— Зачем вы назвали меня сильнейшим гонщиком? — негодовал Саша. — Как я теперь буду выглядеть в глазах товарищей по сборной?
— Да, но на вопрос, считаешь ли себя сильнейшим ледовиком сезона, ты ответил (приводим дословно): «Судя по результатам — нет, а по тому, как еду. — да». И потом, ты ведь выручил нашу сборную на командном чемпионате мира, — настаивали мы.
— Это разные вещи, — упорствовал Балашов.
Спор зашел в область филологии и продолжать его было бесполезно.
— Следующий чемпионат покажет, что мы правы. Он пятиэтапный, стало быть, случайности исключены. Желаем тебе успеха, — на том и закончился наш разговор.
Первый раунд мирового чемпионата в Саранске подтвердил прогноз. Правда, по итогам двух дней гонок Балашов набрал равную сумму очков (по 38) с прошлогодним победителем Владимиром Фадеевым, но и невооруженным глазом было видно, что Александр просто не торопится форсировать события на длинном пути соревнований.
А дальше, выражаясь футбольными терминами, игра пошла в одни ворота. Ни на одном из этапов Балашов не дал усомниться в своем превосходстве. Лишь раз и то, когда перед главным финалом воскресного дня в Ассене Александр уже был практически в ранге чемпиона, он позволил себе занять второе место. И пусть читателей не смущают его 17 очков в Ин-целе. Это дело случая, который, на наш взгляд, лишний раз говорит о несовершенстве новой системы 'розыгрыша личного мирового первенства, о чем мы еще поговорим.
А произошло вот что. Когда на дорожку стадиона, забитого, кстати, до отказа 20-ю тысячами зрителей, выехала четверка главного финала — Балашов, Сирениус, Иванов и Свенссон, погасли прожектора. Главный арбитр долго ждал, пока устранят неисправность, а потом принял компромиссное решение — всем четверым дал по 17 очков. Больше других пострадал от этого Александр, поскольку пять своих предварительных заездов выиграл, а в итоге не досчитался трех очков.
Настоящий бенефис устроил Балашов на Медео в присутствии родителей, приехавших из Лениногорска повидаться с сыном. За два дня он не потерял ни одного очка, и его победа в чемпионате была предрешена. В воскресенье главный финал был чисто русским: Балашов, Фадеев, Иванов, Никулин. Кстати — единственный случай в нынешнем первенстве. Жаль, что происходило это на глазах весьма скромного числа зрителей.
Дело в том, что месяца за два до открытия чемпионата ФИМ телеграммой попросила организаторов соревнований на Медео начать гонки в утренние часы. Вызвано это было тем, что фирма «Дорна» имела договоренность с Евровидением на трансляцию состязаний через спутниковую связь. Но речь-то, как оказалось позже, шла о московском времени. Федерация мотоспорта Казахстана странную просьбу не проверила и приняла к исполнению. Пришлось открытие гонок задерживать на полтора часа, немногочисленные зрители, отважившиеся спозаранку на поездку в Медео, откровенно скучали, не понимая, чем вызвано столь долгое ожидание.
Но основная оплошность организаторов состояла в том, что они позабыли нарастить лед. Через несколько заездов и чистки дорожки на входах в повороты и выходах шипы стали касаться бетонного основания. Нашим ребятам к трудностям не привыкать: на каком только льду не приходилось стартовать дома, может быть, в том числе и поэтому им не оказалось равных на Медео.
В Ассене Балашов довел разрыв в очках от ближайшего соперника, Владимира Фадеева, до 41-го и стал недосягаем независимо от двух последних гонок в норвежском Хамаре. И тут, думается, в самый раз вновь коснуться новой системы проведения чемпионата. В частности, так называемых финальных заездов, которые представляются явно излишней надстройкой. На Балашове она не сказалась — сильнейший при любых обстоятельствах сильнейший. Но финалы, во-первых, обесценивают некоторые предварительные заезды и, во-вторых, они выгодны наиболее опытным гонщикам, которые, не имея сил ровно пройти всю длинную дистанцию чемпионата, способны сконцентрироваться на главных поединках. Примеры тому — Сирениус, Ланг, Клатовски. Во всяком случае, если бы в зачет каждому участнику шли только очки, набранные по прежней, но ставшей ныне промежуточным звеном в таблице заездов, участники расположились бы в несколько ином, и бесспорно, более справедливом порядке.
Впрочем, это не касается шведов Джона Фредрикссона и Стефана Свенссона. Первый получил травму в Инцеле и выбыл из борьбы фактически в начале чемпионата, второй был помещен надолго в госпиталь после падения в национальном первенстве перед гонкой в Ассене. Возвращение его в спидвей — под большим вопросом.
Как-то в тени на старте первенства остался 23-летний Вячеслав Никулин из Дальне горска Приморского края. Его седьмое и одиннадцатое места в Саранске не вселяли надежд в окончательный успех. К тому же Слава был единственным российским гонщиком, не имевшим спонсорской поддержки в подготовке мотоцикла. Напомним, что Балашов уже не первый год пользуется услугами Рольфа Кольба, Фадеев и Валерий Иванов заключили контракт с голландской фирмой Рольфа Тайса. Руководители нашей сборной рекомендовали взять на обеспечение Никулина известному в Германии настройщику моторов Эрику Байеру, но тот не спешил с ответом: шефствовать над гонщиком, который на чемпионате России 1993 года был лишь десятым, — серьезный риск для фирмы
Однако то ли на Байера подействовали советы наших тренеров, то ли впечатлили успехи других россиян, но в Инцель он приехал с двумя подготовленными моторами для Вячеслава. И тот быстро доказал, что с выбором немец не ошибся. С каждой гонкой он стремительно продвигался вверх по этажам турнирной таблицы. Да так шустро, что стал претендентом на призовое место.
К сожалению, в нынешнем сезоне не смог вмешаться в борьбу за медали Владимир Фадеев. Дважды — в Инцеле и Ассене — он падал по вине Ланга и Сирениуса, и каждый раз после этого ему пришлось выступать на чужих мотоциклах. Любой гонщик скажет, что езда в таких случаях превращается в мучение.
Эти постоянные обидные неудачи, думается, к концу чемпионата психологически над- _ ломили Фадеева. Конечно, его четвертое место — не показатель истинного мастерства прошлогоднего чемпиона.
Перед заключительным этапом у Балашова — 153 очка, Фадеева — 112, Сирениуса — 111, Никулина — 110, Иванова — 105. Медалей — две, претендентов — четверо. Так что сомнения о досрочном распределении мест и бесполезности заключительных гонок на этот раз не подтвердились.
Соревнования в Хамаре проводились на крытом катке, где совсем недавно били мировые и национальные рекорды олимпийцы-конькобежцы. Замкнутость пространства прекрасного зала, близость трибун не испугали гонщиков. Балаш< в уже в ранге чемпиона позволил себе расслабиться, но на второй день показал свое мастерство, с блеском выиграв все заезды. Конечно, украшением состязаний стала дуэль Никулин — Сирениус. Швед, который вдвое старше нашего гонщика, сражался с истинно юношеским задором. И все же Вячеславу удалось в первый день опередить ветерана ледового спидвея. Казалось, серебряная медаль у Никулина уже в кармане. Сирениус, однако, не сдался и в воскресенье на какое-то мгновение пересек раньше финишную черту, оттеснив тем самым россиянина на третье место. Надо же — десять гонок и разрыв всего в одно очко. Невольно приходит мысль: если бы сотрудничество с Байером началось в Саранске, быть бы Никулину серебряным призером.
Так что поздравим Балашова, снимем шляпу перед спортивным долголетием Сирениуса и отметим рывок Никулина из неизвестности в лидеры мирового спидвея.
Слава начинал с гаревых гонок во Владивостоке, в одной из сильнейших наших команд. У него — прекрасный старт, чувство мотора, высокое тактическое мастерство, позволяющее находить единственно верное решение в самых сложных ситуациях на дорожке. И если Балашов вновь позвонит в нашу редакцию, мы воздержимся от уверенного прогноза насчет исхода будущего чемпионата мира.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1994