Первым проложил тропу в мир далеких мотопутешествий БМВ. В 1980 году счастливчики смогли приобрести не специально подготовленный за бешеные деньги, а серийный BMB-R80CS. Поклонников «обычных» эндуро этот мотоцикл шокировал: помилуйте, 55 лошадок — это, конечно, неплохо, но 192 килограмма снаряженной массы... Это уже слишком! Однако скептики были посрамлены. Мотоцикл моментально стал одним из самых популярных в Европе, а четыре победы в сложнейшем ралли «Париж—Дакар» могли кого угодно убедить в его превосходных качествах. Естественно, популярность нового типа машин не укрылась от конкурентов, и как грибы после дождя стали появляться «большие эндуро» под марками «Хонда», «Ямаха», «Каджива»...
С тех пор БМВ несколько раз модернизировался. Сейчас он выпускается с двумя вариантами двигателей — 800 и 1000 см3. Сам силовой агрегат ведет свое происхождение еще с 1923 года: именно тогда мюнхенская фирма начала выпуск мотоциклов с оппозитным двухцилиндровым мотором и приводом на заднее колесо карданным валом — та же самая схема, что и у нашего героя БМВ-R100GS. Конечно, с «прародителем» сегодняшний мотор роднит только схема, но в наши дни уже воспринимаются архаичными такие черты, как штанговый привод клапанов (которых всего два на цилиндр), центробежный регулятор опережения зажигания. Однако инженеры БМВ знают силу традиций — попробуйте, найдите еще двигатель, который, развивая 60 л. с. при 6500 об/мин, выходит на вершину крутящего момента уже при 3750 об/мин!
Питание мотор получает от двух карбюраторов «Бинг» с диаметром диффузора 40 мм. В систему смазки встроен масляный радиатор. Запуск двигателя — электростартером, что особенно оценят путешественники в конце долгого и трудного Дня.
Велик соблазн при оценке конструкции БМВ все время сравнивать его с «днепрами» и «уралами», но немецкая фирма со времен незабвенного R71/М72 ушла далеко вперед. Сухое однодисковое сцепление снабжено диафрагменной пружиной, коробка передач — пятиступенчатая, карданный вал заключен в трубу маятника. Сам маятник довольно необычен: колесо подвешено консольно, и амортизатор только один.
В отличие от задней подвески передняя вилка — телескопическая, обычного типа. Ход подвески переднего колеса 225 мм, заднего — 180 мм. Задний амортизатор может регулироваться как по предварительному поджатию пружины, так и по гидравлическому сопротивлению. Колеса на привычных нам проволочных спицах, с ободами из легкого сплава обуты в бескамерные шины «Метцеллер» или «Пирелли».
Передний дисковый тормоз с «плавающим» диском диаметром 285 мм имеет гидравлический привод. Задний тормоз — барабанный, с диаметром барабана 200 мм.
Внушительный бензобак емкостью 24 литра, двухцветное седло, небольшой полуобтекатель и создающая с ним цветовой контраст верхняя защитная дуга придают мотоциклу своеобразный «африканский» облик. А за дополнительную плату можно заказать вариант исполнения «Париж—Дакар», с бензобаком увеличенной емкости, одноместным седлом и жесткими закрытыми боковыми багажниками. Таков немецкий вариант мотоцикла для путешествий.
Техническая характеристика
Двигатель — двухцилиндровый, четырехтактный, оппо-зитный, верхнеклапанный; рабочий объем — 980 см; степень сжатия — 8,5; максимальная мощность — 60 с. при 6500 об/мин; максимальный крутящий момент — 7,75 кгс•м при 3750 об/мин; максимальная скорость — 180 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч — 5,5 с; расход топлива — 10 л/100 км. Размер шин: переднего колеса — 90/90—21, заднего — 130/80—17; снаряженная масса — 220 кг. Размеры, мм: длина — 2290, база — 1513, высота по седлу — 1085, дорожный просвет — 170.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1993