Как это ни странно, большое содействие в успешном осуществлении этой операции сынам страны Восходящего солнца оказали сами итальянцы. Явно почувствовав головокружение от успехов, «Априлия» в межсезонье устроила себе каникулы. Победы в чемпионате-92 позволили фирме в классе 125 см3 заручиться спонсорской поддержкой всемогущего табачного концерна «Филип Моррис». Тем не менее траты на создание нового мотоцикла «Априлия» посчитала излишними, ограничившись незначительными усовершенствованиями своей удачной конструкции.
Соперники же, не рассчитывая на столь щедрые подарки, готовились к реваншу очень серьезно. До конца первенства-92 оставалось еще целых три гонки, а «Хонда» первой из японских гигантов представила миру свои новые модели «железно-кевларовых коней». А всю последующую зиму, в то время как итальянцы из «Априлии» потягивали «Мартини», японцы посвятили доводке новых моделей.
Бедственность своего положения в классе 125 см3 «Априлия» ощутила уже на стартовом Гран-при сезона — в австралийском Истерн-Крик. Лучший гонщик «прекрасной итальянки» отстал от победителя аж на полминуты. Малайзийский и японский этапы лишь подтвердили преимущество японцев — слегка модифицированные «априлии» застревали в конце первой десятки, а новейшие «хонды» уходили от них как от стоячих.
Слабое начало стало печальной традицией итальянской команды. Вот уже который год ее «лошадки» ни шатко ни валко начинают сезон, летом подтягиваются к лидерам и показывают блестящие результаты под занавес первенства, когда поезд, как правило, уже давно ушел. Все ждали, что вот-вот «Априлия» очнется от длительной зимней спячки и тогда-то даст японцам жизни. Что как-будто подтвердил в Херес дела Фронтера и новый лидер «Априлии», опытный 27-летний Ральф Вальдман, приглашенный на место ушедшего в средний класс чемпиона мира Алессандро Граминьи. От пятой в его карьере победы немца отделили всего шесть десятых секунды. Казалось, «прекрасная итальянка» вновь так же быстра, как и «Хонда». Увы, в Зальцбурге, Хоккенхайме и Ассене Вальдман не набрал в сумме и 20 очков, и стало ясно, что чемпионский титул в «осьмушках» «Априлии» не удержать.
Выходцы с Апеннинского полуострова потерпели фиаско не только в первенстве марок, но и в личном зачете. Былым итальянским звездам младшего класса — двукратному чемпиону мира Фаусто Грезини и вице-чемпиону-88 Эцио Джаноле — уже за тридцать, и карьера их близится к завершению. А достойной замены старшим товарищам среди итальянской молодежи не видать — все перспективные подались в следующий класс. Этим не преминул воспользоваться 29-летний немецкий гонщик Дирк Раудис. Он пятый сезон участвовал в чемпионате мира, одержав за это время всего одну победу. Но прошлый год сразу перевел Дирка из середняков в чемпионы.
Немец выиграл девять Гран-при, и все же до последнего этапа вопрос о чемпионе оставался открытым. Причем острейшую конкуренцию Раудису составили вовсе не признанные лидеры — такие как трехкратный чемпион мира испанец Хорхе Мартинес, победитель девяти больших призов голландец Ханс Шпаан или вернувшийся из среднего класса немец Штефан Прайн,— а японские мотогонщики.
Непререкаемый авторитет европейцев, американцев, австралийцев, заработанный на японских машинах, стал все больше и больше раздражать японских кольцевиков: «Как же так? Они могут, а нам что? Слабо?» И с недавних пор стартовые листы всех трех классов чемпионата мира запестрели японскими именами и фамилиями. А в прошлом сезоне сыны Фудзиямы стали одними из главных претендентов на самые высокие места.
Доказательством тому служат блестящие выступления Казуто Сакаты и Такеси Цуджимуры в классе 125 см3. Именно они доставили немало головной боли Раудису. Шутка ли — во всех гонках сезона, кроме Гран-при Европы в Барселоне, Саката финишировал в первой тройке. А на протяжении четырех этапов, обойдя Раудиса, японец даже вкушал бремя лидера в общем зачете, пропустив своего более опытного соперника вперед, 27-летний Казуто, для которого прошлый сезон был лишь третьим в чемпионате мира, не отставал от него ни на шаг. А при благоприятном стечении обстоятельств на заключительном Гран-при в Хараме Саката мог бы даже рассчитывать на чемпионское звание. Однако на финише Большого приза ФИМ он был только третьим, и назревавшая весь год японская сенсация в классе 125 см3 так и не получилась.
Зато состоялась-таки в «четвертьлитровой» категории. Причем в этом классе конкуренция была гораздо более ожесточенной. Успехи «Априлии» сильно обеспокоили не только «Хонду», но и давно не блиставшую в 250 см 3 «Ямаху» и новичка этого класса — «Сузуки». Если в «осьмушках» «Хонда» ограничилась разработкой новых моделей мотоциклов, то в чемпионате куда более престижных «четвертинок» японцы пошли еще дальше. Чтобы на все сто процентов гарантировать выполнение своей задачи, они в борьбе с «Априлией» сделали ставку не только на технические инновации и талант своих пилотов, но и на ослабление мощи противника.
«Ямаха» и «Хонда» переманили из «Априлии» почти всех ее ведущих гонщиков. Так «Хонда» заполучила новую, только-только появившуюся звезду мотоспорта — 22-летнего итальянца Массимилиано Бьяджи, а также 26-летнего испанца Альберто Пуига. «Ямахе» достался бронзовый призер чемпиона-та-92 Пьер-Франческо Кили, на счету которого пять побед в Гран-при и пять лет выступлений в «королевском» классе. Причем «Хонда» и без того располагала целой «звездной россыпью» — вице-чемпион мира-91 немец Хельмут Брадль, победитель двух больших призов 24-летний итальянец Дориано Ромбони и наконец Лорис Капиросси — «чудо-ребенок» из Болоньи, в свои 20 лет уже дважды завоевавший чемпионскую корону. В «Ямахе» были прописаны подающий большие надежды японец Тецуё Харада и двукратный чемпион Германии в этом классе Йохен Шмид. Да и младшая из японских сестер — «Сузуки» — не могла пожаловаться на отсутствие в своем стане представителей элиты мотоспорта — ведь первым номером команды стал «маленький Джон» Косински. Словом, японцы сделали все от них зависящее, чтобы деморализовать «Априлию» еще до начала чемпионата мира.
Но и в этом классе итальянцы предпочли межсезонье посвятить отдыху от трудов праведных. Возможно, здесь сказался традиционно несколько романтический подход жителей Апеннин к авто-и мотогонкам, как к некоему приключению, авантюре. Профессионализм при этом зачастую отодвигается на задний план. Японцы же, отказавшись от подобных романтических настроений, давно поняли, что моторный спорт — это прежде всего бизнес. Возможно, это лишило гонки особого ореола, зато принесло японцам победы. Вот и в первенстве по кольцевым мотогонкам в классе 250 см3 довольно быстро стало ясно, что борьба за мировой титул превратится в прерогативу гонщиков на мотоциклах с пометкой «сделано в Японии».
А лихо закрученная интрига их борьбы обусловила большой зрительский интерес к чемпионату «четвертинок». Сюрпризом после четырех стартовых этапов стали первые три места в личном зачете японских мотогонщиков. Главным специалистом по «укрощению» строптивых итальянцев оказался, как мы уже говорили, Тецуё Харада. Это была настоящая сенсация — может быть, главная в чемпионате мира прошлого года. И не только из-за национальности пилота. В неполные 23 года Харада перед стартовым этапом первенства не имел на своем счету ни одного очка, не говоря уже о победах в Гран-при! К тому же лучшим достижением гонщиков «Ямахи» в сезо-не-92 было четвертое место на одном из этапов. Поэтому мало кто ожидал, что всего за одну зиму фирме удастся преодолеть настоящую техническую пропасть, разделявшую ее и прежнего фаворита первенства — «Хонду».
Правда, преимущество последней в лошадиных силах немного ощущалось в дебюте чемпионата. И все же «Ямаха» оказалась понадежней и, что немаловажно, удачливей. Так что после первого испанского Гран-при Харада лидировал в первенстве с 40-очковым отрывом от идущего следом Тадаюки Окады. Замыкал же великолепное японское шествие Нобуацу Аоки.
Это не был еще нокаут, но нельзя не признать, что не только руководство «Априлии», но и всех итальянских любителей мотогонок такой поворот событий поверг в настоящий шок. К счастью для них, Окада и Аоки сами, видно, испугавшись своей дерзости, вскоре заметно сникли.
Немного сдал и Харада, но очки, набранные в дебюте, позволили ему сохранять лидерство. Охотников сбросить Тецуё с вершины было предостаточно. Но всем им удивительно не везло, тогда как к японцу фортуна благоволила постоянно. Первым яростную атаку на позиции Харады предпринял симпатичный улыбчивый Ромбони из команды «НВ-Хонда». В Австрии и Германии итальянец был просто неудержим и вплотную приблизился к японскому «беглецу». Дориано был близок к победе и в Ассене, на розыгрыше Гран-при Нидерландов, но, к своему несчастью, переусердствовал — упал с мотоцикла, да так неудачно, что сломал голень правой ноги. Травма автоматически исключила Ромбони из дальнейшего преследования.
Гонка в Ассене стала роковой еще для одного матерого охотника— американца Косински. За всю историю «четвертьлитров» пилоты «Сузуки» никогда не числились среди фаворитов. Однако успехи команды, поддерживаемой серьезными долларовыми вливаниями «Лаки Страйк» в «королевском» классе, позволяли надеяться, что и в новой для себя категории эта «конюшня» будет среди первых. Начало вышло неплохим — второе место в Гран-при Австралии. Но быстро выяснилось, что «Сузуки» держится на одном таланте Косински. Джон всячески критиковал неудачную конструкцию своего мотоцикла в надежде расшевелить техперсонал команды. Пустое — никто и не думал прислушаться к словам своего «первого номера». В Ассене терпение Джона, и без того не отличавшегося ангельским характером, лопнуло.
Возможно, превзойдя самого себя в гонке, заняв третье место и установив лучшее время прохождения круга, после финишной отмашки Джон притормозил, спешился, крутанул ручку газа и чуть ли не пинком отправил свой «Сузуки» в самостоятельный путь. Проигнорировав церемонию награждения, Джон как ни в чем не бывало отправился в боксы. Такого попрания своей продукции шефы «Сузуки» снести не могли и выставили свою единственную (как вскоре оказалось) надежду на улицу.
После того как выпал из погони Джон, последним соперником Харады стал Капиросси. На стартовых этапах Лорису не везло — падение в Австралии, фальстарт и минута штрафа в Малайзии, технические проблемы в Японии. Но затем облака невезения рассеялись, и итальянец с всегдашним мальчишеским азартом бросился вдогонку за лидером. После Гран-при Нидерландов их разделяли 54 очка. А перед Большим призом США в Лагуне-Секе — всего четыре.
Казалось, дело сделано. Японец, выжатый как лимон, более не способен на сколько-нибудь серьезное сопротивление: в США Тецуё отнюдь не блистал, заняв лишь пятое место. Капиросси же, воспользовавшись техническими неполадками в «Априлии» Жана-Филипа Руджиа, одержал свою третью победу и вышел в лидеры чемпионата.
Однако на заключительном этапе первенства в испанской Хараме Харада совершил маленькое чудо. Для завоевания титула чемпиона мира ему была необходима победа при условии, что Капиросси не поднимется выше четвертого места. Стечение обстоятельств весьма проблематичное. Особенно учитывая слова самого итальянца, сказанные им перед решающей гонкой сезона: «Я даже на мгновение не буду задумываться о победе в гонке. Все свое внимание сосредоточу на том, чтобы не упустить японца. Я вцеплюсь в него мертвой хваткой и не отпущу, чего бы мне это ни стоило!»
Так оно и было поначалу. Впереди шли «априлии» Руджиа и Реджиани, «Хонда» Бьяджи, чуть поодаль — «Хонда» Капиросси и лишь затем — запертая итальянцем «Ямаха» Харады. Но когда до чемпионского титула Лорису оставалось буквально пять минут, он на мгновение ослабил бдительность. Харада обошел его и моментально достал лидеров. Капиросси, обезумев, бросился за японцем и почти тут же ошибся при входе в не самый трудный поворот. «Хонда» итальянца выскочила с трассы и возвратилась на нее только пятой. Так Харада стал первым в истории японцем — чемпионом мира по кольцевым мотогонкам в классе 250 см3.
Что ж, операция по «укрощению строптивых» закончилась безоговорочным успехом. Японцы не только усилили свои старые позиции, но и закрепились на новых для себя рубежах. Итальянцы же — совсем по Шекспиру — получили наглядный урок о вреде самонадеянности. Хотелось бы думать, что он пойдет впрок, и южане не повторят своих ошибок, а предпримут новое контрнаступление. А может, накажут «строптивых» японцев?
Источник: Журнал «АМС», №2, 1994