Не спасли престижа отечественного спидвея и опытные Михаил Старостин, Ренат Марданшин и Григорий Харченко, которые призываются под флаги сборной России из польских клубов, где они выступают по контрактам. Дело в том, что Польша, имеющая во всех областях жизни, как говорится, хлопот полный рот, сохранила тем не менее высокий уровень развития спидвея и по количеству клубов, успехам в международных соревнованиях вывела этот вид спорта на четвертое место в Европе. Да, наше трио имеет здесь значительно больше стартов, чем их коллеги в России, но выступают они, увы, в командах второй лиги, где соперники либо очень молоды, либо откровенно слабы. Так что стимулов для роста мастерства, учитывая еще и крайне низкие заработки, у Старостина, Марданшина и Харченко в Польше нет. Григорий, правда, не смог помочь россиянам из-за травмы. Но и вполне здоровые легионеры тоже производили впечатление находящихся на стадии восстановления после тяжелой болезни.
В велосипедном спорте есть дисциплина, называемая гонкой с выбыванием. По похожему принципу проводятся практически все чемпионаты по спидвею. И роль выбывших, то есть последних на предварительных этапах, с удивительным постоянством доставалась российским гаревикам. Восемь из них начали борьбу в личном чемпионате мира, и ровно половина отсеялась уже в первых отборочных соревнованиях. Олег Кургузкин и Риф Саитгареев продержались до четвертьфинала, а Михаил Старостин и Флюр Калимуллин уехали ни с чем после полуфинала континентальной зоны Европы, проводившегося в Польше.
Никого не могла вдохновить более чем убедительная победа Волохова, Кур-гузкина и Марданшина в первом отборочном соревновании командного чемпионата мира. Ведь обыграли мы гонщиков Латвии, Словении, Украины и Франции, замыкающих спидвейную табель о рангах. На следующем этапе нам противостояли сборные Германии, Италии и Австрии. Реальными соперниками были только немцы, но им-то наши и проиграли, несмотря на усиление команды Старостиным.
Похожая картина и в мировом первенстве среди пар. Первый барьер Саитгареев, Марданшин и запасной Кургузкин преодолели легко, победив австрийцев и французов. На полуфинал наши тренеры делегировали уже молодежный состав: Кузин — Калимуллин, поскольку выигрыш здесь у команды США и Австралии может присниться только неудержимому фантасту.
В «четвертушке» чемпионата мира в гонках по длинному треку успешно выступал Кургузкин. Он арендовал у известного нашим читателям германского спонсора русских ледовиков Рольфа Кольба мотоцикл всего за 300 марок и занял третье место. У Марданшина никаких шансов продолжить путь в первенстве не было. Но и у Олега произошла осечка в полуфинале. Здесь такая же участь постигла Волохова и Саитгареева.
И уж совсем бесславно закончились выступления наших гонщиков в чемпионате Европы по травяному треку и в первенстве среди юниоров. В обоих соревнованиях первым и последним барьером стали отборочные старты.
«Не до жиру, быть бы живу» — к этой фразе вполне можно свести смысл комментариев минувшего сезона специалистами спидвея из Центрального автомотоклуба и национальной федерации мотоспорта. Главная победа уходящего года, считают они,— то, что удалось сохранить спидвей в России. Пусть у нас осталось всего десять клубов, а во многих из них едва теплится жизнь, но они все-таки действуют и выступают в соревнованиях. Основной тормоз — острейшая нехватка трековых мотоциклов из-за того, что ни у ЦАМКа, ни у команд нет валюты для покупки чехословацких машин ЯВА, кстати, давно уступающих более совершенным «годенам» и GM. По этой причине в российском календаре остались лишь финал юниорского первенства без отборочных стартов, командное и личное среди взрослых с двумя полуфиналами и решающим соревнованием. Несмотря на бедность, говорят специалисты, удалось принять участие во всех мировых и европейских чемпионатах, чтобы отставание российских гонщиков в мастерстве от зарубежных соперников не увеличивалось в геометрической прогрессии.
Вместе с тем Центральный автомотоклуб нашел возможность в конце лета закупить для сборных команд пять мотоциклов для мотогонок по льду, по четыре для классического 400-метрового трека и длинного. Практически достигнута договоренность с Ирбитским мотозаводом об изготовлении на этом предприятии экипажной части мотоциклов с коляской, участвующих в спидвее. Если такой проект осуществится, возможно, впервые пройдет чемпионат России в этой дисциплине.
Комментируя точку зрения специалистов, нельзя не согласиться, что острейшая нехватка валюты для покупки мотоциклов действительно отбросила российский спидвей далеко назад. И можно только аплодировать Центральному автомотоклубу за приобретенную для главных команд технику. Но, заметьте, все мысли, устремления его специалистов вновь обращены в основном на международную арену, на участие наших гонщиков в чемпионатах мира и Европы. И это не случайно.
ЦАМК — в своем роде уникальная в мировой практике организация, которая обеспечивает мотоциклами, комплектует и направляет за рубеж спортивные делегации по спидвею. Здесь его власть всесильна, и с ней он ни при каких обстоятельствах расставаться не хочет. Между тем ни в одной стране центральные клубы и федерации к таким полномочиям не стремятся: они в силу своих возможностей помогают клубам, курируют их работу, внутренний и международный календарь, отдавая опять-таки предпочтение инициативе на местах.
У нас, как видите, все иначе. При таком монополизме сумеет ли ЦАМК восстановить былой авторитет нашего спидвея на международной арене? Думается, нет, поскольку Центральный клуб — не бездонная валютная бочка. Да, закупленные ледовые мотоциклы, судя по всему, обеспечат нормальное участие российских гонщиков в предстоящих личных и командных чемпионатах мира, поскольку лидеры Владимир Фадеев и Александр Балашов имеют собственные машины. А вот четыре для гаревых классических треков проблему не решат.
Существует аксиома; сильные клубы — сильная сборная. Если так, то ждать успехов российских гонщиков в международных соревнованиях вряд ли приходится. Ибо наши спидвейные клубы живут на скудном пайке. Однако сумели же отечественные профессионалы-мотокроссмены отыскать спонсоров, которые и организуют соревнования с большими призовыми фондами, и закупают японские мотоциклы по ценам значительно выше, чем требуют за трековые машины. Они проявляют и готовность субсидировать зарубежные поездки, в том числе и на официальные соревнования. А чем хуже спидвей? Неужели у нас в коммерческой среде не найдутся люди, готовые оказать ему финансовую поддержку? Их нужно искать. Иначе мы еще долго будем следовать знаменитому олимпийскому принципу: главное — не победа, а участие. Но он, увы, славы не приносит.
Источник: Журнал «АМС», №12, 1993