До того, как попасть в Швецию на открытый чемпионат страны по ралли-кроссу, я, признаться, довольно отдаленно представлял себе эти состязания. Наши же гонщики — Александр Никоненко и Борис Котелло участвовали в ралли-кроссе только один раз — во Франции. Тогда-то и стало яснее ясного, что техника для хорошо известного нам автокросса тут не годится. Поэтому главной целью поездки в Скандинавию было более близкое знакомство с этими популярнейшими соревнованиями.
Если уж сравнивать, то ралли-кросс ближе вовсе не ралли и не кроссу, а скорее кольцевым автогонкам или даже скоростному подъему на холм. Трасса — горная, достаточно широкая, на пятьдесят с лишним процентов асфальт, остальное мелкий гравий. Машины участников очень мощные — техникеские требования практически не ограничивают возможности форсировки двигателей. Особое внимание здесь обращают на шины. Как и на «кольце», все ездят на сликах (шины без протектора), но с более мягким составом резины. Вдобавок перед стартом шины разогревают специальными электрическими грелками.
По правилам проведения чемпионата Швеции в отдельные классы выделяются полноприводные автомобили и с приводом на одну ось. Но, что самое интересное, есть так называемый привилегированный класс для женщин. Должен сказать, что многие представительницы прекрасного пола в Скандинавии «больны» автоспортом еще тяжелее, чем наши мужчины футболом.
До финалов, где выигрывает тот, кто первый оказывается на финише, все заезды идут на время. От секунд, показанных гонщиком на лучшем из четырех кругов, зависит и его место на старте, и турнирное положение во всей гонке до начала финала. Отсев же спортсменов начинается с официальных тренировок. Например, в нашем классе было больше шестидесяти участников, половина из которых лишились права продолжить соревнования. Среди них сразу оказался Борис Котелло, а Александр Никоненко хоть и попал в запасные, но шанса выйти на старт не получил.
Не ради оправдания неудачного выступления (удачным оно и быть не могло) надо отметить, что те, кто попал в зачет после тренировки, имели результаты с разницей в десятые, а то и сотые доли секунды. Наши же гонщики показали время лишь на секунду хуже, чем первая шестерка, что, кстати, немало удивило местных асов.
В закрытом парке наша команда была в центре внимания. К нам часто подходили и организаторы и сами спортсмены, давали советы по шинам: показывали по каталогу, какие лучше подойдут к данной трассе. Мы, конечно, благодарили, но не спешили признаваться, что не располагаем даже наихудшим вариантом из предложенных. Один из шведских гонщиков, выступающий на «МДжи-Метро», ткнув пальцем в «восьмерку» Бориса Котелло, на ломаном английском языке спросил: «Сколько лошадей?» Когда узнал, что чуть больше сотни, молча повернулся и, было, пошел, интеллигентно стараясь скрыть насмешливую улыбку. Потом вдруг остановился и не сдержался: «Знаете сколько у меня?.. Несколько сот!»
После тренировки он говорил с нами уже по-другому — с поднятым вверх большим пальцем: «...у доски с результатами я не поверил своим глазам. По мне с вашими моторами и колесами здесь ездить — только мух гонять».
Возможность проявить свое водительское мастерство представилась нашим спортсменам и по окончании соревнований. Чемпионат был открытый, но из иностранцев советская команда оказалась единственной, поэтому с нами носились как с писаной торбой: устраивали экскурсии, дружеские обеды и ужины. Но самым запоминающимся развлечением было катание на картах. Вот где Александр Никоненко действительно произвел впечатление. Попробовав свои силы на самой маломощной, почти детской машине, он попросил сесть за руль настоящего спортивного карта. Посовещавшись, хозяева согласились, но неоднократно предупредили о необходимости ехать сдержанно. После первого круга кто-то из них взял в руки секундомер... На втором разрешил Саше прибавить... На следующем одобрительно покачал головой... А под конец сказал, что время нашего гонщика недалеко от рекорда трассы! Можете представить, как местные картингисты были удивлены, когда узнали, что Никоненко ездил на карте первый раз в жизни.
Покидали мы эту гостеприимную страну с полным портфелем проспектов, фотографий и другой полезной информации о ралли-кроссе. Те уроки, которые мы получили на трассе в маленьком городке Шкелефти, трудно переоценить. Во-первых, нашими учителями были хорошо известные в Европе и мире гонщики, такие, как Пер Эклунд. Кстати, он стал победителем соревнований. А во-вторых, подобная «разведка боем» (так мы окрестили наш визит в Швецию) дала пищу для размышлений куда более нужную, чем, может быть, успешное участие в каких-то третьестепенных соревнованиях, где у нас есть все шансы занимать призовые места.
С. НИКОЛЬСКИЙ, спец. корр. АМС Фото И. ЛУКЬЯНЧИКОВА
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990