К сожалению, первыми жертвами стали российские спортсмены. Олег Кургузкин выбыл из борьбы уже на тренировке: в темноте потерял ориентировку и был отправлен в госпиталь со сломанной ключицей. Чемпион Европы 1991 года в этой дисциплине спидвея Риф Саитгареев смог принять только два старта, после чего с травмой поступил в распоряжение медиков. Винить в наших бедах организаторов финала в Алкене бессмысленно. Какая ни была бы здесь опасная трасса, все участники находились в равных условиях. Сумели же к ним приспособиться лучше других спортсмены Голландии, которых в итоговой таблице шестерки сильнейших оказалось трое, в том числе и чемпион А. Хельм.
Гораздо честнее и справедливее другое объяснение. На фоне общего упадка нашего спидвея в 1991 году произошло чудо: Саитгареев, никогда прежде не выступавший на травяных треках, стал чемпионом Европы, и всем очень хотелось, чтобы и в минувшем сезоне он повторил успех. Хотя спортивное руководство ничего не сделало для этого — свой первый чемпионат России или СНГ в гонках по травяному треку у нас так и не удосужились провести. А ведь только постоянная практика создает фундамент для возможных побед.
Разговор о положении дел в спидвее начался с упоминания конфуза в Алкене не случайно. Несмотря на нашу бедность, о которой еще пойдет речь, мы решились в прошлом году на отчаянный шаг — впервые кинули в борьбу своих гаревиков на все имеющиеся в международном спидвее восемь фронтов: личный и командный чемпионаты мира, личные мировые первенства среди пар, в гонках по длинному треку, среди юниоров, Кубок чемпионов, европейские первенства по травяному треку и на мотоциклах с коляской. И всюду результаты неутешительные. Лишь в двух дисциплинах — на травяном треке, как уже сказано, а также в споре юниоров наши спортсмены добрались до финала. Добавим сюда Кубок чемпионов, где отборочных соревнований не существует, и каждый сильнейший гаревик той или иной страны сразу же получает право выступать в решающих стартах. В остальных чемпионатах спортсмены России, Украины и приданный нам эстонец Р. Аас едва добрались до полуфиналов. Такие скромные результаты стали, увы, традиционными. Уже на протяжении многих лет мы выказываем неспособность на равных бороться с мастерами-профессионалами из Англии, Австрии, Германии, Голландии, Дании, Швеции и США.
Впрочем, чему тут удивляться. Советский, если пользоваться прежними терминами, спидвей, родившийся в 1956 году, никогда не был баловнем судьбы. Даже в «золотые», вернее сказать «серебряные» 60-е годы, когда уфимец Игорь Плеханов дважды подряд становился вице-чемпионом мира, а наша команда четырежды выигрывала «серебро», у нас не было четко разработанной методики тренировок, заботы об экипировке спортсменов, попыток создать свой оптимальный чемпионат, который компенсировал бы недостаток соревнований на высшем уровне в связи с тем, что ведущие мастера много времени тратили на переезды как внутри огромного Союза, так и в зарубежных странах. Да, бывший ДОСААФ много строил. Сооружались новые треки в Уфе, Черкесске, Полтаве, Кемерове, Ровно, Новосибирске, Омске, Ленинграде, приспосабливались под спидвей футбольные и легкоатлетические стадионы. Но некомпетентное руководство моторными видами спорта забывало о главном: важно не количество спортсооружений, а их качество. А о его доисторическом уровне у нас пошла молва на Западе уже в те 60-е годы, и она справедлива до сих пор.
Сооружение гаревой дорожки, отвечающей международным требованиям, не такое уж дорогостоящее дело. А выигрыш несомненный — мастерство на ухабах не отшлифуешь. Но, мы, ничего не делая в этом направлении, гордились и радовались своей расхлябанности, даже извлекали из нее сиюминутную выгоду. Скажем, приезжали к нам спортсмены-иностранцы в тот же Черкесск. Им любезно предоставлялась возможность потренироваться на укатанной дорожке, а в ночь перед соревнованиями она перепахивалась. Гости в изумлении, они беспомощны, зато наши — на коне и легко преодолевают отборочный этап. И неважно, что дальнейшая их судьба предрешена, главное, выиграли дома, порадовали своих руководителей.
То, что мы имели тогда целое созвездие имен — Игорь Плеханов, Борис Само-родов, Геннадий Куриленко, Юрий Чекранов, Габдрахман Кадыров, Валерий Клементьев, Всеволод Нерытов, Виталий Шило, Виктор Трофимов, — скорее исключение из правил, чем закономерность.
Все они были фанатами спидвея, обладали исключительным талантом и тренировались самостоятельно, находя сами в себе резервы повышения мастерства. Но их спортивный путь, за исключением Трофимова, оказался коротким.
Наш отечественный спидвей был горазд еще на одну выдумку — полное пренебрежение к тренерским кадрам. Никто из названных звезд так и не был приглашен к руководству команд (сказанное не относится к Клементьеву, погибшему на тренировке в Зеленокумске, и Нерытову, покинувшему Центральный автомотоклуб из-за искусственно создававшихся вокруг него неурядиц). Судьба остальных просто неизвестна. Такую роскошь с забвением мастеров экстракласса, которые могли бы очень многое сделать как тренеры, вряд ли позволяли в каком-либо другом виде спорта.
Можно, конечно, возразить: наставников в зарубежных профессиональных клубах по спидвею не существует, и тем не менее гонщики долгое время держатся в лидерах на самых престижных соревнованиях. Это не совсем так. Знаменитый датский гаревик О. Олсен, многократный чемпион мира, по окончании спортивной карьеры организовал в своей стране школу спидвея. И через несколько лет Дания стала поставщиком чемпионов в этом виде спорта. Не счесть наград, которые завоевали на мировых первенствах воспитанники Олсена — X. Нильсен, Э. Гундарссон, Ж. Педерсен и многие другие, всем теперь известные мастера.
Однако вернемся к нашим дням. К прежним проблемам, которые не удалось расхлебать до сих пор, добавились новые, куда более серьезные. Что поделаешь, от времени не убежишь, спорт не мог не отразить в своей судьбе свалившиеся на нас лишения, и спидвей не исключение, он тоже живет не на отшибе Особенно больно ударили по нему кризис в экономике и связанный с ним валютный голод. Известно, что отечественная промышленность никогда не выпускала трековых мотоциклов. Все прежние годы нас с избытком обеспечивал ими чешский завод «ЯВА». Он и теперь готов поставлять нам свои машины, но за 4,5 тысячи долларов за штуку. Немалых валютных средств стоят запасные части, покрышки, без которых век трекового мотоцикла может исчисляться несколькими месяцами. А между тем ЯВА в спидвее — не последний крик моды: для длинных треков предпочтительнее английские «годдены», а для классических 400-метровых дорожек — итальянские GM, но они еще дороже.
Спидвей у нас попал в финансовый и технический тупик. За выезды наших ведущих мастеров на официальные соревнования, наверное, можно не беспокоиться: в Центральном автомотоклубе всегда было сильное спид-вейное лобби (особенно сейчас), оно не оставит на произвол судьбы столь романтичный и прибыльный участок работы, связанный с поездками в дальнее зарубежье. Тем более, тот же Р. Саитгареев, М. Старостин, О. Кур-гузкин попали на заметку некоторых западных фирм и механиков, готовых обеспечить их современной техникой, экипировкой за рекламу своей продукции. Но и тут, похоже, в нынешнем году нам придется потуже затянуть пояса: вряд ли мы осилим участие во всех восьми чемпионатах мира и Европы. И собственно чего ради? Ведь в России, как и на Украине, не проводятся национальные чемпионаты в парных гонках, на травяных треках, на мотоциклах с коляской и очень редко на длинной дорожке. А не имея практики дома, нечего рассчитывать на успех за рубежом.
Но тут возникла другая проблема. Наши мастера и раньше значительно уступали в количестве стартов зарубежным соперникам, что снижало их шансы на успех. Теперь это отличие стало еще разительнее. Не зря, однако, говорят: из любого безвыходного положения всегда есть выход. Прежде всего, нам следует позаботиться о юниорах — будущем спидвея. Не так, как раньше. Где, к примеру, сейчас вице-чемпион юниорского европейского первенства-79 Айрат Файзулин, чемпион 1986 года Игорь Марко? Никто не знает. Между тем последнего упорно приглашали заключить контракт с польским клубом города Быдгощ. Автор этих строк привез официальную бумагу от Польского мотосоюза в спортивное управление ЦК ДОСААФ СССР, где ее счастливо похоронили. Мы упустили время, теперь его нужно наверстывать.
Нам позарез нужны товарищеские соревнования у себя дома и за рубежом для гонщиков-юниоров. Раньше такие встречи были. Последнее турне шведов по городам России организовал профессиональный клуб «КамАЗ». Спасибо, правда, за это ему не сказали. На заседании ФМС СССР больше интересовались, на каком основании главный судья получал за свою работу суммы, превышающие официальные мизерные нормы. Вот эта привычка лезть в чужой карман и не видеть блага для общего дела всегда мешала нам.
Приведу еще один рецепт из зарубежного опыта. Не секрет, что ныне благополучие большинства видов спорта зиждется на солидных финансовых вливаниях телевизионных компаний. Спидвей — не исключение. В прошлом году, например, за право трансляций состязаний гаревиков датское телевидение выложило почти полтора миллиона долларов. В будущем датчане грозятся ежегодно пополнять казну ФИМ более солидными взносами — до десяти миллионов. Правда, за свою щедрость телебоссы требуют от Международной федерации определенных изменений в регламенте проведения чемпионатов мира. Сетуя на скромный интерес зрительской аудитории к отборочным стартам, они настаивают на их решительном сокращении. А взамен предлагают расширить программу финалов.
К чести нынешнего президента ФИМ Йосса Вассена, еще недавно возглавлявшего трековую комиссию, он не стал держаться за устаревшие формы проведения мировых турниров. Тем более, что финансовые инъекции телекомпаний позволили поддержать организаторов международных соревнований. Скажем, устроители Кубка чемпионов в Ровно получили 10 тысяч швейцарских франков, а организаторы личного финала по мотогонкам на льду в Саранске — 35 тысяч.
Каждый финал также будет отличаться от прежнего образца: в программе не 20 заездов, как обычно, а 24, причем именно дополнительные четыре и дадут его участникам зачетные очки в чемпионате. Уже намечены страны-организаторы пяти гран-при, где спидвей особенно популярен, — Англия, Польша, Германия, Швеция, Дания, на шестой имеют виды Италия, Австрия, Венгрия, Россия, Чехия, Норвегия.
Так решаются проблемы на Западе. Конечно, датское телевидение —- не «Останкино». Первое платит, наше же, будучи бюджетной организацией, на такие расходы пока не пойдет. Но кое-что из зарубежного опыта можно перенять. Нам, думается, есть смысл пересмотреть свой календарь, увеличив удельный вес решающих соревнований, повысив тем самым зрительский интерес к ним. Тогда и спортивные программы телевидения, возможно, обратят внимание на спидвей. А коль он появится на голубых экранах, можно думать и о поддержке клубов и отдельных спортсменов взамен на рекламу фирм.
Известно, что самое сложное в спидвее — это прохождение поворотов. Сейчас этот вид спорта преодолевает у нас самый крутой поворот в своей истории. К его руководству ныне пришли новые люди, познавшие в прошлом прелести генеральских указаний из Москвы. И все, кому дорог спидвей, ждут с капитанского мостика самую малость — разумные решения.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1993