Более 600 тысяч рублей вложили в организацию состязаний их главные спонсоры — Московское управление инкассации и совместное предприятие «Таис-спорт». Часть этих денег пошла на подготовку трассы, аренду стадиона и другие расходы. А целых 100 тысяч рублей составили призовой фонд. Два дня — в субботу и воскресенье — должны были стартовать кроссмены. И в каждой гонке приз победителю — восемь тысяч рублей, за второе место — шесть, третье — четыре и так вплоть до последнего, двадцатого места в финале.
— Много это или мало, судите сами,— рассказывал мне представитель «Таис-спорта» Владимир Попов.— Например, на традиционном Кубке Канады по супермотокроссу победителю вручают золотой слиток стоимостью в шестьдесят тысяч долларов . По одному этому можно представить себе размах остальных денежных вкладов. И тем не менее, право на проведение этапов чемпионата мира оспаривают лучшие крытые стадионы Нового и Старого света, Азии и Австралии. Их организаторы отнюдь не остаются внакладе. Супермотокроссы в последние годы буквально сводят с ума сотни тысяч болельщиков. Но наряду с продажей входных билетов главным источником доходов от этих престижных гонок остаются колоссальные средства, которые платят телекомпании за право трансляции. Ну а где всемогущее телевидение, там и заинтересованные в рекламе состоятельные спонсоры.
На этот раз состязания в Москве, к сожалению, не попали в поле зрения всевидящего отечественного телеока. Кажется, наши телевизионщики авто- и мотогонки и бесплатно не очень-то любят показывать. Правда, когда Большой приз Моссовета до этого дважды проводился на лучном поле в Крылатском, оттуда трансляции были. Но все-таки кросс на одном из лучших стадионов страны, овеянном «футбольными легендами», дело, пожалуй, особое. Как хотелось, чтобы он помог преодолеть своеобразный «комплекс неполноценности» моторному спорту, к которому многие в нашей стране относятся несправедливо, словно к спорту второго сорта.
В день открытия гонок болельщики в море огней увидели изумрудный прямоугольник поля, который, на радость футбольным «фэнам», остался нетронутым. А вокруг на прочной синтетической пленке — настоящая кроссовая трасса. Насыпаны земляные валы, трамплины, «волны», «двугорбые верблюды», тут же сложные повороты, колеи — короче, многие элементы из «высшего мотоциклетного пилотажа». Короткая, чтобы уместиться на овале беговой дорожки и за воротами стадиона, трасса кажется до предела насыщенной ими. Даже для гонщиков экстра-класса несколько кругов по ней — серьезное испытание. Здесь и секунды не выкроить для передышки. Зато поклонники мотоспорта, присаживаясь на удобные динамовские трибуны, с удовольствием ощущали пока непривычный для себя «футбольный» комфорт.
До старта и между заездами выступали даже популярные рок-музыканты. Но, признаться, слушали их не очень внимательно. Для большинства из тех, кто собрался в тот вечер, звук гоночного мотора, пожалуй, слаще любой самой модной музыки.
Для каждого гонщика путь к победе в суперкроссе неблизкий. Сначала четвертьфиналы, затем полуфинальные заезды по шесть — восемь минут, а для неудачников — гонки «последний шанс». И, наконец, двадцатиминутный финал. Всего десять заездов. И от старта к старту атмосфера на трассе и на трибунах все больше накаляется. В каждом заезде отчаянная борьба, почти двадцатиметровые прыжки, молниеносные обгоны, падения... Видно, как прибавляют в скорости, тянутся за лидерами и все смелее становятся молодые спортсмены. Буквально на глазах осваивают сложные элементы кросса на стадионе.
— Здесь есть у кого поучиться,— говорит мастер спорта международного класса Андрей Ледовской. Из-за недавно полученной травмы он оказался в непривычной для себя роли зрителя.— Состав участников этого суперкросса гораздо солиднее, чем в любом из классов союзного первенства. Ведь здесь объем двигателя не играет роли. На какой ты машине, неважно — старт общий. Только первое место одно на всех. И все видно как на ладони, сразу ясно, кто есть кто...
Неспроста видавшие виды асы мотокросса, как Ю. Худяков, Морозов, Платонов, едва сняв шлем и перчатки, торопились на трибуну, чтобы увидеть гонку своих будущих соперников по финалу. А вот у не менее известного Вестерса Гаушиса из Латвии времени на это просто не оставалось. Один из призеров прошлых московских Больших призов на этот раз попал, что называется, с корабля на бал. Вестере на днях прилетел из Лос-Анджелеса с очередного этапа чемпионата мира по мотокроссу. Теперь в перерывах он колдовал над машиной, до серьезной подготовки которой у него просто не дошли руки.
— Вообще говоря, специальной подготовки к соревнованиям на стадионе кроссовый мотоцикл и не требует,— объяснил мне Вестере.— Делаешь более жесткими регулируемые переднюю и заднюю подвески, ставишь поменьше моторную и побольше заднюю шестерни и можно выходить на старт. Просто здесь мне пришлось выступать на стареньком КТМ, который вдобавок класса 500 и тяжеловат для таких гонок, да и сам я еще не пришел в себя после тридцатиградусной американской жары. На следующий Большой приз обязательно прибуду в полной боевой готовности. Уровень московской гонки год от года растет. Стартовать в ней становится все интереснее.
Так и не смог на этот раз вмешаться в финальную борьбу латвийский кроссмен. А победное трио в первый день составили киевлянин Александр Морозов, москвич Юрий Худяков и Ааво Леок из Видного, выступающий за профессиональный спортклуб «КамАЗ».
Однако финалистов ожидал неприятный сюрприз. После награждения вместо объявленных призовых восьми тысяч Александр Морозов, например, с удивлением обнаружил в своем конверте всего лишь около четырех, оставшихся после вычитания налогов. В такой же ситуации оказались и остальные кроссмены.
На следующий день гонщики отказывались выходить на старт.
— Здесь дело, как говорится, не только в деньгах, но и в принципе,— объяснил один из зачинщиков «забастовки» Морозов.— Наш спорт переходит на профессиональные рельсы, и финансовые вопросы начинают играть все более важную роль. На всех гонках мира приз есть приз, а налоги — всегда дело организаторов. Ну а что было бы, если за первое место полагался автомобиль или телевизор?
Но гонка все же состоялась. Наверное, иначе и не могло случиться. Видели наши спортсмены, что на трибунах тысячи их поклонников. Понимали, что в результате «непримиримой позиции» нынешний старт всем полюбившейся столичной гонки мог стать последним. На высоте оказались и спонсоры состязаний. Участники первого заезда уже заняли свои стартовые места, когда под бурное одобрение трибун услышали объявление, что призовой фонд увеличен на 50 тысяч рублей.
Впрочем, их ожидал и еще один «сюрприз» — появление на трассе Криса Шип-кларка. Молодой канадец, к сожалению, единственный зарубежный участник, едва успел прилететь лишь ко второму дню гонок, но сразу же дал понять, что с ролью робкого гостя он не согласен. В отборочной гонке сломя голову помчался Крис за лидером — призером союзного первенства Владимиром Казаком из Видного. Оба так оторвались от остальных, что почти обеспечили себе путевки в финал. Вроде и не было смысла рисковать. Но канадец сделал внезапный рывок и в прыжке перед самым финишем настиг соперника. На мгновенье их машины, казалось, зависли на трехметровой высоте. Кроссмены едва соприкоснулись локтями. Секунда-другая и Крис Шипкларк, уже сбросив газ, как ни в чем не бывало направился к боксам. А Владимиру пришлось торопливо поднимать с земли свой мотоцикл, чтобы успеть завершить гонку.
Многие считали, что лишь «реактивному» Александру Морозову будет по силам в финале остановить его победное шествие. И вот — старт. Впереди Шипкларк, Морозов пока лишь четвертый. Три круга понадобилось ему, чтобы вплотную приблизиться к лидеру. Стремительная атака и... замысловатый кульбит напротив южной трибуны. Многотысячная толпа испустила вздох разочарования. И тогда воспитанник эстонского мотокросса Ааво Леок словно почувствовал в этом падении свой шанс. В начале гонки будто гипнотизировала его маячившая впереди фигура Морозова. Но стоило ей исчезнуть, и Ааво прибавил скорость. Не раз успел нервно обернуться канадский кроссмен, но удрать от погони так и не удалось.
Болельщики едва успели перевести дух, как Морозов, который пропустил почти всех соперников, про которого успели уже позабыть многие зрители, набрал такой ход, что за несколько кругов вновь приблизился к лидерам и занял третью позицию. Александр просто творил чудеса, и, кажется, Ааво Леока и Криса Шипкларка, возглавлявших гонку, от неминуемой «расправы» спас только клетчатый флаг.
Прошло всего два дня. На «Динамо» опять все идет своим чередом. От кроссовой трассы не осталось и следа. Я снова беседую с представителем «Таис-спорта» Поповым.
— Спонсоры состязаний не ставили своей задачей получение прибылей за счет москвичей. Билеты на стадион стоили 4 и 5 рублей, но мы сознательно шли на убытки,— рассказывал Владимир Георгиевич,— важно было начать. Доказать, что и мы готовы к проведению престижных международных гонок. Теперь заветная мечта — чемпионат мира в Москве. И при поддержке Моссовета в организации официальных переговоров она, уверен, вполне может стать реальностью.
Думается, об этом мечтают и десятки тысяч болельщиков. Мечтают, чтобы поскорее пришли времена, когда перед очередным супермотокроссом на подходах к лучшим московским стадионам можно будет услышать уже позабытый заветный вопрос: «Нет ли лишнего билетика?»
С. ОСОКИН. Фото В. КНЯЗЕВА
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990