Как и следовало ожидать, успеха фирма добилась достаточно быстро. Модель ZXR750 завоевала два чемпионских титула в гонках на выносливость и трижды подфид чуть-чуть не дотянула до мировой короны в первенстве супербайков.
Однако каждый раз из-под носа зеленых машин — а это фирменный цвет гоночных "Кавасаки" — титул увозили огненно-красные "Дукати". В конце концов японцы поняли, что это не может быть случайностью. И взяли на вооружение тактику итальянцев. Вместо того, чтобы приспосабливать к соревнованиям дорожный мотоцикл, решили по примеру "Дукати" построить чистопородный гоночный четырехтактник с тем, чтобы впоследствии приспособить его для движения по дорогам, результате в выигрыше оказываются и покупатели дорожного варианта, которым достается плод гоночного опыта предыдущего сезона.
Итог этой работы превзошел все ожидания. Сезон-93 едва перевалил свой экватор, а в мире болельщиков — даже среди фанов "Дукати" — царило убеждение, что на этот раз высшие лавры определенно суждены "Кавасаки".
И теперь, сравнив "Кавасаки-ZXR750R" с его предшественником 1992 года и прямым конкурентом, "Дукатти-926", — в один день, на одной трассе — я могу сказать: эта потрясающая зеленая бестия — самый совершенный спортивный четырехцилиндровый мотоцикл, какой мне приходилось видеть.
Но чтобы понять, как японцам удалось этого добиться, нам придется заглянуть в конец сезона-92. Именно тогда "Кавасаки" полностью перетряхнула свои ряды. Австралийский ветеран Роб Филлис, дважды едва не ухвативший борону, но так и не ставший королем, был отправлен на пенсию. Его заменил американец Скотт Рассел, победитель чемпионата США, для которого 1993 год стал первым полным гоночным сезоном за пределами Америки. Кроме того, слиянием базировавшейся в Австралии группы, отвечавшей за выступления "Кавасаки" в чемпионате мира, и американской команды, выигравшей чемпионат США, была образована совершенно новая "конюшня" под руководством опытнейшего настройщика мотоциклов зеленого цвета Роба Маззи. Австралиец Питер Дойл стал менеджером объединения, новозеландец Аарон Слайт — вторым пилотом. В то же время японские инженеры занялись интенсивной доводкой "Кавасаки-ZXR750".
Но только один победитель: хотя мотоциклы "Дукати" с Фалаппой в первой половине сезона и Фоугарти во второй выиграли больше битв, все же "Кавасаки" выиграла войну. Почему? "В общем, мы улучшили наши сильные стороны, поработали над слабыми и получили действительно хорошее целое, — сказал Питер Дойл. — Главным был переход на шины "Данлоп", которые применяла "Маззи" в чемпионате США. Для тех из нас, кто пришел из австралийской команды, это означало совершенно другую настройку, чем с использовавшимися ранее шинами "Мишлен". Хотя основная геометрия шасси не изменилась, настройка стала совсем другой. Кроме того, она различна для каждого гонщика. Скотт любит использовать управляемый занос, и для него мы делаем задний амортизатор более мягким. Стиль Аарона совершенно другой: он сильно тормозит до середины поворота, затем нацеливает мотоцикл и полностью открывает ручку газа, стало быть, ему требуется более жесткая настройка задней части. Тот факт, что шасси можно приспособить к любой манере вождения, подтверждает — базовая конструкция совсем неплоха".
Широкие пределы регулировок ходовой части дорожного мотоцикла — неизбежный подарок супербайковских гонок. Но, хотя команда экспериментировала и с регулируемым креплением заднего маятника, Дойл признал, что в конце концов они вернулись к стандартному варианту. Вот что действительно менялось для каждой конкретной трассы, так это степень прогрессивности подвески, что достигается простой заменой рычагов, передающих усилие к заднему амортизатору. "В основном мы добиваемся наилучшего сцепления с дорогой, — сказал Дойл, — для того, чтобы мотоцикл лучше проходил повороты, а если уж начнется занос, так чтобы он был контролируемым". Да, но это означает, что выбор шин для столь мощного (150 л. с. на валу коробки передач при 13800 об/мин — на 5 л. с. больше, чем год назад), тяжелого (166 кг, почти на пределе минимального для супербайков массы — 165 кг) сверхмотоцикла становится чрезвычайно важным. Особенно на сложных трассах со множеством медленных виражей: выбор точен — и вы можете победить, выбор неправилен — и вы проиграли! Рассел и Слайт с помощью техников "Данлопа" быстро этому научились. И все же Скотт не был удовлетворен теми шинами, на которых ездил в первой половине сезона, пока "Данлоп" не занялся этим как следует.
Прежде всего, изменилась посадка водителя — бензобак стал короче и шире, так что масса гонщика смещена вперед, с тем чтобы загрузить переднее колесо. Мотоцикл стал казаться более объемным. Сверхсложная и сверхдорогая 46-миллиметровая передняя вилка "Олинз" ("позолоченная" — не из-за своей цены, а потому что она покрыта оксидом титана "Тинол", уменьшающим трение и износ) установлена под тем же углом наклона рулевой колонки (24,5 градуса), но фактически этот угол стал гораздо круче из-за вздернутой задней части мотоцикла. В то же время мостики передней вилки сделаны шире, чтобы уменьшить вылет с прошлогодних 108 мм до позволяющих быстрее перекладывать руль 102 мм. В сочетании с меньшим углом наклона рулевой колонки и перераспределением массы (55/45 процентов на мотоцикле Рассела по сравнению с 52/48 — на машине Филлиса) такое решение означает, что вам предстоит приложить немало усилий, чтобы управиться с зеленой бестией. Единственный же способ этого добиться — одолеть ее, показать ей, кто здесь главный! "Маззи-Кавасаки" — мотоцикл, который требует приложить немало усилий для вождения — на "Дукати", к примеру, вы затрачиваете гораздо меньше физических усилий, — но который оправдывает все затраты. Я не специалист по супербайкам, однако на мотоцикле Рассела прошел круг за 1 минуту 57 секунд — то есть попал бы в первую тридцатку в квалификации гонки супербайков в Цельтвеге, прошедшей днем раньше. Настолько хорош мотоцикл!
Правда, на такие подвиги я стал способен лишь после того, как убедил себя, что не надо обращать внимания на вихляние переднего колеса после наезда на выбоину на большой скорости и что не стоит беспокоиться из-за вибрации при проезде по неровной поверхности спуска после поворота "Бош". Рассел, наблюдавший за мной с вершины холма, успокоил: "Да, то же самое происходит и у меня на сухой трассе. Может быть, виновата подвеска, может — шины. Но новая вилка "Олинз" почти всегда срабатывает плавно. К тому же она гораздо жестче и мощнее старой, так что хорошо сочетается с новыми тормозами, которые мы применяем в этом году".
О да, Скотт, тормоза — спасибо, что ты напомнил о них. Я никогда не ездил на мотоцикле, кроме фирменных 500-кубовых машин Гран-при, который обладал такой же абсолютной тормозной силой, как "Маззи-Кавасаки". 310-миллиметровые углепластиковые диски "Ниссан" и новые шестипоршневые скобы "Ниссан" — лучшие тормоза, которые я когда-либо видел на мотоцикле. Они позволяют осаживаться перед поворотом так же быстро, как на "Дукати", который легче на 20 кг. При этом они обладают поразительной чувствительностью, позволяя ощущать так же точно, как и со стальными дисками, насколько нужно притормозить, если вы слишком быстро вошли в поворот.
В отличие от других команд, использующих композитные тормозные диски, "Маззи" никогда не снимает с них кожуха — ни на скоростных, ни на медленных трассах, ни в жаркую, ни в холодную погоду, предпочитая получать постоянную тормозную динамику. Поначалу Скотт держит тормозной рычаг чуть прижатым к рулю, но когда тормоза прогреются на первой половине круга, он его отпускает. И хотя шестипоршневые скобы в случае нужды обеспечивают потрясающее тормозное усилие, они очень чувствительны и к легкому притормаживанию — видимо, благодаря тому, что все поршни имеют разный размер. Лучше не придумаешь.
Новая вилка "Олинз" позволяет сильно тормозить и тогда, когда мотоцикл сильно накренен на вираже, но я хотел бы сравнить ее в этом отношении с революционной рычажной подвеской "Бимоты-Тези". Однако достоинства геометрии "Маззи" по сравнению с прошлогодней моделью ярко проявляются на S-образном повороте: вместо тяжеловесной управляемости мотоцикла Филлиса, который очень просто было переложить со стороны на сторону, машина Рассела меняет направление движения необычайно легко для рядной четверки. Если вы при сильном крене наезжаете на неровность, передок мотоцикла начинает немного рыскать, но в целом геометрия рулевого управления нейтральна. А дополнительная масса, приходящаяся на переднее колесо, позволяет максимально увеличить сцепление с дорогой при входе в поворот.
Мощный двигатель "Маззи" не только выдает более пропорциональный, чем раньше, прирост мощности, начиная с 8000 об/мин, но и веселее набирает обороты. А значит, вы все время подгоняете стрелку тахометра к крайнему значению — 14200, и постоянный прирост мощности до 13800 об/мин провоцирует вас держать двигатель на максимально возможных оборотах. Следовательно, вы должны вовсю использовать коробку передач, а она в прошлом была самым неудачным узлом мотоцикла. К счастью, для сезона 1993 года она полностью переработана. "В ней не осталось ни одной старой детали, — сказал Дойл, — а все новые — лучшего качества, в том числе и барабан механизма переключения и удерживающие пружины. Мы полностью избавились от проблем с коробкой, мучивших нас в минувшем сезоне". Могу подтвердить — в отличие от прошлогодней поездки после дюжины кругов у меня ни разу не выскочила передача. Переключение стало четче и точнее. Правда, очень уж быстрым его не назовешь. Жаль, столь хорошо набирающему обороты мотору это не помешало бы. Но по крайней мере передачи можно переключать, не пользуясь сцеплением, что нельзя было на прошлогоднем мотоцикле.
По словам Дойла, все, что сделало их мотоцикл победителем, доступно любой другой команде: "В прошлом году мы использовали те же детали, которые входят в набор для форсировки образца 1993 года. Мы имели серийный коленвал, доведенные распредвалы, клапаны (диаметр впускного увеличен на 1 мм), пружины, кованые поршни с двумя кольцами, удлиненные на 2,5 мм шатуны, коробку передач со сближенными передаточными отношениями и перенастроенную систему зажигания, которая по-прежнему не программируется. Мы использовали выпускные трубы "Маззи", дающие прибавку мощности на самых высоких оборотах (4 л.с., начиная с 12000 об/мин, за счет такого же снижения мощности на малых оборотах) — вот и все."
Да, конечно, — все. Если не считать доводки каналов в головке цилиндров, постоянных экспериментов с длиной впускных каналов, настройкой карбюраторов, фаз газораспределения и конструкции выхлопных труб — работа, для которой очень немногие частные команды находят время, способности и деньги. Но посмотрите, послушайте и полюбуйтесь на эту зеленую бестию! "Маззи-Кавасаки" — превосходнейший гоночный мотоцикл, самый быстрый и мощный карбюраторный четырехтактный спортивный аппарат, спроектированный на основе серийной машины, чемпионский супербайк с манерами гоночной "пятисотки". Он быстроходен, надежен и послушен в управлении. Он вполне способен противостоять мотоциклам нового поколения "Дукати-916" и "Хонде-RC45", появившимся в новом сезоне.
Источник: Журнал «АМС», №11, 1994