Между тем именно такое неожиданное признание сделал Янус Лигур после финиша второго этапа Кубка Европы по кроссу на автомобилях багги в классе 1600 см3, который состоялся в мае на трассе латвийского города Бауска.
— Я только в нынешнем году пересел на полноприводную машину,— пояснил гонщик из Эстонии.— Вариант «кваттро» дает несомненные преимущества на старте и при выходе из крутых виражей. Но пока я еще, как говорится, не при-сиделся к новому автомобилю. Полный привод требует иных приемов вождения. Без привычки устают руки, да и приспособиться к обратному ходу рычага переключения передач нелегко. Ведь мне пришлось развернуть силовой агрегат на 180 градусов. Словом, чтобы освоиться как следует, на мой взгляд, надо проехать не менее трех-четырех гонок.
Все же, думаю, в словах Лигура немалая доля присущей ему скромности. Ибо именно он, вырвавшись со старта вперед, не оставил никаких шансов на победу своим главным соперникам по финалу — хозяину трассы Н. Тионсу и В. Шварцу из ФРГ. Кстати, оба они выступали на машинах аналогичной конструкции. Правда, в отличие от советских гонщиков, использующих моторы ВАЗ, западногерманский спортсмен оснастил свой автомобиль двигателем «Фольксваген».
Впрочем, успех полноприводных багги вряд ли можно отнести к разряду неожиданностей. В последние годы подобные конструкции всерьез потеснили машины классической компоновки во многих видах автоспорта. Это лишний раз подтвердили и заезды этапа чемпионата страны по кроссу на легковых автомобилях, которые проходили в Бауске одновременно с розыгрышем Кубка Европы. Все места на пьедестале почета заняли гонщики, выступавшие на полноприводных машинах.
Зато настоящий сюрприз преподнес здесь Пете-рис Нейкшанс из Латвии. Получив на заводе новенький серийный «Москвич-2141», Петерис в обычном гараже, где под руками у него были лишь сверлильный станок да самодельная сварка, за два месяца умудрился превратить его в полноприводный кроссовый автомобиль. Первые десять испытательных кругов он проехал буквально накануне состязаний. И тем не менее сумел выиграть гонку, опередив признанных лидеров — В. Кривобокова из Тольятти и эстонского гонщика Э. Куусика. К слову, они выступали на полноприводных «самарах» с задним расположением двигателя.
— Два месяца, если работать день и ночь,— это уже почти четыре,— улыбается победитель.— Конечно же, если бы не мои друзья дома в Бауске и не энтузиасты спорта АЗЛК, помогавшие мне вечерами после работы, ничего бы, наверное, не вышло. Поэтому сейчас я счастлив уже тем, что оправдал надежды всех, кто в меня верил. Тем не менее, несмотря на сегодняшний успех, ясно, что без более заинтересованной поддержки АЗЛК дуэль с Волжским автозаводом мне не выиграть.
Любопытно, что впервые чемпионат страны по кроссу на легковых автомобилях стал открытым для зарубежных спортсменов. Правда, откликнулся на приглашение только один гонщик — В. Вадель из ФРГ.
Перед стартом Вернер не скрывал, что приехал в Бауску «размяться» накануне чемпионата ФРГ. Но, видно, настоящий спортсмен никогда не сможет добровольно приговорить себя к роли статиста на трассе. Во всяком случае, судя по тому, как отчаянно Вадель сражался в полуфинале, трудно было предположить, что он собирается поберечь здесь свой 160-сильный полноприводный «Альфа-Ро-мео». В итоге «рассудительный» Вернер в пылу борьбы столкнулся с соперником и вынужден был сойти с дистанции. И все же он, похоже, не очень был расстроен таким финалом:
— Я не жалею о том, что приехал в Бауску,— говорил мне Вадель.— Ваши гонщики сейчас достигли довольно высокого уровня мастерства и бороться с ними стало совсем непросто. Ну а трасса «Муса» — просто великолепна! У нас в ФРГ похожего комплекса нет.
Кстати сказать, со столь высокой оценкой трассы в Бауске согласны многие специалисты, с которыми мне довелось беседовать во время состязаний. В том числе и президент комиссии внедорожных соревнований ФИСА англичанин Л. Нидхэм. Так что, видимо, неспроста именно Бауска будет впервые принимать в августе нынешнего года этап чемпионата Европы по автокроссу.
II ЭТАП КУБКА ЕВРОПЫ ПО АВТОКРОССУ
Багги группы D-3/1600:
1. Я. Лигур (СССР);
2. В. Шварц (ФРГ);
3. Н, Тионс (СССР);
4. С. Дружинин (СССР);
5. В. Чеботарев (СССР);
6. Г. Соломенцев (СССР).
I ЭТАП ЧЕМПИОНАТА СССР ПО АВТОКРОССУ
Легковые автомобили I зачетной группы;
1. П. Нейкшанс (Латвия, «Москвич-2141»);
2. А. Кривобоков (Россия);
3. Э. Куусик (Эстония);
4. В. Горшков (Россия);
5. Б. Котелло (Россия);
6. В. Джажела (Россия) — все «Лада-Самара».
Источник: Журнал «АМС», №2, 1990