Время — 22.30. Прошло три часа с момента, как начался финал личного мирового первенства. Изрядно продрогшие двадцать пять тысяч зрителей с замиранием сердца ожидали развязки, когда помощник комиссара соревнований Йорген Йенсен собрал трех участников дополнительного заезда за высший титул в парке для жеребьевки дорожек.
Австралиец Крэй Бойс первым достал из сумки карточку. Красная! Гонщик не смог скрыть довольной улыбки. Первая позиция обещала ему некоторое преимущество. Следующая очередь была за шведом Тони Рикардссоном, но он великодушно уступил свое право датчанину Хансу Нильсену. Дань уважения девятнадцатикратному чемпиону мира или суеверная хитрость? Нильсен — белая карточка, третья дорожка. В сумке оставалось еще две. И Тони вытащил желтую — самую неудобную, наружную. Он жалобно, словно двоечник на экзамене, спросил: "Можно еще?" Ведь оставалась еще вторая. Но к этой реплике шведа отнеслись, как к незатейливой шутке...
Да, много необычного было в Войенсе. Гаревая дорожка, которую готовил трехкратный победитель мировых первенств датчанин Оле Олсен, процветающий ныне на ниве коммерции от спидвея, оказалась чересчур сырой и вязкой. Грязевой фейерверк, вылетающий из-под задних колес четырех мотоциклов, конечно же, воодушевлял зрителей и телевизионщиков, но стал тяжелым испытанием для гонщиков. Падений было множество. Достаточно сказать, что в первых шести заездах старты повторялись пять раз.
И еще одно обстоятельство повлияло на обострение событий в Войенсе. Прибывшие сюда Йос Вассен и президент трековой комиссии Гюнтер Сорбер заявили, что двухлетним спорам по поводу будущего личных чемпионатов мира пришел конец. Этот однодневный финал — последний. Начиная со следующего года, победитель будет определяться в шести Гран-при — по такой же системе, которая была опробована ныне в зимнем спидвее. Благодаря ей соревнования "ледовиков" транслировались на 39 стран мира, а доходы, полученные от телевидения, позволили резко увеличить гонорары спортсменам. Словом, господа-профессионалы гаревых дорожек, вашего мнения уже не спрашивают: впереди маячат большие деньги, здесь же постарайтесь пробиться в десятку сильнейших — она без отборочных соревнований попадает сразу же в число участников будущей серии Гран-при. Так что волей-неволей финалисты в Войенсе сражались не только за традиционные три призовые места.
Видно, понимая, что с будущего года за "золото" придется платить куда большим потом, многие гонщики осознали — или сегодня, или никогда. Спору нет, такая формула добавляет решительности, но, увы, подчас оборачивается и излишней нервозностью.
И вот англичанин Крис Луис, опробовавший на тренировке новый двигатель и всем своим видом показывавший, что им доволен, уехал со старта первого заезда в закрытый парк, чтобы вернуться на старом мотоцикле. Эксперимент не удался — Крис финишировал только третьим. А победа Томми Кнудсена вселила надежду в датчан, что чемпионом станет их соотечественник.
Напряжение витало над треком. Перед вторым заездом сначала дорожку покинул Рикардссон для срочного ремонта мотора. Затем его примеру последовал англичанин Марк Лорэм — понадобилось охладить метанолом диски сцепления. Это было затишье перед первой бурей. После старта впереди оказался австралиец Джейсон Крамп, следом — царствующий чемпион американец Сэм Ермоленко, Рикардссон и англичанин Марк Лорэм. Затем швед обогнал американца, которого вскоре настиг Лорэм. Оба столкнулись, и Ермоленко распластался на земле. Поднявшись, Сэм вопросительно посмотрел в сторону главного судьи. Он, конечно, помнил, как в прошлом году арбитр простил ему два падения, возвращая на дорожку в перезаезды. Может быть, так будет и на этот раз? Нет, рефери Хенни Ван ден Боомен из Голландии непреклонен — исключение с повторного старта. Надо же, первый выезд на дорожку — и крушение надежд сохранить свой чемпионский титул. Правда, есть перспектива выиграть оставшиеся четыре заезда и набрать 12 очков: с этой суммой можно стать победителем, но позволят ли такую беспроигрышную серию соперники?
Третий заезд. Кумир местных болельщиков Ханс Нильсен оказался лежащим на дорожке. Стадион притих в ожидании приговора судьи. Боомен благосклонен, всех четверых считает невиновными в инциденте. Нильсен заменил мотоцикл и уверенно выиграл гонку. Ее неожиданностью стало последнее место лучшего гонщика континентальном Европы Томаша Голлоба. Это привело в уныние полторы сотни журналистов и несколько тысяч туристов, прибывших в Войенс из Польши.
Они встретились в девятом заезде и устроили настоящую охоту друг за другом. Более опытный Нильсен правильно рассчитал, что лучше всего сразу же занять внутреннюю бровку, уже раскатанную и не такую вязкую. Кнудсену ничего не оставалось, как атаковать на поворотах по внешнему радиусу, увязая колесами в грязи. Сопротивлялся он отчаянно, но, увлекшись борьбой с Хансом, которому так часто проигрывал в решающих поединках за чемпионский титул, прозевал на финише рывок Тони Рикардссона. Вот тут и обратили все внимание на упорного шведа. Три заезда и неизменно вторые места. А ведь он так, под шумок, может стать и призером!
Дальше и без того нелогичные события потеряли всякую предсказуемость. Датчанин Ян Стехманн, которому, как показали первые заезды, не светило высокое место (но надо же быть в десятке лучших!), сделал немыслимый кульбит и врезался головой в ограждение, оставив на нем заметную вмятину. Он нашел в себе силы, несмотря на боль в грудной клетке и шейных позвонках, продолжить борьбу. Затем Голлоб повторил этот смертельный трюк. Его польские поклонники выбежали на дорожку, мешая подоспевшим врачам "скорой помощи". Томаш наотрез отказался уехать в больницу, но вскоре, уже лежа в закрытом парке, потерял сознание. В чувство его приводил отец — Владислав Голлоб, тоже выразивший недоверие медикам. И снова перезаезды, перезаезды.
Еще одна драма. Нильсен, который, казалось, уже держит в руках очередную золотую медаль, встретился с Крисом Луисом, Марком Лорэмом и Грегом Бойсом. В общем-то проходной для датчанина заезд, но ему досталась четвертая неудобная дорожка. Ханс решил, как и в поединке с Кнуд-сеном, тут же занять внутреннюю бровку, но, видимо, зацепился за Ло-рэма и упал. Ван ден Боомен ошеломил стадион своим решением: Нильсен исключен из перезаезда. Его выиграл Бойс и стал реальным претендентом на одну из медалей. Теперь все ждали, что скажет Тони Рикардссон. И он "привез" три секунды ближайшему сопернику.
До конца соревнований оставалась одна серия заездов, а претендентов завоевать "корону" хоть отбавляй: Бойс и американец Грэг Хэнкок — по 10 очков, Нильсен и Рикардссон — по 9. "Выпустите гладиаторов!" — скандировал стадион перед очередным стартом. И они выехали — Бойс, Хэнкок и Рикардссон. Причем у шведа была самая коварная четвертая дорожка. Даже по грязи Тонни проехал первый поворот с поразительной скоростью и финишировал с большим преимуществом. Бойс закончил четыре круга вторым и сравнялся со шведом по набранным очкам. Этот заезд уже определил двоих, кому предстояло выступить в дополнительном поединке. Но ведь есть еще последний шанс у Нильсена. Сумеет ли он в своем завершающем заезде отойти от психологического шока после падения? Он сказал решительное "да", выиграв безоговорочно 20-й заезд, словно был один на дорожке.
И началась битва за главный трофей. Нильсен умчался со старта первым, но Рикардссон и Бойс буквально упирались в колесо его мотоцикла. В конце второго поворота датчанина слегка отнесло вправо и в образовавшуюся щель мощно ринулся Рикардссон. Это был маневр, достойный того, чтобы поставить Тони вровень с великими шведами — Ове Фундиным и Бьерном Кнутссоном.
На заключительной пресс-конференции 24-летний Рикардссон не скрывал своего восторга.
— Этот день я буду помнить, даже когда стану глубоким стариком, — сказал он.
Видимо, состояние безмерного счастья стало причиной откровений нового чемпиона: "В прошлом году я потратил слишком много сил, чтобы пробиться в финал личного чемпионата мира и не успел подготовиться к нему. В этом — решил отказаться от гонок в Британской профессиональной лиге и перебрался в лагерь моего друга Иоакима Карлссона, участника мирового первенства по мотокроссу. Покрутившись в этой среде и побывав на соревнованиях кольцевиков, понял, что многие мои коллеги по спидвею слабо представляют себе истинно профессиональное отношение к своему делу. Я не исключение — курил, выпивал, даже нюхал "травку". От этих привычек решительно отказался. Как и кроссмены, перестал мотаться по аэропортам и гостиницам, есть что попало, а приобрел трайлер-дачу, где есть все необходимое вплоть до мастерской. Я комфортно отдыхаю, смотрю телевизор и видеофильмы, когда захочу. Моя подруга Анна готовит вкусную еду. А главное — экономятся время и деньги. В этом году я решил отказаться от семи-восьми мотоциклов, как все, и доверился механику Клаусу Лаушу, который подготовил на сезон только две "явы". Они летают, как ласточки. В первых трех заездах все было против меня. Но не зря же я изменил свою жизнь: верил в мотоциклы и собственные силы. После этого финала так устал, что хочется бросить спидвей. Глупо, конечно, ведь еще не заработал достаточно денег, а будущие Гран-при, надеюсь, позволят мне стать богаче".
Мы же вслед за Рикардссоном будем надеяться, что и болельщикам новая система проведения чемпионата мира подарит незабываемые спектакли — такие, каким стал увлекательный финал в Войенсе.
Источник: Журнал «АМС», №12, 1994