Не будем их осуждать. Ведь мода на «эндуро» родилась недавно, а у скоростного мотоцикла, да еще в Италии,— сильные традиции. И сегодня конструкторы таких машин в условиях острой конкуренции снова и снова проявляют свою изобретательность, находят нетрадиционные решения. Многие из них, без сомнения, подсказаны богатым опытом кольцевых гонок. Примечательна модель «Джилера-МИкс-1», в которой для придания лучшей устойчивости удалось значительно понизить центр тяжести.
Этому помогла оригинальная конструкция бака. Пластмассовая емкость в форме перевернутой буквы «Г» охватывает мотор спереди и снизу, так что основной запас топлива перенесен под него. Разумеется, бак и двигатель разделены теплозащитным экраном. А «бак», который виден на фото, лишь декоративная крышка, под которой легко умещается шлем и другие вещи.
Сам двигатель — одноцилиндровый, двухтактный, с жидкостным охлаждением. Лепестковый клапан на впуске и система управления выпуском обеспечивают ему выгодные эксплуатационные характеристики. Топливо к карбюратору подает электрический насос, смазка — раздельная.
Двигатель рассчитан на высокие обороты — до 10000 в минуту, поэтому для уменьшения вибраций применен уравновешивающий вал с противовесами. Запускают мотор кикстартером или электрическим, устанавливаемым по заказу вместе с батареей увеличенной емкости (9 А·ч вместо 5,5).
Рама имеет конструкцию, ставшую обычной на дорожных мотоциклах последних лет: передняя часть, на которой снизу укреплен двигатель,— в форме подковы; задняя, служащая основанием сиденья,— в виде фермы с треугольными боковинами. Все элементы рамы отштампованы из алюминиевого сплава, как и маятниковый рычаг задней подвески.
Двигатель, укрепленный на раме снизу, служит замыкающим силовым элементом, придавая всей конструкции высокую жесткость. А она, как известно, важнейшее условие стабильного поведения мотоцикла, его устойчивости на дороге.
Легкий и прочный сплав послужил материалом и для передней вилки, сделанной известной специализированной фирмой «Марцокки»: ее трубы изготовлены методом литья под давлением. Вилка имеет три положения для регулировки жесткости. Возможность настройки допускает и задняя подвеска «Пауэр Джилера» с центральным амортизатором немецкой фирмы «Боге».
Новинкой является также дисковый тормоз переднего колеса, в механизме которого четыре поршня — большего и меньшего диаметра. Колеса из легкого сплава — с пятью спицами, что обеспечивает выгодное распределение нагрузок. Бескамерные шины «Пирелли-МТ75»— новейшая разработка знаменитой шинной фирмы.
Бросим взгляд на щиток приборов. Самый крупный циферблат помещен в центре: это тахометр. Такое расположение принято именно на спортивных машинах, для которых главное — не «перекрутить» высокооборотный двигатель. (Здесь сплошным красным цветом отмечена опасная зона от 10000 до 12000 об/мин.) Слева от тахометра, со шкалой поменьше — спидометр с двумя счетчиками пробега, суммарным и суточным. Справа — указатель температуры охлаждающей воды. С тахометром совмещен циферблат электронных часов (эк-ранчик с цифрами), ниже — панель с контрольными лампами «нейтрали», резерва топлива, указателей поворота и другими.
Создание обтекателя для такого мотоцикла — по сути, комплекс задач. Помимо улучшения аэродинамики, надо обеспечить мотору эффективное охлаждение и подачу воздуха к карбюратору, наконец, найти красивую форму и цветовые сочетания. Насколько это удалось тем, кто проектировал «Джилеру-МИкс-1», можете судить по ее «портрету». Сравните свою оценку с той, которую привел итальянский журнал «Моточиклизмо». Высказал ее 17-летний миланский студент: «Когда я впервые увидел «МИкс-1» в мотосалоне, не мог отойти от нее целых три дня...»
Технические характеристики
Сухая масса — 118 кг; наибольшая скорость — 150 км/ч (ограничена законодательно); средний расход топлива — 5 л/100 км; запас топлива — 17 л; двигатель рабочий объем — 124,4 см3; степень сжатия — 13; мощность — 28 л. с./21 кВт при 10000 об/мин; электрооборудование — напряжением 12 В; генератор — переменного тока мощностью 120 Вт; коробка передач — шестиступенчатая; тормоза — дисковые с гидроприводом; диаметр переднего диска — 260 мм, заднего — 240 мм; размеры, мм: дли-на — 1950, база — 1350, ширина — 700, высота по седлу — 705, дорожный просвет — 155; размер шин: переднего колеса — 100/90—16, заднего — 120/80—16.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1991