Саранск шел к XXVI11 финалу личного чемпионата мира будто прилежный ученик, с отличием заканчивая младшие и старшие классы. Начинал с российских и всесоюзных соревнований, следом осиливал премудрости проведения международных стартов, в том числе и отборочных состязаний мирового первенства. И, наконец, финал. Первый, проводимый под эгидой Мотоциклетной федерации России, собравший к тому же невиданное доселе национальное представительство. Спортсмены девяти стран добились права выступать на саранском льду, в том числе и казахстанский гонщик Владимир Чеблаков.
Похоже, особенно рад этому обстоятельству был вице-президент трековой комиссии ФИМ итальянец Ренцо Джанини: - Мы в своей комиссии весьма озабочены тем, что личный чемпионат мира по зимнему спидвею мало соответствует своему названию. Чтобы он был по-настоящему мировым, ему не хватает участников из неевропейских стран. Так что появление в финале спортсмена из Казахстана вселяет оптимизм. Скажу вам по секрету, мы давно ведем переговоры с Американской мотоциклетной ассоциацией, одной из самых активных и влиятельных в ФИМ. Достаточно сказать, что ежегодно она проводит свыше трех тысяч мотосоревнований. В США тоже очень популярен ледовый спидвей. Но он там совершенно другой, чем в Европе. Заезды проводятся в хоккейных коробках на машинах, «обутых» в покрышки с короткими шипами. Двадцативосьмимиллиметровые, применяемые в Европе, за океаном запрещены. Вот уже несколько лет мы получаем заявки от американских спортсменов, желающих принять участие в очередном мировом чемпионате, но они не приезжают, поскольку на родине им грозят дисквалификацией.
По мнению Джанини, политика американцев сводится к тому, чтобы ФИМ разрешила проведение параллельного чемпионата мира на их манер. Однако ФИМ считает, что спидвей в залах на сверхкоротких дорожках вероятнее всего в Европе не привьется. Впрочем, есть признаки того, что за океаном решили сделать первый шаг навстречу. В трековую комиссию поступила заявка на проведение отборочных соревнований личного чемпионата мира будущего года в США без каких-либо предварительных условий. Если эти намерения серьезны, то очень скоро мы увидим в первенстве американских гонщиков. И нынешним лидерам европейского зимнего спидвея придется туго. В США долго привыкают к новым видам спорта. Зато когда приходит признание, за дело берутся основательно. Блестящие успехи американцев в мотокроссе, шоссейно-кольцевых мотогонках, в летнем спидвее — тому подтверждение.
Но это — дело будущего, а пока тон мотогонкам по льду по-прежнему задают российские и скандинавские мастера. Именно их считали главными претендентами на награды, к ним особенно пристально приглядывались на тренировке многочисленные болельщики. Среди них на этот раз, увы, оказался и неоднократный чемпион мира Николай Нищенко, который упал и получил травму еще на отборочных соревнованиях в Эйндховене. Мы стояли с ним у кромки дорожки и наблюдали за любопытной психологической игрой, которую устроили участники в ходе тренировочных заездов.
Одни с петушиным задором лихо мчались по льду, стремясь ошеломить еще до старта своей силой соперников. Другие осторожничали, ехали вяло, будто неохотно, видимо, желая усыпить бдительность конкурентов. К первым явно принадлежали финн Ярмо Хирвасойя, немец Михаэль Ланг и наш Александр Балашов, который опробовал мотоцикл своего нового спонсора Рольфа Кольба из Германии. А вот десятикратный чемпион мира Юрий Иванов откровенно не поспешал: у него возникла проблема, какую из двух машин, подготовленных голландцем Ролофом Тайсом, выбрать — с заводской серийной рамой или с той, что сделали на фирме в Нидерландах. В конце концов остановился на втором варианте.
Понятно, я не удержался от соблазна расспросить Нищенко о шансах гонщиков в предстоящих соревнованиях. — На этой дорожке с короткими прямыми существенной роли более мощные моторы играть не будут,— пояснил Николай.— Главное — тактическое мастерство. Поэтому ставлю на пятерых самых опытных — Юрия Иванова, Балашова, Хирвасойю, шведа Свенссона и Ланга, самых, на мой взгляд, опытных бойцов.
Любопытно, что те же фамилии и в том же порядке назвали наставник сборной команды России, заслуженный тренер Сергей Старых и многократный чемпион мира Сергей Тарабанько. А вот двукратный чемпион мира Анатолий Бондаренко был более категоричным: «Победит Ярмо Хирвасойя. Он выиграл все отборочные соревнования и здесь едет как по рельсам, не шелохнется».
Забегая вперед, замечу, что прогнозы признанных знатоков лишний раз подтвердили справедливость афоризма: «Нет пророка в своем отечестве». Хотя поначалу казалось, что к истине ближе всех Бондаренко. В первом заезде Хирвасойя с ураганной скоростью «отпечатал» четыре круга и установил новый рекорд стадиона — 56,4 секунды. Это на шесть десятых лучше прежнего достижения, принадлежавшего шведу Пер-Олофу Сирениусу. Но затем Ярмо неожиданно сник. В следующем своем заезде он уступил на финише Балашову метров пятьдесят. А в совместном споре с Лангом, Чеблаковым и Стефаном Свенссоном вовсе закончил гонку последним, лишив себя всех шансов на победу.
Следующей жертвой в борьбе за чемпионский титул пал самый именитый участник финала Юрий Иванов.
Свой первый выход на лед он закончил в соломенных тюках. Это Свенссон в повороте вытолкнул нашего гонщика с дорожки. Главный судья англичанин Грэм Броди четко определил виновного и исключил шведа из перезаезда. Истекали две минуты, отведенные Иванову для явки на старт, а механики никак не могли исправить поврежденную ручку газа на руле мотоцикла. Пришлось сесть на запасной. Итог — только третье место, затем «баранка», падение по собственной вине, снова третье место и еще одна «баранка»
Блестяще начал выступление Александр Балашов. С первых же метров он решительно брал инициативу в свои руки и под восторженный рев трибун развивал такую сумасшедшую скорость, что ни у кого не возникало сомнений — вот он, новый чемпион. Два выхода на лед и безоговорочные победы. Причем Александр отобрал очки у Ланга и Хирвасойи. К сожалению, третий заезд оказался для него роковым: вновь в присущей ему манере он уверенно лидировал, но вдруг заглох мотор — сломалось коромысло клапанного механизма.
Вот когда я пожалел о том, что не попали в финал Нищенко и Валерий Мартемьянов, получивший травму в полуфинале в Осло. Как бы пригодились они сейчас в Саранске!
Между тем в лидеры после трех серий стартов вышли, имея по 8 очков, Ланг, Валерий Иванов и Владимир Фадеев.
Для Балашова еще не все потеряно — следующий его поединок с Фадеевым. Александр выехал на запасном мотоцикле и в первом же повороте его стало бросать из стороны в сторону, как на необъезженном мустанге. Оказывается, механики забыли подкачать пневматические амортизаторы. Балашов нашел в себе силы и мужество добраться до финиша вторым, но впереди был Фадеев. А это означало, что разрыв с ним достиг катастрофических трех очков. В. Иванов и Фадеев, почувствовав слабину позиции признанного аса, воспряли духом и концовку первого дня ознаменовали двумя победами. Ланг оступился дважды и занял в таблице третью строчку.
Во второй день, когда над городом разыгралась пурга, началась захватывающая погоня Балашова за Фадеевым. Валерий Иванов как-то безропотно сдал позиции лидера. Александр же упорно верил в свою звезду, хотя шансы наверстать упущенное у него были, прямо скажем, чисто теоретические. Он сделал все, что мог, его воле, характеру, неудержимости на дорожке мог позавидовать любой именитый мастер спидвея. Раз за разом Балашов привозил с большим отрывом на финиш очередные три очка. Но и Фадеев отвечал победами. Подогревая этот поединок, по радио даже объявили, что нашлись на стадионе люди, готовые выложить 70 тысяч рублей тому гонщику, который опередит в заезде лидера чемпионата. Понятно, не из неприязни к Владимиру (зрители бурно поддерживали всех участников и особенно аутсайдера итальянца Луку Раваньяни), просто все жаждали дополнительного заезда двух бесспорно лучших гонщиков первенства.
А тут еще неожиданно Сирениус тряхнул стариной — выиграл у Фадеева. Разрыв сократился до двух очков. А следующий поединок у Владимира с Балашовым. Москвич остался верен себе — финишировал первым, оглянулся и с огорчением увидел, что вслед за ним закончил дистанцию упрямый Фадеев. Судя по всему, дополнительного заезда не предвиделось. Оставалась последняя серия заездов, в которой Владимиру предстояло встретиться с ни на что не претендующими Никулиным, Раваньяни и Хирвасойей. Нервы у гонщика из Дальнегорска оказались крепкими: своего шанса он не упустил и стал пятнадцатым чемпионом в истории мировых первенств по ледовому спидвею.
В последнем, сороковом заезде зрители стали свидетелями маленькой трагедии. Ланг уже закончил соревнования, набрав 22 очка. Младшему >ке из братьев Ивановых — Валерию, имевшему 22, предстоял последний старт в компании шведского трио: Свенссон, Фредрикссон и Вестлунд. Нашего гонщика в этом заезде устраивало даже второе место — и бронзовая медаль в кармане. В снежной мгле никто не разобрался, кто был виновником завала. Но в спидвее главный арбитр всегда прав. Он определил, что организовал кучу-малу Иванов, который и не был допущен к перезаеэду. Многократный чемпион Германии по мотокроссу и победитель национального первенства нынешнего года по спидвею Михаэль Ланг, живущий в баварской деревушке, впервые в жизни принимал поздравления в ранге бронзового призера.
Обнять его торопился и Эрик Байер, на чьей фирме готовили свои мотоциклы гонщики Австрии, Италии, Швейцарии, Казахстана и Германии. В том числе и Ланг. Как-никак, «бронза» мирового чемпионата — неплохая реклама для его фирмы, которая, согласитесь, не помешает Байеру не только в бизнесе, но и в его переговорах... с одним из эмиров Персидского залива. Не удивляйтесь, в последнее время известного настройщика моторов потянуло к организаторской работе. Почему спидвей видят только в Европе? Задал он себе вопрос и за собственные деньги отправился в жаркие Объединенные Арабские Эмираты. Там развернул такую бурную деятельность, что его в конце концов удостоил аудиенции эмир. Конечно, Байеру пришлось долго объяснять, что такое ледовый спидвей. К счастью, монарх неплохо разбирается в хоккее с шайбой, да и залы с искусственным льдом в Эмиратах не в диковинку. Так что собеседники в итоге нашли общий язык.
Первое свое обещание шейх уже сдержал. На отборочные соревнования нынешнего чемпионата во Франкфурте в январе прибыло трое гонщиков из Объединенных Арабских Эмиратов. Естественно, в число участников их включить было нельзя, но Эрик предоставил им все условия для тренировок — обеспечил мотоциклами, льдом. Теперь немец ждет выполнения двух других договоренностей. Будущей зимой должны состояться показательные выступления в Эмиратах с участием нескольких европейских спортсменов на коротких дорожках в залах. А к девяносто пятому году шейх обещал построить настоящий ледовый трек.
Представляете, какое это будет зрелище — пески пустыни, верблюды, пальмы и на фоне этой арабской экзотики сверкающий в лучах жаркого солнца ослепительный искусственный лед с мчащимися по нему гонщиками!
Похоже, в мире зимнего спидвея грядут большие перемены. Лед тронулся, господа!
Источник: Журнал «АМС», №6, 1993