Мы уже сообщали читателям, что ФИМ, обеспокоенная падением зрительского интереса к трековым соревнованиям, задумала их коренную реорганизацию. Ведь в летнем и зимнем спидвее большинство стартов имело отборочный ранг, к которым публика да и спонсоры проявляли равнодушие, а финалов — главных событий во всех дисциплинах, где определялся чемпион, — существовало по одному. Оптимальное решение напрашивалось само собой: сократить до минимума отборочные состязания и увеличить количество финалов.
Выгода, как казалось Международной мотоциклетной федерации, очевидна — при этом варианте соревнования могут посмотреть больше зрителей, на длинном пути чемпионата выявится истинно сильнейший и стабильный гонщик, и, что самое главное, появится стимул к привлечению спонсоров, благодаря продаже прав на трансляцию телекомпаниям.
Но жизнь внесла коррективы. На прошлогоднем осеннем конгрессе ФИМ в ирландской столице Дублине решение о шестифинальной системе личного чемпионата мира в гонках по гаревой дорожке (так называемый классический 400-метровый трек) не было утверждено. Резко против выступили Британская и Шведская профессиональные лиги спидвея, заявившие, что при новой системе под угрозой срыва окажутся их весьма насыщенные состязаниями национальные чемпионаты. А вот проект о реорганизации с нынешнего года личного первенства мира в гонках на льду прошел под аплодисменты делегатов конгресса.
Так что есть повод поздравить зимний спидвей с началом новой жизни. Его историю, правда, не перекроишь, но по многим другим параметрам он стал совершенно другим. Дело даже не в пятиэтапной финальной системе чемпионата, хотя и это очень важно: борьбу сильнейших ледовиков ныне посмотрели в оссии (Саранск), Германии (Инцель), Казахстане («Медео»), Голландии (Ассен) и Норвегии (Хамар). Несомненно, поклонников у зимнего спидвея прибавится. Окреп он и в финансовом отношении. Образно говоря, все эти 27 лет его представители снимали маленькую комнату в огромной и богатой спидвейной квартире. Доставалось им на житье-бытье то, что оставалось от их коллег по летним дисциплинам. В последнее время подачки шли от Датской телекомпании, контракт с которой истек в конце прошлого года. Теперь ледовики самостоятельны, более того, оплата их труда в спорте приблизилась к заработкам хозяев квартиры: финансируют зимний спидвей известные фирмы — европейская «Дорна» и американская табачная «Лаки страйк».
Но самое главное — изменилась система зачета, по которому определяется чемпион. Все пять Больших призов состоят из двух соревнований, каждое из которых является самостоятельным. Таким образом, чемпионат включает 10 гонок. И в первый, и во второй день Большого приза участники разыгрывают сначала по старой системе в 20 заездов места с 1-го по 16-е. Затем проводятся четыре финала. В первом из них стартует четверка слабейших, которая выясняет, кто будет в итоге 13-м, 14-м, 15-м и 16-м. Следующий квартет расставляет гонщиков в турнирной таблице на строках с 9-й по 12-ю. Третий — с 5-й по 8-ю и наконец четверка сильнейших по предварительным заездам определяет призеров дня. В зависимости от занятых мест в финалах всем начисляются зачетные очки в таком порядке: 20, 18, 16, 14, 12, 11, 10 и т.д. Тот, кто наберет наибольшую сумму во всех десяти соревнованиях, и станет чемпионом мира
Проясним еще один вопрос. Поскольку времени для отборочных стартов после введения новой системы не было, то трековая комиссия ФИМ определила финалистов волевым решением с учетом выступлений каждого гонщика в личных и командных первенствах прошлого года. Жаль, конечно, но в их составе не оказалось обладателя десяти золотых медалей Юрия Иванова из Красноярска и его брата Сергея, тоже имеющего высший титул. Минувший сезон сложился для них неудачно. Приехал в Саранск и значившийся под 16-м стартовым номером Валерий Мартемьянов (Чита), еще недавно считавшийся потенциальным чемпионом, но, увы, в качестве зрителя: никто не обеспечил его мотоциклом. Валерия в последний момент заменил Владимир Лумпов из Самары, двукратный чемпион России в командном (1993) и личном (1994) зачетах. Всего нашу страну представляли пять гонщиков: еще москвич — Александр Балашов, двое воспитанников тренера Владимира Сычугова — прошлогодний чемпион мира Владимир Фадеев и Вячеслав Никулин из Дальнегорска Приморского края, а также младший брат династии Ивановых — Валерий. Борьбу на первом этапе Большого приза России начали с учетом запасных 19 гонщиков из 11 стран. Но многие из них — старые знакомые, хорошо знающие друг друга по прежним встречам.
Свое внимание к новому детищу ФИМ продемонстрировала тем, что в Саранск прибыли ее президент Йос Вассен (Нидерланды) и президент трековой комиссии Гюнтер Сорбер (Германия), взявший на Большом призе России самую ответственную должность — руководителя международного жюри, что он делает крайне редко. И мало кто догадывался, что организаторы стартового соревнования мирового первенства, накопившие уже немалый опыт в проведении ледовых мотобаталий, держат в присутствии столь высоких должностных лиц самый суровый экзамен в своей практике. Дело в том, что столица Мордовии не значилась местом розыгрыша первого этапа чемпионата. Его взялись принять сначала Саратов, а потом Балаково, но из-за затянувшейся оттепели они сняли свои кандидатуры. Выручил Саранск. Как местные устроители сумели за месяц с небольшим при постоянной плюсовой температуре сварить лед на стадионе и решить множество организационных вопросов — уму непостижимо.
Прошлогоднего ажиотажа вокруг билетов, вероятно, из-за их непомерно высокой цены на этот раз не было, но оба дня трибуны заполнялись зрителями почти полностью.
Уже первый заезд, в котором швед Стефан Свенссон, один из претендентов на престол, установил новый рекорд трека — 55.4 секунды, улучшив на одну секунду прежний, принадлежавший финну Ярмо Хирвасойе, вселил надежды на острейшую борьбу. Увы, в большинстве встреч она не состоялась. Явно не в своей тарелке был ветеран ледового спидвея 46-летний швед Пер-Олов Сирениус, известный бойцовскими качествами. Быстро сникли его соотечественник Джон Фред-рикссон, Хирвасойя и чех Антонин Клатовски. Неузнаваемым был итальянец Лука Раваньяни. который в прошлом году здесь, в Саранске, изрядно потрепал нервы всем участникам своим неуемным темпераментом, за что стал любимцем местной публики. И уж совсем разочаровал наш российский чемпион Владимир Лумпов, набравший в первый день всего четыре очка. Объяснение может быть только одно — как говорят, перегорел.
14 только поединки с участием Александра Балашова, Владимира Фадеева, Валерия Иванова. Стефана Свенссона и прошлогоднего бронзового призера немца Михаэля Ланга действительно стали украшением Большого приза России. Вся эта великолепная пятерка, как показал саранский лед, на старте чемпионата оказалась в отличной спортивной форме. Каждый раз, когда на дорожку выезжал Александр, трибуны взрывались аплодисментами: популярность его в столице Мордовии безгранична. Как ни странно, его любят за слабый старт и еще за то, что он умеет наверстывать упущенное уже на первом круге. Восхищает зрителей и красивая езда москвича, когда в стремительном повороте кажется, что левое плечо гонщика касается льда.
Несмотря на отчаянное сопротивление Ланга и Свенссона, главными героями первого этапа стали Балашов и Фадеев. Причем их победы в оба дня были похожи, как инкубаторские куриные яйца. Владимир, уступив сначала шведу, затем подловил Александра на ошибке, когда тот в повороте оставил свободной левую зону и выиграл заезд. У обоих оказалось по 14 очков из 15 возможных. Но в главном финале за первое место победу одержал Балашов. Во второй день в совместном предварительном поединке уже Александр оказался сильнее своего основного соперника.
Вновь финал — и Фадеев опередил москвича В итоге боевая ничья —38:38.
Наблюдая заезды Большого приза России, автор этих строк не раз ловил себя на мысли что новая система по крайней мере в одном аспекте уступает прежней. Раньше гонщики без утайки сразу выкладывали все козырные карты — другой возможности продемонстрировать свое мастерство во всей полноте в сезоне не было. Теперь многие не торопятся, осторожничают: ведь дистанция чемпионата длинная. Даже у лидеров появился холодный расчет. Вот к примеру, Балашов в привычной для себя манере проиграл старт. Как коршун за добычей, бросился в первый поворот и легко обошел соперника, но впереди — Ланг и Свенссон. Одна попытка обогнать их, вторая неудачны. В прежние годы Александр боролся бы до конца, а сейчас он сбросил скорость и выпрямился в седле —третье место его устраивает, поскольку дает путевку в главный финал.
Хотел закончить отчет благодарностью в адрес устроителей Большого приза России, которые спасли стартовое соревнование чемпионата и вновь продемонстрировали умение проводить встречи на высшем уровне, но не могу Перед началом второго дня состязаний около ста журналистам, аккредитованным в пресс-центре, объявили, что работать они могут только на трибунах в толчее среди зрителей. Фотографировать за снежными барьерами нельзя, мизерному количеству корреспондентов имевших пропуск в закрытый парк, вход туда запрещен. Кому принадлежала эта, мягко говоря, странная идея, выяснить не удалось, милиция же упорно твердила, что «получено указание сверху». Ни Вассен, ни Сорбер такого решения, уверен, не принимали, поскольку именно они много лет тому назад утвердили регламент работы журналистов на соревнованиях по спидвею. Всеми организаторами чемпионатов он неукоснительно соблюдался. И вдруг такое самоуправство — лишить представителей средств массовой информации возможности исполнить долг перед читателями Если это по вторится, то у журналистов быстро пропадет охота посещать спидвейные треки.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1994