Помимо традиционных комплектов шин для лучших гонщиков, один из спонсоров — западногерманская фирма ИХР («Индустрифертретунг Хофмайстер Румпф») жаловала победителю видеомагнитофон, да и другие спонсоры не поскупились: кооператив «Спектр-авто» (присадки к моторным маслам) — тысячу рублей победителю гонки, шестьсот и четыреста — второму и третьему призерам, по сто — за выигрыш каждого заезда. Так что гонщики, для которых самоокупаемость и самофинансирование, не в пример иным предприятиям,— давно привычные формы существования, имели реальную возможность пополнить доходную часть бюджета.
Блюстители идеи «бесплатной общедоступности» вправе усмотреть в этих новациях потрясение основ нашего спорта. Похоже, однако, они не осмеливаются противиться его переходу на те принципы, по которым давно и не безуспешно живет весь остальной мир.
Пора рассказать об участниках. Состязание лучших гонщиков Союзе нынче, как никогда, напоминало матч городов: Москвы (8 гонщиков) и Тольятти (7) при одном «вклинившемся» представителе Уфы. И хотя силы подобрались достаточно равные, о чем говорят итоги отдельных заездов, а число реальных претендентов на призы превышало количество аутсайдеров — все же такая ограниченность списка огорчает. Не оказалось в нем прибалтийских асов — любимца московской публики Р. Рюйтеля, напористого В. Шлегелмилхса. Не увидели мы — и теперь уж, похоже, не увидим на треке — его признанного виртуоза В. Гольцова, четырехкратного чемпиона страны в этом виде состязаний. Отныне его сердце отдано могучим КамАЗам, а на смену российским снегам приходят пески африканских трасс. Не без успеха «присиживается» к грузовику москвич Ю. Черников, а его земляк Н. Больших вместе с братом осваивает первоклассную европейскую технику для ралли — знаменитую БМВ. Приоритеты, как видим, меняются...
За кого же пришли болеть в тот день столичные любители автоспорта? Одни — за Виктора Козанкова, нашего сильнейшего гонщика на «формуле», к тому же победителя «Гонки звезд-86». Другие — за Сергея Успенского, привыкшего побеждать на коротком треке стадиона для стрельбы из лука в Крылатском. Третьи — за Владислава Штыкова, от которого фортуна, столь благосклонная к нему в ралли, то и дело отворачивалась в решающий момент на ипподроме. Имели своих приверженцев на трибунах и Александр Потапов — наиболее заметный среди нынешних гонщиков АЗЛК, и прогрессирующий Владимир Журавлев из «Мосавтотехобслуживания» — подшефный знаменитого Алексея Григорьева.
Надеюсь, читатели не в претензии на то, что представление участников начато с москвичей: ведь болельщики из столицы преобладали на трибуне ипподрома и в первую очередь отдавали симпатии землякам. Что касается гонщиков ВАЗа, их первый эшелон составили призер Кубков дружбы по кольцу Юрий Кацай, его тезка Юрий Боровиков — чемпион страны по кольцу, Владимир Егоров — обладатель двух чемпионских медалей на треке, Борис Маслов, дважды выигравший «Гонку звезд». Наиболее посвященные многого ожидали от Виктора Малюшитского. Об Александре Белове и Ренасе Мухаметзянове не знали ничего, но болельщики рассудили: вовсе слабых гонщиков на ВАЗе не держат.
Однако начало гонки сложилось не в их пользу: первые два заезда выиграл Штыков, явно превосходивший соперников в скорости, точности и свободе маневра.
Десять очков — солидный фундамент победы, но гонка-то вся впереди...
Расточая улыбки налево и направо, фортуна покровительствует сперва Кацаю, потом Потапову, за ним — Му-хаметзянову. Очередной заезд с участием Штыкова — шестой. И здесь-то его надежда на выигрыш терпит крушение — при активном содействии Козанкова, который корректирует траекторию машины Штыкова столь жестко и непреклонно, что... оба участника оказываются на время за пределами дорожки. Максимальную выгоду из этой коллизии извлек Боровиков, став победителем заезда.
Да, приобретения почти у всех чередовались с ощутимыми потерями, и потому группа претендентов на призы до конца оставалась многочисленной. Штыков закончил выступать рано, в десятом заезде — с 24 очками и верными шансами на призовое (но уже не первое!) место. Малюшитский исключительно сильно провел вторую половину гонки — три победы подряд — и догнал Штыкова. Даже после тринадцатого заезда, когда минимум сомнений вызывала итоговая победа Боровикова, еще сохранял «призовые» шансы Козанков. Увы, перегревшийся двигатель отказал в следующем заезде. Причина, кстати, типичная именно для этой гонки: грязь забила ячейки радиатора и «выключила» его из системы. Точно так же не повезло, например, Егорову.
Итак, Юрию Боровикову из Тольятти хватило для его первой победы в «Гонке звезд» 27 очков. Отношения между Малюшитским и Штыковым были выяснены в дополнительном заезде — в пользу Малюшитского. Среди ветеранов известного успеха (4-е место) достиг лишь Валентин Кузнецов (уфимское моторостроительное производственное объединение), остальные (В. Ганин, Е. Молчанов, К. Жигунов) ничем не блеснули.
Гонка показала: среди гонщиков ВАЗа нет сегодня бесспорного лидера — зато есть с полдюжины тех, кто способен в равной степени претендовать на победу (хотя из этой шестерки лично я, пожалуй, оценил бы чуть выше призеров нынешней гонки — Боровикова и Малюшитского). А появление новых имен вселяет надежду, что неиссякаемая тяга вазовцев к автоспорту еще даст ему немало сильных гонщиков.
Что до Москвы — дела в ней не так радужны. И возможности готовить технику скромнее, и престиж автоспорта в столице, скажем прямо, ничтожен, и трассы, равноценной Раменскому, нет. Неудивительно, что 32-летний Успенский, по нашим понятиям,— спортсмен молодой и растущий. Мы вынуждены так считать — иначе чем оправдать, что гонщик, воспитанный на 820-метро-вом треке в Крылатском, никак не может приноровиться к 1600-метровой, по-настоящему скоростной дорожке. Неудивительно и то, что, не ощущая серьезного «подпора», десятилетиями стартуют люди, не способные показать результат выше посредственного. И стоит кому-то из спортсменов по-настоящему сильных отказаться от участия (по причинам вполне уважительным) — организаторы вынуждены приглашать тех, кто под рукой: «звезды», что называется, наперечет!
А чем больше гонка напоминает внутризаводское первенство ВАЗа, тем менее она интересна широкому зрителю. К тому же, по мнению многих, с воцарением на ипподроме переднеприводных машин состязания сильно потеряли в зрелищности. Этот тезис можно оспорить, но трудно все же отрицать, что последняя «гонка звезд» не породила на трибунах такого ажиотажа, как года три назад. Хотя организаторы, как всегда, позаботились о сюрпризе для зрителей. На этот раз им стал финиш американо-советского пробега на снегоходах: из далекой Миннесоты — в Москву. Европейский шик приобрела церемония награждения: победитель, словно на гонке Гран при, окатил окружающих заграничным шампанским.
Нет, в самом деле — в грязь лицом не ударили. Ни спортсмены — они боролись в непривычно тяжелых условиях, ни организаторы — они постарались спасти гонку в ситуации, казалось, безнадежной, не побоявшись ради этого пойти на риск. И все же, радуясь успеху очередной «Гонки звезд», нельзя не задаться вопросом: по какому пути она пойдет. 1989 год обнадежил было перспективой международного масштаба — однако на уровнях выше редакции «За рулем» она не встретила деловой поддержки. «Гонку звезд-90» спасли разумные компромиссы и энтузиазм организаторов. Ну а «Гонка звезд-91»? Неужто блистательное, популярное состязание сойдет на уровень открытого чемпионата одного завода, вдобавок зависящего от капризов погоды, забот гонщиков и отношения местных властей.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1990