Внезапно оказалось, что такая простая и понятная картина мира разлетелась на тысячу осколков. В последние годы мировое первенство стало ареной борьбы трех великолепных гонщиков — американца Рэйни, его соотечественника Кевина Швантца и австралийца Майкла Дуэна. Первый был самой прочной, неизменной величиной в этом треугольнике. Хладнокровие, неоценимые качества пилота-испытателя, инженерный опыт в сочетании с огромным талантом и позволили ему трижды подряд завоевывать чемпионскую корону.
Швантц — гонщик более эмоциональный, горячий, «рисковый», что дало повод журналистам окрестить Кевина «ковбоем из Техаса». Наконец, Дуэн, может быть, наиболее одаренный из всех троих, но удивительно невезучий — каждый раз, когда до титула ему остается рукой подать, австралийца подстерегает падение и травма. В последние годы Майкл все больше становится похожим на героя Станислава Лема, которого врачи собирали по кусочкам из металла и пластика.
Такой же простой была и расстановка сил в командной борьбе. Три японских мотогиганта — «Ямаха», «Хонда» и «Сузуки», представленные заводскими командами. Итальянская «Каджива», отчаянно и почти безуспешно пытающаяся догнать «восточный экспресс». А «на гарнир» — несколько небольших частных «конюшен», использующих либо «серийные гоночные» машины японских фирм, либо французские шасси ROC или британские «Харрис».
Но пятого сентября все изменилось. И нам теперь придется заново складывать разрозненные детали этой своеобразной китайской головоломки, рассматривая и вновь постигая волшебный мир мотокольца.
В Истерн-Крик, где стартовал 46-й чемпионат мира по кольцевым мотогонкам, главным магнитом для всей пишущей и снимающей братии было появление в комментаторской кабине человека в инвалидном кресле. Журналисты еле дождались финиша последнего заезда и буквально осадили Рэйни. «Я не хочу, чтобы меня жалели, — сказал он. — Я знал, что мотоспорт — это риск, что на трассе со мной может случиться всякое. Но гонки — это моя жизнь, и я не жалею ни о чем. Я не сломлен, я только не могу ездить на мотоцикле».
А вот шеф «Малборо Тим Робертс Ямаха» Кенни Робертс фактически оказался перед необходимостью создавать новую команду. В прежней все было построено вокруг Рэйни. Вряд ли его удалось бы кем-нибудь заменить. И «королю Кенни» пришлось полностью перекроить структуру своего маленького мирка.
В конце прошлого сезона Робертс убедился, что его второй пилот — Лука Кадалора, только в 1993 году перешедший в «королевский» класс, вполне там освоился. Лучше всего об этом говорят две победы в Гран-при и пятое место в таблице чемпионата-93. К тому же Кенни ни на миг не забывал, что имеет дело с трехкратным чемпионом мира — правда, в «младших» классах — 125 и 250 см3. «Итальянец — главный претендент на победу в будущем первенстве», — сказал еще прошлой осенью Эдди Лоусон.
«Серебро» в Австралии и новый рекорд круга подтвердили правоту четырехкратного чемпиона мира. Но, хотя команда делает для Кадалоры все возможное, на него давит огромная психологическая нагрузка. Вполне понятно — стать вторым Рэйни невозможно... Быть может, потому результаты следующих двух этапов нельзя назвать блестящими. Но Робертс ошибается редко.
Движимый целью создать лучшую в мире команду, шеф «Ямахи» переманил из «Хонды» 23-летнего Дарила Битти, «бронзового» пилота прошлого сезона. С появлением австралийца команда, состоявшая когда-то только из гонщиков США (Лоусон. Рэйни, Косински), «разамериканизировалась» окончательно. Как и любой здравомыслящий человек, Робертс понял, что излишний патриотизм в данном случае неуместен, и отдал предпочтение таланту. Но «Ямаха» — совсем другая машина, требующая совершенно иного стиля вождения. Именно поэтому на первых трех этапах чемпионата-94 Битти преследовали неудачи. Падение в Австралии и вторая авария на тренировке в Шах-Аламе изрядно подействовали ему на нервы. Тем не менее Дарил отдает себе отчет, что большая часть сезона уйдет у него на учебу, так что из борьбы за чемпионский титул он фактически выбывает. Но все же по мере своих сил будет бороться за результаты. Кроме того, советы Рэйни, ставшего своеобразным пилотом-наставником в команде Робертса, поистине бесценны. И Битти, похоже, согласен ждать и надеяться.
Все смешалось и в доме главного за последнее десятилетие соперника «Ямахи» — «Хонды». Сразу после аварии Рэйни стало известно о бегстве Битти, на которого руководство «Хонда Рэйсинг Корпорейшн» крепко надеялось. Пришлось срочно искать замену — благо выбирать в «королевском» классе есть из кого. В конце концов менеджер команды Эрв Канемото остановился на кандидатуре испанца Алекса Кривилля, год назад выступавшего на «Хонде» за команду своего знаменитого соотечественника Альфонсо «Сито» Понса.
Но гораздо большей потерей, чем уход Битти, стала для японского завода измена главного спонсора. Как известно, «Ротманс» мобилизовал все силы для участия в формуле 1, покинув ралли-рейды и кольцевые мотогонки. Однако нельзя сказать, что команда, лишившись поддержки «Ротманса», сойдет до уровня второразрядных. Конечно, проблемы появились, но пока не нашелся новый спонсор, крупнейший в мире производитель мотоциклов вполне способен на должном уровне содержать команду, в успехах которой справедливо видит составную часть своей рекламной кампании.
На сегодняшний день «Хонда» располагает, пожалуй, сильнейшим мотогонщиком мира. Почти весь прошлый сезон Майкл Дуэн оправлялся от травм, к которым то и дело добавлялись новые, по счастью, не столь тяжелые. Доктор Коста, поставивший его на ноги, говорил, что для полного выздоровления зимой понадобится еще одна операция. Быть может, именно благодаря ей весной Дуэн обрел прежнюю свою форму.
Очень неплохо поддержал австралийца его товарищ по команде Синичи Ито. 27-летний японец дважды сумел подняться на пьедестал и, похоже, в ближайшее время постарается подарить своей стране первую за последние 12 лет победу в Гран-при.
Основная же работа в период межсезонья легла на плечи конструкторов «Хонды». Они подготовили принципиально новую машину. Дуэн остался доволен результатом — испытав мотоцикл «в боевых условиях» на одной из самых технически сложных трасс, в Истерн-Кирк, он сказал: «Это прекрасная машина. Но мы пока еще не составляем единого целого». Слишком большие надежды возлагает Мик на этот сезон, и ему нужна только чемпионская машина.
А вот третий участник «большой тройки» — команда «Лаки Страйк Сузуки» с новой машиной что-то припозднилась. Такое впечатление, что некая оторопь, которая овладела Кевином Швантцем после аварии Рэйни («Я, конечно, хотел стать чемпионом мира. Но не такой ценой!» — говорил он в Италии журналистам, пряча глаза), перекинулась на инженеров его команды. Девятые, десятые места в квалификационных заездах — виданное ли дело! К проблемам с- мотоциклом добавилась мучительная боль в руке, которую чемпион мира сломал за три недели до австралийского этапа, упав с велосипеда. Закованная в гипс рука мешала управлять и без того не слишком послушным мотоциклом. Не очень удачной оказалась конструкция сиденья, что-то болталось в передней вилке, барахлил стартер.
И только к концу апреля «Сузуки», будто очнувшись от тяжелого сна, позволила своему наезднику выиграть Большой приз Японии. Но несмотря даже на лучшее время круга в Сузуке, Швантц на старте был только третьим, а второй пилот команды, бразилец Александр Барруш, с трудом попал в десятку. Так что и в «королевстве Сузуки» не ладно что-то...
Трудности японцев оказались как нельзя более кстати для «Кадживы». И все же победа Джона Косински стала сенсацией. Уж больно непохожей на себя выглядела команда 15-кратного чемпиона мира Джакомо Агостини. Дело в том, что слабое начало итальянцев давно уже стало притчей во языцех. Но, видимо, «божественному Аго», в число добродетелей которого, как известно долготерпение отнюдь не входит, надоела такая традиция. Так чтс в межсезонье в команде кипела работа, результаты которой не замедлили сказаться на первых двух Гран-при сезона.
В Австралии «маленький Джон» Косински одержал тринадцатую в своей жизни (из них, правда, девять — в классе 250 смЗ) победу в Гран-при, принеся «Кадживе» третий в ее истории Большой приз. Довольный американец, сам, похоже, не ожидавший такой прыти и плавного хода от своей машины, пел дифирамбы мотоциклу, особо восхваляя мишленовские покрышки. А через две недели, в Малайзии, он очень любопытно отреагировал на то. что Дуэн после упорнейшей борьбы, продолжавшейся 17 кругов, все-таки обошел его и одержал победу. «Не могу же я все время побеждать, — сказал он, улыбаясь. — Тем более, когда вокруг столько прекрасных парней и отличных машин. У меня были кое-какие проблемы, так что я рад и второму месту».
Что и говорить, привычная картина чемпионата мира должна была измениться до неузнаваемости, чтобы такие слова говорил гонщик «Кадживы», для которой еще год назад даже единственная победа в сезоне была подвигом! И тем не менее после трех проведенных этапов составить себе полное представление о том, каким он станет без Рэйни, можно будет только в конце сезона.
Источник: Журнал «АМС», №6, 1994