С тех пор прошло почти восемь десятков лет. Но таких успехов на международной арене на долю наших автогонщиков уже не выпадало. И вот летом 1990 года появилась возможность еще раз удивить автомобильную Италию. Советские кольцевики получили приглашение выступить на двух этапах чемпионата Италии. Наши спортсмены не избалованы международными стартами, поэтому предложение звучало более чем заманчиво. И все же некоторые опасения были: а ну как на уровне итальянцев с их «альфа-ромео», «пежо», ФИАТами, «ситроенами» мы окажемся не на высоте? Ведь засмеют же! А внутри Союза есть уже прочная репутация, может, не стоит рисковать?
И все же 15 июля на автодроме «Сантамоника» в Мизано Адриатико наши ребята вышли на Старт на ВАЗ-21083 с мотором 1500 см3. Чемпион страны Юрий Кацай занял девятое место, а Владимир Егоров не смог дойти до финиша. Обе «лады» преследовали технические неисправности. В машине Кацая засорился один из жиклеров карбюратора, а в двигателе егоровской «восьмерки» прогорел поршень.
Однако отрицательный результат — тоже результат. А главное, как ни странно, такой итог придал уверенность в своих силах нашим гонщикам. И Юрий, и Владимир почувствовали, что не боги горшки обжигают и они вовсе не уступают в мастерстве итальянцам.
Здесь мы немного отвлечемся от выступления наших спортсменов и расскажем о самих соревнованиях. В последние годы гонки на легковых автомобилях становятся все более популярными. И это несмотря на то, что не проводятся ни мировые, ни европейские чемпионаты в этом классе машин. Признание зрителей и гонщиков получили открытые первенства ФРГ, Италии, Франции. Особую привлекательность им придает тот факт, что в этих соревнованиях участвуют такие известные спортсмены, как Лаффит, Штук, Равалья, Секотто, Пирро, Морбиделли и многие другие.
Чемпионат Италии (ЧИВТ — Чампионато Итальяно Велочита Туризмо) включает в себя десять этапов на восьми трассах в разных городах страны. Эти состязания одни из самых массовых в Италии. На старт в одиннадцати классах машин выходят более двухсот спортсменов.
А теперь вернемся в Мизано. Через три недели во время гонок очередного, седьмого этапа чемпионата надежды наконец оправдались. Если на предыдущем этапе советским спортсменам не повезло, то на этот раз фортуна им улыбнулась. А началось все с того, что Фабрицио Серена, президент КСАИ (итальянской комиссии автоспорта), предложил одному из наших гонщиков стартовать на итальянском автомобиле. Дело в том, что Франко Нуньес из команды «Текника Рейсинг» заболел и не смог выйти на старт. Таким образом Юрию Кацаю предоставилась возможность выступить на его машине — «Альфа-Ромео-75-турбо».
И Юрий не оплошал. Если в пятницу он показывал время на 3—4 секунды хуже остальных гонщиков, то уже после официальных тренировок занял четвертое место на стартовом поле. «Конечно, привыкнуть к новой машине за два дня невозможно,— рассказывал мне Кацай,— 280 сил и задний привод — это вам не ВАЗ-21083». И все же чемпион СССР с честью справился с трудной задачей — на финише гонки он был третьим. Таким образом впервые в истории советский спортсмен занял место на пьедестале почета и получил зачетные очки, войдя в официальную таблицу чемпионата Италии по шоссейно-кольцевым автогонкам.
На этом фоне выступление других вазовцев — Владимира Егорова и Бориса Маслова выглядит не столь успешным — соответственно 8-е и 10-е места в своем классе среди 12 участников. Ясно, что наша «восьмерка» пока не конкурент «одноклассникам» — «Альфа-Ромео-33», «Фольксвагену-гольф-синхро», другим «европейцам». И дело тут не только в том, что «Лада», сошедшая с конвейера, уступает своим серийным собратьям. Итальянский чемпионат предоставляет конструкторам и механикам команд большую свободу действий в совершенствовании гоночной техники. Твори, выдумывай, пробуй,— как еще недавно любили мы повторять. Нужно только, чтобы все технические новшества проходили гомологацию в ФИСА. И они творят! По словам тренера сборной СССР Андрея Федорова, примерно раз в полгода каждый (!) узел автомобиля для ЧИВТ проходит такой процесс модернизации. У нас же гомологацию в ФИСА проходят ежегодно одна — три детали. Результат мы увидели в Мизано. Кацай, что называется, с листа стал призером на «Альфе». Егоров же и Маслов — безусловно очень сильные гонщики — так и не смогли составить конкуренцию хозяевам чемпионата.
И все же наш десант на Апеннины удался. Нас узнали. Нас оценили. А мы приобрели бесценный опыт состязаний со спортсменами и автомобилями европейского уровня. Теперь главное — не растерять его, заняться делом, работать над созданием настоящего спортивного автомобиля для шоссейнокольцевых гонок.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990