Однако мотоциклетные фирмы с полуострова давно «сошли с круга», да и гонщики-итальянцы в восьмидесятые годы были нечастыми гостями на пьедестале почета больших призов. Конечно, такое положение не могло устроить темпераментных южан, и с началом последнего десятилетия XX века они перешли в контрнаступление.
В минувшем сезоне сражение, можно сказать, завязалось. В «королевском» классе вызов японцам бросила «Каджива», и, несмотря на девятое место Лоусона в итоговом протоколе, результат она показала достойный — одна победа, две «поул-позишн». Недаром в конце сезона ведущие гонщики проявляли живой интерес к красным итальянским мотоциклам.
Еще удачнее в «среднем» классе действовала «Априлия». Взгляните на таблицу: в первой шестерке четверо на этих машинах, а в зачете марок итальянцы проиграли всего три очка — 211:214. А ведь еще недавно «Хонда» практически не знала соперников. Новая же «Априлия» сравнялась, а к концу сезона и превзошла «Хонду-NSR250».
Первые этапы чемпионата в «двухсотпятидесятках» сильно напоминали ситуацию в «старшем» классе — там безраздельно господствовал Майкл Дуэн, а здесь, и тоже на «Хонде», — чемпион-91 Лука Кадалора. Три первые гонки он выиграл достаточно легко, и ничего, казалось, не предвещало бури. Правда, на четвертом этапе, в Испании, закапризничавший мотоцикл привел Кадалору к финишу лишь на четвертом месте. Победителем стал другой итальянец, Лорис Реджиани, на «Априлии» со свежеразработанной «думающей» подвеской. После гонки Кадалора признался, что со своим-то мотоциклом он справится, но вот новая «Априлия» сильно осложнит ему жизнь. Он как в воду глядел. Два последующих этапа — в Италии и Гран-при Европы в Барселоне — он-таки выиграл, но Реджиани буквально наступал ему на пятки. А в Германии и Нидерландах победителем стал еще один итальянец на «Априлии» — Пьерфранческо Чили. Правда, позиции Кадалоры были достаточно сильны — 135 очков против 82 у Реджиани и 72 у Чили, но гонщики «Априлии» еще могли, по крайней мере теоретически, рассчитывать на победу. Напомним, что в «старшем» классе у Дуэн а был больший отрыв, но и он не помог завоевать корону.
В Венгрии Кадалора выиграл с убедительным преимуществом в 11 секунд. После гонки он сказал: «В сегодняшней победе я не сомневался. Мотоцикл работал превосходно, подбор шин был оптимальным, и вообще такая трасса, как «Хунгароринг», гораздо больше подходит для «Хонды», чем для «Априлии». Но на последних четырех гонках итальянская машина сможет реализовать свои преимущества».
Кадалора вновь оказался провидцем. Во Франции победил Реджиани, а в Англии — Чили. Но эти победы уже ничего не могли изменить. Кадалора третьим и четвертым местом обеспечил себе достаточный запас очков и досрочно стал чемпионом мира.
Закрепил же свою победу Кадалора на предпоследнем, бразильском этапе. Как признался чемпион после финиша: «Эта гонка не была работой — она была наслаждением. Титул уже был в кармане, так что надо мною не висела больше боязнь сделать фатальную ошибку».
Последний, южноафриканский этап выиграл Массимилиано Бьяджи — как полагают, восходящая звезда гоночных трасс. 20-летний итальянец, выступающий на «Априлии», в первый раз отпраздновал победу в чемпионате.
В конечном итоге Ред-жиани и Чили заняли второе и третье места в чемпионате. Для «Априлии» это безусловный прогресс — в чемпионате 1991 года лучший ее гонщик был всего лишь шестым. Правда, отрыв Кадалоры выглядел внушительным, однако его скорее можно объяснить мастерством 29-летнего двукратного чемпиона мира, на счету которого теперь 26 побед в Гран-при. Оппоненты же его не принадлежат к элите. Реджиани, которому уже 33 года, лишь семь раз поднимался на верхнюю ступеньку пьедестала. А 28-летний Чили перешел в «средний» класс после нескольких невыразительных сезонов в «пятисотках». К тому же оба выступали за разные команды, что не способствовало успешной погоне.
К сожалению, совершенно потерялся в новом для себя классе еще один итальянец — «чудо-ребенок» Лорис Капиросси. В 19 лет он успел стать двукратным чемпионом мира, выиграть восемь Гран-при в классе 125 см3. Но вот в более солидной компании пока тушуется.
Ничем не проявили себя в этой категории и фирмы-новички — японская «Сузуки» и итальянская «Джиле-ра». Выступающие на их мотоциклах гонщики не смогли вмешаться в схватку лидеров и в первую десятку не попали. Не светили лавры и гонщикам, выступавшим на серийных «ямахах». Лучший из них — немец Йохен Шмидт по очкам стал седьмым, но ни на одном этапе не поднимался на пьедестал почета. Однако японским гигантам явно не понравилась дерзость «Априлии», и к следующему гоночному сезону все эти фирмы обещают представить усовершенствованные модели своих мотоциклов. Давно грозит вернуться на гоночные трассы «Кавасаки». Так что борьба в «среднем» классе в 1993 году обещает быть жаркой.
Такой, какой она была в самом «младшем» классе — 125 см3. Семь гонщиков побеждали на 13 этапах чемпионата. Четверо — итальянцы Алессандро Граминьи, Фаусто Грезини и Эцио Джанола, а также немец Ральф Вальдман — до последнего этапа сохраняли шансы на титул.
Любопытно, что после ухода малыша Капиросси наиболее реальными претендентами на оставленный им трон стали в основном достаточно опытные гонщики. Самым молодым был Граминьи — 23 года, Грезини и Джаноле стукнуло уже 31, посрединке уместились Вальдман (26) и Казанова (27).
Со старта лидерство захватил Вальдман, выигравший на своей «Хонде-RS125» два первых этапа. Однако Казанова и Граминьи «висели на хвосте». На третьем этапе, в Малайзии, они «дожали»-таки Вальдмана: Граминьи был на финише первым, вторым Казанова. Вальдман взял реванш в Испании. Вторым был другой гонщик «Хонды» — Грезини. «Экватор» чемпионата — седьмой этап в Германии — до последнего круга был ареной борьбы сразу семи гонщиков, попеременно захватывавших лидерство. На финишную прямую первым вырвался Грезини, но на последних метрах его опередил Казанова.
Положение еще не вызывало у «Хонды» тревоги. Лидировал Вальдман (84 очка), Казанова проигрывал 15 очков, а второй гонщик «Априлии», Граминьи шел только пятым, уступая почти 30 очков. Кто же мог предполагать тогда, что именно этот парень, «Априлия» которого несла такой непрестижный 39-й номер, и нанесет, наконец, поражение японцам. События сменялись с калейдоскопической быстротой, а Алессандро все ближе подбирался к первому месту.
В Нидерландах выиграл Джанола, но в Венгрии он промахнулся с выбором резины, и пришедший вторым Вальдман вновь увеличил свой отрыв. Джанола победил во Франции, сократив отрыв от Вальдмана до одного очка. Но гонка в Англии оказалась немилостивой к лидерам. Джанола упал и хотя, поднявшись, бросился в погоню, первую десятку догнать не сумел. Вальдман был на финише лишь седьмым. А Грезини, опередивший пришедшего вторым Граминьи на 3 секунды, все же отстал от Алессандро, вышедшего, наконец в лидеры, на два очка. Но Вальдман и Джанола дышали в затылок.
Сюрпризом предпоследней гонки чемпионата в Бразилии стала победа 27-летнего немца Дирка Раудиса. Вторым был Хорхе Мартинес, также на «Хонде». Но внимание зрителей было приковано к борьбе, развернувшейся за третье место между пилотами «Априлии» Граминьи и Казановой. Эту схватку выиграл более молодой Граминьи, но после финиша он не смог сдержать раздражения: «Я думал, что второй гонщик «Априлии» должен помогать, а не мешать своему коллеге зарабатывать чемпионский титул».
Однако не будем забывать, что оба все же выступали за разные команды, хотя и использовавшие мотоциклы одной марки. Вальдман же вновь боролся в основном со своим мотоциклом, упорно не желавшим ехать как следует, в зачетную десятку не попал, и его надежды на титул стали весьма призрачными.
Последний этап в Кялами выиграл Мартинес. Эта победа стала 36-й для четырехкратного чемпиона мира. Однако 30-летний испанец в этом сезоне был до последних двух этапов явно не на высоте и на итог чемпионата повлиять не мог. Внимание зрителей привлекали другие герои. Сможет ли Грезини ликвидировать отделяющий его от Граминьи разрыв в восемь очков? И не совершат ли чуда в последний момент Вальдман и Джанола? Поначалу казалось, что это возможно: Граминьи зазевался на старте, а Грезини шел на первых кругах вторым. Однако вскоре Фаусто сдал и финишировал только седьмым, а Алессандро, напротив, прорвался на третье место. Тем самым молодой итальянец, лишь в 1990 году дебютировавший в гонках Гран-при, стал новым чемпионом мира в классе 125 см3. Этот титул стал первым и для «Априлии», вот уже несколько лет штурмующей монопольные позиции «Хонды» в младших классах.
Итак, почин сделан. Японским фирмам нанесен первый чувствительный удар. Посмотрим, останется ли этот итальянский успех случайной победой или, наоборот, послужит примером для других европейских фирм. Уж больно затянулась «японская оккупация».
Источник: Журнал «АМС», №1, 1993