А современный бум легких внедорожных транспортных средств начался в конце 60-х годов в США. Впервые на мотоцикл установили широкопрофильную резину. Фирма «Рокон» еще сделала приводным переднее колесо. Вскоре колес стало три, переднее — управляемое неведущее, задние — ведущие. Машины на тороидных, а затем на арочных шинах пониженного давления уверенно преодолевали пляжные дюны, неухоженные участки. Мощности мотоциклетного мотора хватало, чтобы унять пыл владельца кульбитом после резкого поворота на высокой скорости. Игрушка была с удовольствием принята, и спрос стал опережать предложение. Потом появился четырехколесный вариант. В то время большой популярностью стали пользоваться гонки «офф роудс» — по труднопроходимым участкам, бездорожью. Гонялись на переделанных армейских джипах, на самодельных неказистых багги. Трассы прокладывали в США близ Нью-Мехико и Лос-Анджелеса.
Новые мотоциклы пришлись как нельзя кстати. Вдруг обнаружилось, что на таких машинах удобно работать в поле, перевозить сено или, скажем, строительные материалы, бревна, использовать в геологоразведке и даже буксировать легкие самолеты на малых аэродромах. Представление нового транспортного средства, сконструированного фирмой «Хонда», состоялось в США в 1971 году. С тех пор японские заводы монополизировали американский рынок.
Что же такое четырехколесный мотоцикл? Если автомобиль слишком мал для того, чтобы посадить водителя внутрь, водителя сажают верхом. При этом отпадает необходимость в крыше, стеклах, отопителе, других предметах ссроскоши». Зато обретается ни с чем не сравнимая романтика общения с окружающей средой.
Все машины имеют трубчатую сварную раму, независимую подвеску передних колес, органы управления и сиденье мотоциклетного типа. Как правило, двигатель мотоциклетный, рабочим объемом от 50 до 350 см3. Передняя подвеска машин «Хонда», «Сузуки» и «Кавасаки» выполнена на двух поперечных рычагах. Редкостью является подвеска передних колес на одном поперечном рычаге — на дешевой модели «Ямаха». Задняя ось подвешена на косых рычагах, на спортивных моделях может применяться маятниковая вилка мотоциклетного типа с моноамортизатором. При этом маятник оказывается между колесами. На самых дешевых моделях задние колеса вообще не подрессориваются.
Подавляющее большинство четырехколесных мотоциклов имеет привод на задние колеса. В зависимости от исполнения эти машины оснащаются или не оснащаются дифференциалом. Наиболее дорогими являются полноприводные модели. У них двигатель обычно представляет единый агрегат с коробкой передач и главными передачами. Некоторые технические характеристики выпускаемых сейчас мотоциклов приведены в таблице.
Спортивные модели отличаются повышенной защищенностью агрегатов, большими ходами подвески по сравнению с остальными моделями, шинами со специальным рисунком протектора. Они выпускаются ограниченным тиражом и стоят значительно дороже обычных.
Обращает на себя внимание управление дросселем при помощи рычажка. Сама рукоятка не вращается, а рычажком удобно пользоваться большим пальцем руки. На многих моделях такой рычажок дублирован на другой рукоятке. На машинах «Сузуки» используется ручное переключение передач. Все модели, кроме спортивных, оснащаются решетчатыми багажниками. Водитель и пассажир защищены от грязи, летящей из-под колес, элегантными крыльями с дополнительными пластмассовыми фартуками. Применение пластмасс очень велико.
Совсем недавно четырех-колесник прикатил и в нашу страну. Эксперименты проводились в Ижевске и Коврове на заводах Миноборонпрома. В Коврове дела пошли успешнее. Несколько лет назад завод имени Дегтярева продал около 80 штук таких мотоциклов жителям Владимирской области по цене приблизительно 1200 рублей за штуку. Собранные, что называется, на коленке — из перекроенных серийных деталей — «восходы-4ШП» имели двигатель от мотоцикла «Тула», передний мост, схожий по конструкции с мостом трактора «Беларусь», неподрессоренный задний мост.
Один из опытных образцов поступил для испытаний в СКБ МАМИ. В результате полугода опытной эксплуатации здесь были выявлены не только многие недостатки машины, но и некоторые, весьма важные достоинства. Поговорим сначала о «минусах». Учитывая полукустарный способ производства пробной партии, было бы несправедливо упрекать заводских конструкторов в неказистом внешнем виде четы-рехколесника. Похоже, что на его кардинальное улучшение рассчитывать пока не приходится — ведь в этом случае придется осваивать новые технологические процессы, искать новых поставщиков. Не слишком удобна и езда на ковровском «коньке-горбун-ке» — неудачно расположенный воздухозаборник засасывает штанину водителя и доступ воздуха к двигателю прекращается, мотор глохнет. Недостаточно широкие крылья плохо защищают ездока от грязи, летящей из-под колес. К тому же машина тяжеловата в управлении и недостаточно устойчиво ведет себя на прямой и в поворотах.
А вот некоторые эксплуатационные качества положительно выделяют машину даже из ряда японских «одноклассников». В корпусе жесткого заднего моста размещены блокируемый дифференциал, реверс-редуктор и демультипликатор, обеспечивающий движение на пониженных передачах. Машина имеет восемь передач вперед и столько же назад! Вызывают восхищение и тяговые качества «Восхода» — опытный образец волок по земле свернутую в бухту металлическую ленту, которая весила килограммов пятьсот. В корпусе заднего моста есть также вал отбора мощности для привода различных инструментов. Настоящая рабочая лошадка!
На опытный образец устанавливаются тороидные шины 6.15—10 от мотоцикла «Тула». Они хорошо демпфируют дорожные препятствия, уверенно идут по песку За полгода эксплуатации по битым стеклам, арматуре, кирпичному бою произошел единственный прокол. Гвоздь-«сотка» проколол камеру в 16 (!) местах. И все же диаметр задних колес, по мнению испытателей, маловат, а единственного типа резины явно недостаточно для столь универсальной машины.
И все же ковровские специалисты создали весьма перспективную конструкцию. В СКБ МАМИ была разработана оригинальная подвеска типа «Мак-Ферсон», не применявшаяся доселе на четырехколесных мотоциклах. Работы по исследованию поведения мотоциклов с такой подвеской будут продолжены.
Совершенно новое направление в отечественном мотоциклостроении требует привлечения самой современной техники исследований. Необходимы компьютерные системы, программное обеспечение, новая методика испытаний. Заводу не обойтись без подготовленных, знающих вопрос специалистов. Деятельность СКБ МАМИ во многом может решить возникающие проблемы.
Новая машина очень нужна теперь, когда возрождается индивидуальное сельское хозяйство, растет увлечение техническими видами спорта. Те парни, кто сейчас носится ночами по городским улицам, не могут представить, сколь увлекательно покорение бездорожья. Завершая рассказ о четырехколесных мотоциклах, выразим робкую надежду на скорое появление конкурента японским машинам — отечественного четырехколесника.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990