Наконец, во второй половине дня накануне соревнований в узкий двор клуба с трудом протиснулся тяжелогруженый «Урал». Его встретили ликованием. Вмиг откинут брезентовый верх кузова, и все дружно принялись разгружать объемистые картонные ящики с надписями по-английски «Сделано в Японии — «Хонда». Каждому нетерпелось сразу же примерить машину под себя, не обращая внимания на тончайший целлофан, в который она была аккуратно завернута. Михаил Ротарь, осунувшийся, с давно небритой щетиной, стал первым героем открывшегося в Черновцах десятиэтапного кроссового марафона среди штатных профессиональных команд — новинки нынешнего спортивного сезона. И не только потому, что он с напарником сумел за сутки пригнать «Урал» из Москвы в Черновцы и таким образом спасти стартовое соревнование. Михаил в короткие сроки проделал такую огромную работу, которая позволила его клубу перейти действительно на профессиональные рельсы. Но об этом чуть ниже.
Впрочем, героев еще до начала первенства, как я убедился после знакомства с закрытым парком, оказалось куда больше. Такое богатство зарубежной техники, главным образом японской, мне приходилось видеть разве что на чемпионатах мира. Из 110 спортсменов, готовящихся стартовать в Черновцах, только один выступал на отечественном «Восходе» и 18 — на ЧЗ. Понятно, что сами собой новейшие образцы кроссовых мотоциклов производства капиталистических стран с неба не свалились. Их нужно было купить и причем за валюту. Ее достали и обеспечили техникой свои команды главным образом тренеры, которых я здесь, в Черновцах, повстречал. Александр Яковлев из Владимира, Иван Соснин из Миасса, Агрисс Калниньш из маленького латвийского поселка Цирава, москвич Николай Худяков и практически все другие наставники приехавших в этот украинский город коллективов.
Откуда же такая метаморфоза? Почему вопрос с обеспечением современной техникой нашего мотокросса десятилетиями обсуждался на разных уровнях и так не находил приемлемого решения? Все казалось безысходным — отечественные заводы безнадежно отстали в выпуске конкурентоспособных машин, а некоторые вообще свернули эту работу. Валюты на приобретение зарубежных образцов не предвиделось. И вдруг чудесное превращение, причем менее чем за год...
Два обстоятельства помогли совершить этот стремительный скачок, который позволил ряду клубов экипироваться настолько «фирменно», что им теперь нестыдно показаться в высшем мотокроссовом свете. Первое — заслуга Управления технических и военно-прикладных видов спорта ЦК ДОСААФ СССР. Ему удалось ценой немалых усилий распространить профессионализацию, введенную ранее в ряд олимпийских дисциплин, на четыре мотоциклетные соревнования — кросс, мотобол, гаревые и ледовые мотогонки. С нынешнего года предприятиям, учреждениям, колхозам, ДСО и ведомствам, комитетам ДОСААФ разрешено создавать у себя при согласии трудовых коллективов штатные профессиональные команды с обеспечением спортсменов, тренеров, механиков зарплатой, премиями в зависимости от вклада в конечный результат, а также техникой.
Второе обстоятельство можно сформулировать так — не было бы счастья, да несчастье помогло. Кем являлись и являются сейчас тренеры? Главным образом доставалами. Из-за нашей непроходящей бедности они вынуждены тратить львиную часть времени на добывание в комитетах ДОСААФ спортивных мотоциклов, ГСМ, автомобилей для перевозки техники и многое, многое другое, без чего невозможны ни тренировки, ни выезд на соревнования. Но в этой постоянной борьбе с трудностями каждый наставник приобрел недюжинную пробивную силу, коммерческую смекалку. Они-то и пригодились тем же Яковлеву, Соснину, Ротарю, Калниньшу и их коллегам при создании профессиональных команд в условиях, когда появилась возможность проявлять инициативу и искать жизнеобеспечение своих коллективов не только в комитетах ДОСААФ.
Я побеседовал со всеми тренерами, приехавшими в Черновцы. И какого-то единого, приемлемого для всех пути становления профессионального коллектива обнаружить не удалось. Всех роднит только постоянный поиск спонсоров, за валютные отчисления которых и приобретены привезенные на соревнования зарубежные мотоциклы. Кроме того, произошла неизбежная в профессиональном спорте миграция, Заслуженный тренер СССР Иван Соснин, создавший в Челябинске известную школу мотокросса и воспитавший более сорока мастеров спорта, переехал в Миасс, на Уральский автозавод, где получил все необходимое для работы в новых условиях. Многократные чемпионы страны из киевского СКА Александр Морозов и Вячеслав Руденко теперь выступают за Черновцы. Но особенно много переездов у юниоров. И это не удивительно: тренеры ищут молодых талантливых спортсменов, поскольку с ними и с новой современной техникой связывают возрождение былых традиций советского мотокросса.
Из этих бесед я сделал вывод, с которым, очевидно, в ближайшем будущем нельзя не считаться. С переводом нашей экономики на рыночные отношения приписка штатных команд на предприятиях с полным подчинением трудовым коллективам может создать для новоиспеченных профессионалов немалые трудности. Все научатся считать каждую копеечку, тем более валютные средства, на которые теперь, помимо всего прочего, можно приобрести дефицитные товары народного потребления, а не какие-то там «хонды» и «кавасаки». В этих условиях штатные команды сохранятся, если не будут убыточными или получат полную самостоятельность. Что и сделал Михаил Ротарь со своей «Буковиной».
Этот клуб прошел уже несколько этапов формирования. Теперь с помощью облисполкома он утвержден в качестве самостоятельной (в юридическом и финансовом отношении) организации с правом заключать договоры на советском и зарубежном рынках. Это дает «Буковине» широкие возможности для сотрудничества с предприятиями, кооперативами, которые располагают средствами, в том числе и валютными, но не имеющими выхода на внешний рынок. Клуб никому ничего не должен. Более того, помимо партии «хонд», доставленных накануне открытия первенства, он может приобрести до конца года через посреднические фирмы еще 300 мотоциклов.
На черновицкой трассе вступили в борьбу, как уже говорилось, десять команд группы А, названной условно европейской. Остальные семь команд уральской зоны разыграют свое первенство. По итогам того и другого на будущий год образуются две профессиональные лиги — высшая и первая.
Это был кросс, по нашим меркам, самого высокого качества. Спортсмены развивали такие невиданные скорости, что счетчики кругов из судейской бригады едва успевали замечать стартовые номера на машинах. Сходов по техническим причинам практически не было, и механики сидели без дела. А какие краски! Картинка проносящейся мимо зрителей кавалькады гонщиков приобретала то красно-белые тона («хонды»), то белоголубые («сузуки»), то зеленые («кавасаки»). И оказалось, что следить за ходом гонки намного проще, чем раньше, когда на общем одинаковом фоне даже лидера трудно было определить.
В заездах мужчин все ожидали дуэли старых друзей и соперников Александра Морозова и владимирца Андрея Ледовского. Однако Андрей получил на предсезонном сборе травму ноги и серьезной конкуренции в борьбе за первое место оказать не смог. Этот этап был сольным номером Александра, который безоговорочно победил в обоих заездах. Для клубного зачета его хорошо подстраховал Вячеслав Руденко, финишировавший пятым.
Однако, как выяснилось, не мужчины, а юниоры (класс 125 см3) способны вносить среди профессионалов решающую лепту в успех своих коллективов. А «Буковина», наряду со школой И. Соснина (теперь СТК «УралАЗ»), всегда славилась подготовкой талантливой смены. Хотя молодые хозяева трассы не оказались в числе призеров, все же они, выступив ровно и сильно, закрепили, к великой радости земляков, победу кроссменов Черновцов. Украшением же заездов юниоров стала на редкость красивая борьба между двумя представителями известных мотокроссовых династий — Юрием Зыряновым (Миасс) и Агриссом Литвиновым (Цирава). Юра, хрупкий паренек, ростом едва выше руля мотоцикла, так лихо отчеканил круги первого заезда, словно лет десять ездил на «Хонде». Во втором уже не было равных Агриссу. Видимо, кому-то из них суждено быть победителем первенства.
Профессионалы - мото-кроссмены сделали в Черновцах первый шаг и, думается, открыли новую страницу в отечественной истории этого вида спорта. Жаль, что уж слишком много времени было потрачено на поиски иных путей возрождения нашего мотокросса. Теперь нужно догонять далеко ушедших вперед зарубежных соперников, ждать, пока у нас появятся новые Арбековы, Моисеевы, Кавиновы. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Результаты первого этапа
Юниоры (класс 125 см3):
1. А. Литвинов (МК «Цира-ва», Латвия), «Кавасаки»;
2. Ю. Зырянов (СТК «УралАЗ», Миасс), «Хонда»;
3. М. Куу-сик (СК «Кировец», Ленинград), КТМ;
4. А. Гирудь (РСТК ДОСААФ, Минск), «Каджива»;
5. В. Дементьев (ПСК «КамАЗ»), «Каджива»;
6. О. Козловский (СТК «Буковина», Черновцы), «Хонда».
Мужчины (класс 250 см3):
1. А. Морозов (СТК «Буковина»), «Хонда»;
2. Ю. Руулс (МК «Цирава»), «Кавасаки»;
3. А. Платонов («УралАЗ»), «Хонда»;
4. Ю. Худяков (ЦСКА, Москва), «Хонда»;
5. В. Руденко (СТК «Буковина»), «Хонда»;
6. Н. Дучис (МК «Цирава»), «Кавасаки».
Командный зачет:
1. «Буковина» — 507 очков (юниоры 259 + мужчины 248);
2. «УралАЗ» — 483 (261 + +222);
3. «Кировец» — 446 (225+221);
4. «Цирава» — 437 (208+229);
5. ЦСКА — 411 (207+204);
6. «КамАЗ» — 248 (117 + 131).
Источник: Журнал «АМС», №2, 1990