Причиной приступа словоохотливости Кенни и резкости его высказываний, вне сомнения, послужили две неудачи кряду лидера команды трехкратного чемпиона мира Уэйна Рэйни: в Хоккенхайме и Ассене калифорниец не смог подняться выше пятого места. Уверенности в правоте своих претензий, очевидно, добавило Кенни то обстоятельство, что две эти трассы своего рода антиподы: одна, в Германии — самая быстрая в программе мирового первенства — как говорится, для отважного сердца и мощного мотора, другая — построенная довольно давно исключительно для мотогонок,— изобилует поворотами различной конфигурации и предъявляет высочайшие требования к мастерству пилота и к ходовой части машины. И оба раза Рэйни, в чьем искусстве гонщика сомневаться не приходится, вчистую проигрывал по ходу гонки не только своему главному конкуренту Швантцу на «Сузуки», но и соперникам из «Хонды» и «Кадживы».
Впрочем, что касается «Хонды», то отменное выступление ее пилотов в Германии, где трое из них оказались в итоге в четверке лучших, многие предвидели. Тот же Рэйни накануне старта обреченно бросил по адресу машин «Хонды»: «Я знаю, за каким мотоциклом должен держаться в гонке».
— На этой трассе все дело в ускорении, а здесь «хонды» великолепны,— делился своими впечатлениями после тренировки Кевин Швантц.— Я пристроился за Кривиллем, но когда на прямой тот открыл газ, я мгновенно «слетел с хвоста».
Сам Кевин тем не менее не собирался заранее выбрасывать белый флаг. В его арсенале есть грозное оружие, которое могло очень пригодиться именно в Хоккенхайме. Речь идет об удивительном умении техасца выигрывать сантиметры на резком торможении перед поворотом.
В Германии большая часть трассы из четырех длинных прямых проложена в хвойном лесу. Так что на протяжении почти всего круга пилоты никого не видят, кроме судей. Публика же в основном располагается на трибунах своеобразного стадиона, въезд на который представляет довольно опасный поворот. Выкатываясь на полной скорости из тихого леса, внезапно оглушаемые многотысячным хором болельщиков, спортсмены вынуждены сбрасываться с 300 км/ч до сотни. Это место дистанции — ключ к успеху в Хоккенхайме. В 1991 году именно тут Швантц на последнем круге «дожал» на торможении лидировавшего Рэйни и вырвал из его рук победу
Зная о коварстве техасца, австралийцы Мик Дуэн и Дарил Битти из «Ротманс-Хонды» решили разыграть командную партию: словно в воздушном бою, ведомый прикрывал тылы ведущего от назойливых атак Швантца. Но за два круга до финиша заднее колесо Дуэна соскользнуло с дороги и его товарищ по команде остался один на один с агрессивным американцем.
— После схода Мика я ни разу не позволил себе оглянуться назад, чтобы не потерять скорость,— говорил потом Битти.— Тормозил как можно позже, каждую секунду ожидая атаки Кевина.
И повторить подвиг двухлетней давности Швантцу не удалось. Видно, и в спорте любое, даже очень грозное оружие теряет немалую долю эффективности, если утрачен фактор внезапности.
А Битти праздновал свою первую победу в Гран-при. Кстати, подобного триумфа пилоты «Хонды» не знали с августа прошлого года, когда в Англии на верхнюю ступень пьедестала почета взошел соотечественник Дарила Уэйн Гарднер. То был своего рода прощальный подарок японской фирме многоопытного австралийца, объявившего заранее о желании покинуть арену больших призов.
Преемственность весьма символичная, если учесть, что именно Гарднер одним из первых приметил способного 18-летнего паренька среди участников австралийского чемпионата в классе 250 см3. В 1988 году он рекомендовал Дарила руководству «Хонды». При поддержке японской фирмы Битти выиграл в следующем сезоне титул национального чемпиона. Достижение, которое стало для него пропуском на домашний этап мирового первенства в классе 250.
Однако оба места в команде «Хонда» «королевской» категории были заняты «великими» — Дуэном и Гарднером. И тут невольную услугу Дарилу вновь оказал Уэйн. В начале прошлого сезона он сломал ногу в Японии, и Битти призвали под знамена знаменитой «конюшни». Дебют в Гран-при Австралии прошел на редкость удачно — новобранец сразу занял третье место и вскоре был отправлен... на чемпионат Японии — выздоровел Гарднер.
Закрепиться в команде Битти сумел только в нынешнем сезоне, и наградой за долготерпение и шестилетнюю верность «Хонде» стала для него победа в Германии.
Впрочем, Дарил весьма скромно оценил свой успех: «Я, конечно, счастлив, но Хоккенхайм будто специально скроен для «хонд». Моя мечта выиграть на другой трассе, где у меня не будет такого гандикапа»,— признался победитель.
Тем не менее после Германии все вдруг вспомнили, что перед началом сезона именно «хонды» считали непобедимыми. И тренировки в Ассене вновь подтвердили прогнозы. Дуэн и Битти показали соответственно первое и четвертое время. Надо было видеть израненные, со следами шрамов ноги Мика, чтобы понять чего стоила Дуэну эта «поул-позишн», первая после его трагического падения здесь, в Ассене в прошлом году. Чтобы разгрузить больную ногу австралийца, механикам пришлось даже установить ручной тормоз заднего колеса.
«Я во что бы то ни стало хотел показать лучшее время в Ассене. Про себя подумал, что не съеду с трассы, пока не добьюсь поставленной цели»,— говорил Мик. Против такой решимости не устоял даже специалист «поула» Швантц.
Попавший во второй ряд Рэйни не участвовал в предстартовой словесной пикировке. Он провел львиную долю тренировки в боксах «Малборо-Ямаха», наблюдая, как проносятся мимо конкуренты. «Мы продолжаем работать, но пока безрезультатно. Я не знаю даже, на что надеяться мне в гонке»,— грустил Уэйн.
Зато Швантц, почувствовав слабину в рядах «Ямахи», предельно четко определил свою цель: «Сузуки» — лучший мотоцикл в мире, и я настроен только на победу. Опасаюсь лишь товарища по команде Алекса Барруша». Думаю, несколько пренебрежительное отношение к успеху Дуэна в тренировке со стороны Кевина объясняется тем, что он полагал — незалечивший до конца травму Мик не сможет выдержать сумасшедший темп в течение длинного заезда
Так оно и вышло. После нескольких безуспешных атак Дуэн предпочел наблюдать со стороны за дуэлью Шванца и (кого бы вы думали?) Барруша. Каков провидец! Ближе к концу заезда честолюбивый бразилец даже обошел Кевина, но за два круга до финиша упал.
Между тем, пока победитель совершал традиционный круг почета с американским флагом в руках, в боксах «Малборо-Ямахи» уже вовсю шли переговоры между Робертсом и Сержом Россе — хозяином «конюшни ROC-«Ямаха». И сразу же по окончании церемонии награждения вся французская команда спешно покинула трассу, чтобы, не мешкая, приступить к исполнению срочного задания в своих мастерских в Аннемасе Шасси для Уэйна Рэйни — таков был заказ Робертса.
Россе не скрывал своего удовлетворения сделкой. Пообещав изготовить ходовую часть за три дня, он не преминул заметить, что шасси ROC оснащены 33 мотоцикла в классе 500.
В его словах не оказалось ни тени бахвальства. Действительно, через три дня в боксах «Малборо-Ямахи» в Барселоне стояло три новеньких шасси ROC — два для Рэйни, одно — для Кадалоры.
Однако не этот подвиг французов стал сенсацией Гран-при Европы в Испании, и не вокруг Рэйни толпились журналисты. Приманкой для них стал лагерь «Хонды», где под навесом в гнетущей тишине пресс-секретарь «Ротманса» Ник Харрис объявил, что с будущего года эта табачная фирма прекращает свое спонсорство в чемпионате мира по мотогонкам и в ралли-рейдах. В спорте, где деньги сигаретных компаний решают очень многое, эта новость оказалась, как говорится, поглавнее мытарств Рэйни. Впрочем, подобное известие было ожидаемо после того, как «Ротманс» взял под свое покровительство команду формулы 1 «Вильямс». Видно, и сейфы табачных гигантов имеют дно.
Зато честолюбие трехкратного чемпиона мира Рэйни, похоже, не ведает пределов. Едва почувствовав под собой более резвого скакуна французско-японских кровей, Уэйн чуть было не заполучил «поул-позишн», уступив в тренировке лишь Дуэну. В гонке сразу со старта он начал отрываться от преследовавших его Мика и Кевина. Едва ли не на каждом круге улучшал американец рекорд трассы. Дуэн признался потом, что ему не по силам оказался темп, предложенный Рэйни, а как только он пытался приблизиться к Уэйну, тут же начинал ошибаться и предпочел немного умерить прыть, чтобы спокойно доехать вторым.
Рэйни же продолжал печатать круги с размереностью метронома и закончил гонку, опередив ближайшего конкурента на четыре секунды. Намекнув тем самым, что именно он царствующий чемпион мира.
В бурной радости американцев из конюшни Робертса по поводу долгожданной победы сомневаться не приходится. А вот японскую диаспору команды «Малборо-Ямаха», очевидно, обуревали противоречивые чувства, и торжества по поводу успеха Рэйни, думается, лишь подсластили горькую пилюлю, приготовленную для них французами из Аннемаса.
Наверное, обидно сознавать, что скромная мастерская обскакала завод. Хотя бы даже при том, что основу шасси ROC все-таки составляла японская конструкция.
Однако учитывая традиционное упорство в достижении цели плюс природное самолюбие потомков самураев, можно быть уверенным, что пройдет немного времени и не слишком словоохотливый Кенни Робертс на зависть конкурентам будет вовсю нахваливать сверхновую «Ямаху» родом из Японии.
Источник: Журнал «АМС», №10, 1993