Саша метался по просторам аэровокзала с пачкой немецких марок в надежде обменять их на местные тэнге и купить билеты для своего шефа. Тщетно, валютные пункты еще были закрыты. Кольб непрерывно со смаком засыпал в ноздри нюхательный табак и сокрушался: .. «Катастроф! Катастроф!» В конце концов, когда посадка была уже завершена, Рольфа каким-то образом препроводили в самолет. Но на прощание он бросил фразу, которая вызвала смятение у руководителей нашей сборной: в Швецию, на командный чемпионат, Балашов, вероятно, не приедет, так что выступайте там без него. Лишиться лидера команды — это не шутка. Как сказал бы Кольб, «катастроф». Не веря в реальность его угрозы, руководитель команды Юрий Кузьмин и старший тренер Сергей Старых все же включили в состав вместе с бесспорными кандидатами Владимиром Фадеевым и Валерием Ивановым молодого, но прогрессирующего в каждой гонке Вячеслава Никулина.
Прибыв в Карлстад, мы сразу же отыскали «Сканди-котель» — штаб-квартиру чемпионата — и тщательно обследовали автостоянку: машины Кольба не было. Неужели он сдержал свое обещание? Однако поздно вечером, когда я вместе с Валерием Ивановым распаковывал сумки, в дверь нашего номера постучали — ба! Саша Балашов — собственной персоной. Сразу отлегло от сердца: команда в сильнейшем составе.
Но злоключения на этом не кончились. На следующий день перед официальной тренировкой Рольф Кольб наотрез отказался отдать лицензию Балашова и предоставить ему мотоцикл. Причину такого поведения я лично объяснить не берусь. То ли хитрый немец цену себе набивает, то ли намекает на какую-то компенсацию. Наконец эта нервотрепка надоела Юрию Кузьмину, и он решительно заявил Кольбу: «Срок подачи заявок истекает через пять минут. Если через три у меня не будет лицензии Балашова, обойдемся без него, включаю в команду Никулина». Рольф сдался до истечения срока ультиматума.
Перекусывая на скорую руку в нашем «Икарусе» перед тренировкой, мы разговорились с Сергеем Старых о шансах команд на победу. «Потенциально наши ребята сильней — все с титулами победителей мировых первенств, — размышлял Сергей Александрович. — зато шведы у себя дома. Помнишь прошлогодний чемпионат в Ассене, когда Сирениус заявил, что они вернут упущенную победу в Голландии именно здесь, в Карл-стаде? И потом, ты видел дорожку стадиона? Настоящий паркет. В таких идеальных условиях мы не привыкли выступать, любим избитый лед, рытвины и ухабы».
В самом деле такой ровной, будто стекло, без единой трещины, дорожки я, признаться, еще не видел. Было желание вытереть ботинки, прежде чем выйти на нее. Вдобавок замысловатая машина горячим паром доводила поверхность до зеркального блеска «Хэлло!» — послышалось рядом Оглянулся — мой старый знакомый Пер-Олов Сирениус тоже любуется льдом. Лишить себя возможности побольше узнать о зимнем спидвее в Швеции, считающейся родиной этого вида спорта, от такого компетентного собеседника я не мог. Ведь Сирениусу в марте исполнилось 47 лет, он — единственный гонщик в мире, имеющий 13 медалей разного достоинства за выступления в командных чемпионатах. Даже у нашего знаменитого Юрия Иванова их на пять меньше.
Итак, в Швеции сейчас более 50 спортсменов ледо-виков. они объединены в 10 клубах, которые образуют две лиги. Каждая команда обязана иметь в своем составе как минимум двух юниоров, выступающих наравне со взрослыми. Помимо личного чемпионата, ежегодно проводятся клубные и парные соревнования по круговой системе — в гостях и дома. В высшей лиге представлена также одна команда Финляндии. Регулярно устраивается и первенство Скандинавских стран с уча стием гонщиков Дании, Норвегии Финляндии и Швеции Благоприятные климатические условия на севере этого королевства позволяют начинать зимний сезон в ноябре и заканчивать в апреле. На мой вопрос, в скольких соревнованиях участвует ежегодно Сирениус, последовал отвел: 25—30. Что ж российским гонщикам остается только позавидовать шведским коллегам, хотя долгой и суровой зимой мы тоже вроде бы не обделены. Как. впрочем, и ледовики Казахстана, за которых мы по старой памяти переживали, как за своих.
А повод для серьезных волнений за бывших соотечественников представился уже в первом заезде. Казахстанец Чеблаков. над которым, кстати, тоже шефствует Кольб, начав гонку последним, на прямой развил бешеную скорость. Ему следовало бы попытаться обойти соперников по большому радиусу Но он занял внутреннюю бровку поворота и тут же ударился в голландца Тьитте Боостму. Тот. вылетев из седла, сбил немца Гюнтера Бауэра. Мчавшийся чуть впереди швед Стефан Свенссон чудом увернулся от едва не накрывших его мотоциклов и тел соперников. Это было действительно страшно: машины с беспомощными спортсменами пробили и раскидали в стороны уложенные в два ряда целлофановые мешки с соломой высотой в полтора метра пролетели над предстартовой зоной, где обычно много народа, и ударились в металлическую сетку, ограж дающую трибуну. Всех троих машины скорой помощи увезли в госпиталь. Вскоре по радио стадиона прозвучало сообщение, вызвавшее облегченный вздох болель-щикое у голландца лишь перелом предплечья, у Бауэра порезы на ноге, а виновник падения и вовсе отделался ушибами.
Три команды — Нидерландов. Германии и Казахстана — оказались в неполных составах. Стало быть, в большинстве заездов будут участвовать не четверка гонщиков. как обычно, а трое и даже двое. Дорожка стала просторнее, что оказалось на руку шведам. Не встречая толкучки в поворотах, требующих тактического мастерства, они легко использовали в качестве главного оружия максимально возможную скорость своих более мощных мотоциклов. Особенно неудержим был Сирениус. В некоторых заездах, к восторгу публики, он позволял себе демонстрировать цирковые номера: при выходах из поворотов поднимал мотоцикл на заднее колесо и в такой акробатической стойке на прямой оставлял всех соперников позади. Во время чистки льда, а это происходило крайне редко (он почему-то никак не желал колоться), поинтересовался у Сирениуса, кто готовил ему двигатель? «Мой приятель, лучший настройщик в Швеции, — ответил он. — Такого резвого мотора я не имел за всю свою многолетнюю спортивную карьеру».
Наши сражались отчаянно, но порой безуспешно. Помимо скорости, шведы часто применяли приемы, выходящие за рамки правил.
Вот Иванов выиграл старт, первым вошел во второй поворот. заняв внутреннюю бровку. Однако настигший его Свенссон подкатывает слева и плечом бесцеремонно отталкивает Валерия в сторону. Да так, что наш гонщик едва удерживается в седле. Подобные приемы в исполнении Свенссона и Си-рениуса испытали на себе и Фадеев с Балашовым. Судья же смотрел на все это сквозь пальцы.
Кстати, о Балашове. Ему была отведена роль запасного участника нашей сборной. Для непосвященных в тонкости командной борьбы поясню, что это вовсе не тренерский удар по авторитету известного мастера, а наоборот, признание его особой значимости. Дело в том, что запасной имеет право дважды заменить любого из своих товарищей, разумеется, в самых ответственных заездах.
Счет неумолимо рос в пользу шведов, а Саша к своей главной миссии был, похоже, явно не готов. Еще утром он жаловался на недомогание и на дорожке выглядел вялым, безынициативным, вел борьбу без присущего ему напора. В первый день Балашов одержал всего одну победу — над Михаэлем Лангом. Остальные, самые важные встречи проиграл: Свенссону и дважды Сирениусу. Если бы из шведского ансамбля явно не выпадал Свен-Эрик Бьерклунд, набравший только шесть очков, разрыв в счете мог бы стать катастрофическим. Си-рениус выиграл все эти заезды, а Свенссон потерял всего два очка. Только за счет более ровных результатов наших ребят мы уступили всего 36:40. Так что оставалась надежда наверстать упущенное. Думается, главный вывод, который сделали для себя российские гонщики, состоял в том, что одной высокой техникой езды шведов не возьмешь. Тем более, если судья — поклонник силовой борьбы.
Воскресная программа началась для нас с огорчения: Фадеев финишировал только третьим после Сирениуса и голландца Роберта Яна Муннекома. Затем встрепенулся Бьерклунд и неожиданно проиграл лишь Лангу. Разрыв в счете увеличился до восьми очков.
И вот следующий заезд. На дорожке всего двое — Свенссон и Иванов. На трибуне при выходе из виража мне вдали видны только их спины. Швед быстро приготовился к старту, тут же ленточка взмыла вверх, и Свенссон стремительно вошел в первый поворот, а Валерий так и остался стоять, недоуменно повернув голову к судейской будке. Арбитры на дистанции красные флаги не выкинули и позволили Стефану спокойно отмерить четыре круга с финишной отмашкой. На стадионе воцарилось гробовое молчание. Все зависело от главного судьи: если он признает этот заезд действительным, шведов можно поздравлять с досрочной победой в чемпионате — одиннадцать очков нам уже не отыграть.
Вот как прокомментировал мне вечером в номере отеля этот эпизод сам Валерий Иванов: «На дорожку со Свенссоном мы выехали вместе, он сразу же приготовился к старту, а я остановился в полутора метрах от ленточки. Не спешу: ведь по правилам у меня в запасе две минуты, может появиться третий участник. Но главное, видя решимость шведа, подумал, а не поиграть ли на его нервах. Однако не успел надеть очки, как был дан старт. Что делать? Ринуться в погоню — бесполезно. Выход и, думаю, единственно правильный нашел мгновен но: не двигаться, пока Свенссон не закончит дистанцию, всем видом и спокойствием давая понять главному арбитру, что он совершил ошибку. А она явная, к старту-то я еще не подъехал».
К чести судьи надо признать, что после долгого раздумья он решил провести перезаезд. Нервы у Валерия оказались крепкие. Проиграв старт, он на одном из поворотов фирменным свенссоновским приемом оттолкнул соперника с внутренней бровки и финишировал первым. Разрыв в счете после этого стал стремительно сокращаться. Наконец разошелся Балашов — уверенные победы в трех заездах, в том числе и над Сирениусом. По-бойцовски вел борьбу Владимир Фадеев, часто наказывая вчерашних шведских обидчиков их же приемами. Словом, наша команда разозлилась не на шутку.
После 36-го заезда, когда Балашов в очередной раз привез на финиш три очка, разрыв в счете достиг минимума — 69:70. Настала очередь Александра, как запасного участника, выполнить возложенную на него роль. В 40-м, заключительном заезде он заменил Иванова и в принципиальнейшем поединке со Свенссоном поставил победную точку. Окончательный счет — 77:75 в пользу сборной России, которая впервые на командных чемпионатах выступала под своим трехцветным флагом. Не забудем, что россияне, но в составе коллектива СССР и однажды СНГ тринадцать раз завоевывали золотые медали в этом первенстве. Теперь «чертова» дюжина преодолена. Дальше будет легче? Вероятно, нет. На заключительной пресс-конференции П.-О. Сирениус вновь сокрушался по поводу упущенной победы. По его словам, это уже четвёртый случай, когда фортуна отворачивается от шведов. А напоследок пообещал непременно победить русских в будущем году. Думаю, у наших ребят есть на этот счет свое мнение.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1994