может. Ведь представляют они разные «конюшни»: Швантц — «Сузуки — Лаки Страйк», «Рэйни — «Ямаха — Малборо». Вдобавок есть и еще одно обстоятельство, на мой взгляд, всерьез отражающееся на интриге соперничества двух великих гонщиков. Суть его в различном моральном настрое или, если употребить модное нынче слово, в иной мотивации спортсменов. Они штурмуют заветную вершину как бы с разным психологическим грузом за плечами.
Рэйни три сезона подряд выигрывал титул чемпиона мира, его «Ямаха» все эти годы, по общему мнению, считалась, если не самым совершенным, то одним из лучших мотоциклов в классе 500 см3. Но сам Уэйн, опытный гонщик, прекрасно понимает, что непобедимых спортсменов нет, и триумфатор — в действительности не более, чем калиф на час. Тем более чрезвычайно трудно постоянно поддерживать годами на высочайшем уровне техническое совершенство конструкции машины.
Швантц, напротив, не обременен былой славой. Ему чаще приходилось испытывать горечь поражений, чем радость побед. Но в любом поражении всегда содержится вызов. Проигравший вынужден признаться хотя бы самому себе, что его превзошли, и потому стремится улучшить свои достижения. Да и фирма «Сузуки» в последние годы как бы пребывала в тени «Ямахи» и «Хонды».
— В прошлых сезонах я боролся лишь за то, чтобы сократить разрыв с лидерами,— говорит Кевин.— Сегодня они охотятся за мной. Я закончил чемпионат 1992 года, в отличие от предыдущих лет, в хорошом физическом состоянии. Травмы не мешали мне готовиться к новому сезону, и я наконец-то полностью прошел все зимние тесты, накатав в ходе испытаний восемь тысяч километров, а «Сузуки» предоставила мне мотоцикл, на котором можно завоевать титул чемпиона.
Эти слова Швантц произнес после гонки в Японии, где проходил третий этап, который выиграл Рэйни, и многое еще было неясно. Однако дальнейший ход чемпионата подтвердил, что в том заявлении техасца не было желания польстить своим боссам. Три победы и пять «поул-позишн» в пяти этапах о чем-то говорят!
Думаю, успехи Швантца о многом сказали и Рэйни, который понял реальность утраты звания чемпиона. Когда Уэйн почувствовал это? На мой взгляд, после четвертого этапа в Испании. Сужу так не потому, что именно тогда победа во второй раз в сезоне досталась Швантцу, не потому, что двум претендентам на корону изрядно попортил нервы молодой честолюбивый бразилец Алекс Барруш тоже на «Сузуки». Он лидировал с середины гонки, быстро увеличивая отрыв от преследователей, но за четыре круга до финиша упал в повороте. Смею утверждать, смятение в душу Рэйни закралось как раз в Хересе потому, что именно там он впервые в сезоне позволил себе пожаловаться на мотоцикл. А это, на мой взгляд, верный признак того, что гонщик почувствовал неуверенность в себе.
Между тем, в Японии калифорниец был весьма снисходителен к «Ямахе».— Все идет хорошо,— говорил Уэйн после контрольных заездов, в которых в очередной раз уступил Швантцу.— Я не пытался выжимать из мотоцикла все, что можно. Пока привыкаю к новому шасси. Мне кажется, оно лучше предыдущего.
Понятно, ни слова упрека в адрес инженеров «Ямахи» не прозвучало из уст Рейни и после финиша победного заезда, который, между прочим, сложился для него весьма непросто. На дистанцию он ушел девятым. Со стороны казалось, что чемпион мира просто решил добавить в ход гонки немного перца. Хотя на самом деле, он, по собственному признанию, боялся, что его накажут за фальстарт, и немного стушевался в дебюте. Доминировал же поначалу японец Ито, которому такой ход гонки показался неожиданным: «Я был немало удивлен, что нахожусь впереди, и понимал, что, имея за спиной Швантца и Рэйни, не долго смогу продержаться».
И в самом деле, уже на пятом кругу Уэйн пошел в атаку, показав в несколько раз лучшее время круга. Управляемый занос на 250 км/ч и позднее торможение перед поворотами привели в восторг 70 тысяч зрителей, собравшихся на трассе «Сузука», и позволили калифорнийцу переместиться на второе место.
Почувствовав угрозу, Швантц в свою очередь совершил два хрестоматийных торможения на входе в поворот и возглавил заезд.
Четыре заключительных круга болельщики смотрели, затаив дыхание. Швантц выходил вперед за счет позднего торможения, Рейни доставал его в скоростных поворотах. На финишную прямую два пилота выехали локоть к локтю, но Уэйну все-таки удалось сохранить крохотное преимущество перед соотечественником.
Лишь 0,086 секунды разделило их в Японии, и почти целых пять секунд (!) «привез» уже Швантц Рэйни на пятом этапе в Австрии. Причем на подиуме между ними на втором месте стоял австралиец Майкл Дуэн. И его успех затмил на время дуэль двух американцев.
Замечу, тому были веские основания. Ведь двукратный вице-чемпион мира с Зеленого континента в Зальцбурге взошел из пьедестал почета впервые после трагического падения на Гран-при Голландии в минувшем сезоне. В июне прошлого года Дуэн приехал в Ассен в ранге безоговорочного лидера чемпионата. На его счету было пять побед в шести гонках и он опережал ближайшего преследователя Рэйни на целых 53 очка. Победа в Голландии практически обеспечивала ему титул чемпиона. Однако Мик, видимо, хотел добавить блеска почетному званию и в последнем сеансе тренировок бросился в атаку, чтобы похитить «поул-позишн» у Эдди Лоусона. Увы, Дуэн упал и сломал правую ногу. Травма довольно привычная для мотогонщиков, поэтому специалисты поспешили объявить, что месяц спустя он вернется на трассу.
Тут-то и начались мучения знаменитого пилота. Операция, проведенная в Голландии местными врачами, прошла из рук вон плохо. Нога, в которую вживили металлическую пластину, зафиксированную десятком винтиков, заживала трудно. Начались осложнения, но итальянский доктор Коста спас Дуэна от ампутации и дело понемногу пошло на поправку.
Мик не мог усидеть дома, смиренно наблюдая, как у него из рук уплывает заветный титул, и, не долечившись, отправился на предпоследний этап в Бразилию, а потом и на заключительный в ЮАР. Похудевший на десять килограммов, с ногой в гипсе, австралиец -не Сумел помешать Рэйни обойти его на четыре очка.
В межсезонье Дуэн прошел курс ускоренного восстановления под присмотром доктора Косты, который теперь не покидал своего подопечного. «Понадобится два года для полного выздоровления,— утверждал врач. И добавлял.— При благоприятных обстоятельствах». А ими-то судьба и обделила австралийца. За несколько дней до «домашнего» Гран-при, первого в нынешнем сезоне, он упал и сломал запястье.
В Австрии Мик выступал на мотоцикле, на который механики установили ручной тормоз заднего колеса, чтобы разгрузить больную ногу. И на такой «Хонде» с «ручным управлением» Дуэн ухитрился даже лидировать в заезде!
Первым австралийца поздравил победитель этапа Швантц: «Это невероятно, что Мик опять на вершине после всего, что с ним произошло». Глядя, как его пациент с трудом спускается с подиума, у Косты навернулись слезы. «Сегодня мы видели доказательство того, как сила воли и мужество делают чудеса»,— произнес он.
Дуэну в конце сезона предстоит еще одна операция. Однако, надеюсь, недалеко то время, когда на церемонии награждения лауреатов этапа чемпионата мира мы вновь услышим звуки австралийского гимна в честь победы несгибаемого Майкла.
Источник: Журнал «АМС», №8, 1993