Однако пятнадцать тысяч зрителей, которых собрала в середине июля традиционная международная гонка «Вазалемма-90», по крайней мере увидели немало захватывающих сюжетов, типичных для этих столь разных автомобильных соревнований. В самом деле, старт здесь дается на широкой асфальтовой прямой, затем идет серия прямо-таки «кольцевых» виражей. Дальше асфальт сменяется извилистым гравийным участком, напоминающим кусочек раллийного «допа», и заканчивается спусками и подъемами с самым настоящим кроссовым трамплином. Потом серия поворотов, и почти полуторакилометровое кольцо опять замыкается на асфальте. Так выглядит трасса для соревнований по ралли-кроссу в Вазалемме.
Двадцать три пилота были готовы взять старт. И среди них по традиции гости из Финляндии. Не один год приезжали они помериться силами с нашими гонщиками обычно на специально подготовленных «фольксвагенах» — «жуках». Но на этот раз было такое впечатление, словно финны решили начать психическую атаку. С самого утра выкатили они из своих трейлеров устрашающе «хищного» вида пятисотсильный «Шевроле-камаро», более чем двухсотсильные «Форд-эскорт-МК-3», «Фольксваген-финн-пауэр» и, конечно, традиционного «жука».
«Вот они-то и разыграют в финале, кому какое из первых трех мест достанется,— подумалось мне.— Куда нашим соперничать с ними на «самарах» и «ладах»!»
Однако в состав финальной шестерки попасть на таких гонках непросто. Первое знакомство соперников начиналось здесь в серии предварительных заездов, где стартовали по четыре машины. Главное — время самого быстрого круга. Каждый гонщик трижды встречался с разными соперниками. Но нашлись и такие, кто был в себе столь уверен, что не выехал на третью засечку времени. Впрочем, быть может, и Ерма Витола на «Фольксвагене», и Валерий Джажел-ла на «Самаре» понимали, что выложились до конца, ведь в зачет идут только два лучших «подхода» к трассе.
Зато среди Остальных страсти так разгорелись, что тольяттинцу Р. Мухаметзянову «удалось» перепрыгнуть защитный земляной вал, и только волны озера, окольцованного петляющей по берегам трассой, смогли охладить его пыл.
В итоге определились первые пять финалистов, которые до поры до времени могли спокойно попивать кофе.
А вот за единственное, оставшееся «вакантным» место в финале продолжали сражаться одиннадцать пилотов. Сначала гонка шестерых спортсменов, занявших с 11-е по 16-е место в отборочных заездах. Только ее победитель мог продолжить борьбу за путевку в финал с теми, кто в протоколе этих заездов значился с 6-й по 10-ю строку.
Первая же из этих двух предфинальных гонок вызвала ликование болельщиков. «Самара» тольяттинца Омара Кахишвили на крутых виражах перед финишем опередила лидера — «жука» под управлением М. Лехто-нена из Финляндии. Во втором предфинале Омара подвел слишком темпераментный стиль езды — во время обгона он врезался в земляной вал. Но «подвиг» Кахишвили в первом заезде, похоже, вдохновил его товарища по команде А. Забродина. Лидировал мощный «Шевроле». Его водитель Маури Уускоски «обул» свою машину в широкие, почти без рисунка шины для кольцевых гонок. Маури надеялся, что на асфальте, где эти покрышки прекрасно держат дорогу, он за счет пятисот «лошадей» под капотом с лихвой компенсирует проигрыш на гравийном участке. Но как раз на гравии и подловил его на одной из ошибок опытный Александр Забродин и больше не пропустил вперед.
Честно говоря, после этих двух гонок моя уверенность в несомненной победе иномарок изрядно поколебалась. Но, видимо, чудеса происходят и в самом деле не часто. На финише преимущество Е. Витолы и Т. Хольма, выступавших на «Фольксвагене» и «Форде», было неоспоримым. Наши пилоты разыграли между собой лишь бронзовую награду. Она досталась тольяттинцу В. Джажелле, который был за рулем заводской «Самары».
Организаторами международной гонки в Вазалемме выступили несколько предприятий, вложивших средства в ее проведение. Кроме того, в Эстонской республике есть и национальный чемпионат, да еще в трех классах машин. И каждый раз для тысяч болельщиков ралли-кросс — это событие. Обидно, что в Москве, например, где разместились два автозавода, можно увидеть даже игру в гольф, но не соревнования по ралли-кроссу.
С. ОСОКИН. Фото Э. ПЯРНАМЕТСА, Л. ПЕЭГЕЛЯ
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990