За это время многое успело измениться. Привычные «одиннадцатые» и «пятые» модели «жигулей», заднеприводные «москвичи» уступили место переднеприводным машинам ВАЗа и АЗЛК. Выросло новое поколение гонщиков, ни разу не ездивших на Центральном ипподроме. Дорожку его, между тем, отличает ряд особенностей — длинные прямые участки, позволяющие набрать максимальную скорость, узкие непрофили-рованные виражи, где невероятно трудно обгонять и где не видно, что делается на выходе из поворота.
Все это должно было обострить и без того обещавшую быть напряженной борьбу. Ведь московская гонка, посвященная открытию всесоюзного месячника оборонно-массовой работы, стала первой в наступившем сезоне встречей победителей чемпионата России — спортсменов ВАЗа и их давних соперников, москвичей.
Итак, на столичном ипподроме собрались практически все сильнейшие мастера трековых гонок страны. Увы, московская погода приготовила им неприятный сюрприз — плюсовая температура сделала трассу чрезвычайно сложной. Мокрая снежная каша на прямых и, особенно, виражах постепенно превращалась в большие лужи. Между тем на лицах спортсменов, тренеров, механиков в предстартовом парке, который с легкой руки раллистов называют «закрытым», не было заметно уныния. Там, где команды готовят автомобили к заездам, царили, как принято говорить, сосредоточенность и деловитость.
Можно следить за спортивной борьбой с трибун, откуда, если, конечно, у вас удачное место, хорошо видно все соперничество на трассе, самые напряженные, драматические ситуации. Тут хорошо слышен голос комментатора, разбирающегося во всех перипетиях гонки, который любезно обращает ваше внимание на кульминационные моменты соревнований. Можно смотреть гонку, выбрав место рядом с трассой, у наиболее интересных ее точек — на виражах, где прекрасно видны индивидуальное мастерство гонщиков, отчаянная смелость одних и трезвый математический расчет других.
Но только в закрытом парке можно по-настоящему ощутить пульс гонки, почувствовать ее неповторимую атмосферу, представить себя одновременно зрителем и тренером, механиком и главным судьей, гонщиком и даже его родственником. Недаром на многих крупных автогонках за рубежом продают самые дорогие билеты именно на право посещения технических боксов команд.
И вот шесть участников первого заезда отправляются к месту старта. Не скажу, что в парке наступила тишина — продолжаются разговоры, прогревают моторы, заняты делом механики, но как-то все стали сдержаннее, не слышно резких возгласов, громкого смеха...
Рядом на трассе ревут двигатели, появляются первые лидеры и неудачники. Вот в парк как-то боком, на невообразимо вывернутых колесах, изрядно помятая въезжает «восьмерка» Валентина Кузнецова, москвича, представляющего Уфимский моторный завод. Ее тут же окружают механики, но, увы, не для того, чтобы срочно готовить к следующему заезду: ясно, что для машины под номером 4 на сегодня борьба закончена. Гонщик наигранно улыбается, пытается шутить, а в глазах — досада: как же так, столько готовился, и все насмарку, да еще на первом же круге!
Вскоре такая же участь постигает и Сергея Успенского с завода-втуза ЗИЛ — вышел из строя двигатель. А ведь многие пророчили ему успех в этой гонке.
И все же начало соревнований складывалось удачно для москвичей. Первые шесть заездов выигрывали только они. Те тольяттинцы, что в это время выходили на старт, похоже, никак не могли приспособиться к новой для них трассе. К тому же волжане приехали в Москву только накануне и пропустили тренировку, прошедшую за два дня до гонки.
Московские гонщики и механики выглядят оживленнее, стали более словоохотливыми:
— Трасса тяжелая — сложная, необычная. В виражах вообще ничего не видно, «дворники» не успевают очищать стекло! — возбужденно говорит победитель четвертого заезда Александр Потапов.
Опытный Константин Жигунов вторит ему, объясняя — больше себе, чем другим,— свои невысокие пока места: «... Думал лед, а там одна вода, здоровенные лужи. Вот наша судьба — никогда не знаешь, что тебя ждет».
Волжан заботят, кажется, лишь технические проблемы. Кацаю что-то не нравится в работе двигателя — тут же у его «восьмерки» собирается мини-консилиум механиков. Лица их выражают одно— правильное решение нужно найти мгновенно. Но сам гонщик невозмутим: «Все нормально. Можно было проехать и получше, конечно! Но еще не вечер, гонка только началась».
Его уверенность словно передается землякам. С седьмого заезда они уже никому не уступали первые места. Теперь спадает напряжение в стане тольяттинцев и, наоборот, возрастает у москвичей.
Гонка переваливает экватор. Очень долго стоит в парке машина под номером 13. Чемпион страны по ралли москвич Владислав Штыков целых девять заездов ждет своей очереди — такое ему досталось расписание. Он сидит в машине, отрешенно глядя перед собой. Кто знает, может быть, именно долгое ожидание оказалось для гонщика роковым? После отличного начала — в первых двух заездах он набрал 9 очков — в четырех последних добыл на очко меньше. В результате — лишь восьмое место.
Один за другим спортсмены заканчивают последние свои заезды. Теперь им остается лишь следить за соперниками просто как зрителям.
Все уже круг претендентов на призы. Улыбается Евгений Молчанов: «Москвичи» показали себя неплохо, были победы в заездах и вторые места. Если бы в первом заезде не закипел двигатель, результат был бы гораздо выше. Так что борьба с ВАЗом продолжается».
Не скрывает досады Виктор Малюшитский: «Надо же так ошибиться в 12-м заезде!» В одном из виражей он не сумел удержать машину, улетел в сугроб, в результате шестое место и «баранка». Как бы пригодились сейчас те потерянные очки! Нужно сказать, что именно этот молодой вазовский гонщик произвел здесь своей ездой наибольшее впечатление. Как обычно, серьезен и немногословен Козанков. «Виктор, кто из гонщиков вам здесь нравится больше всех?»
— Конечно, Кацай. У него интеллигентная езда.
Волнуется Юрий Боровиков из Тольятти. После не слишком впечатляющего начала — двух третьих мест — он заметно прибавил. Одержал три победы, однажды был вторым и перед последними двумя заездами обойти его уже никто не мог — только догнать. Что ж, опытный Кацай свой шанс не упустил: выиграл последний заезд и сравнялся по очкам с лидером.
Заезд за первое место между двумя вазовцами, двумя Юриями. Кацай и тут абсолютно хладнокровен, на его лице невозможно прочесть ни малейшего волнения. Боровиков сидел за рулем, казалось, чем-то рас-строеный. «Что-нибудь случилось?»
— Полетела прокладка. Не знаю, стоит ли ехать.
Но звучит команда судьи: «Пятый и девятый на старт!» Брови гонщика сурово сдвигаются, и он решительно выруливает из закрытого парка.
Рванувшись со старта вперед, Кацай уверенно провел этот заезд, не позволив никому усомниться в своей победе.
Гонка закончилась. Толпа окружает победителя, поздравляют, жмут руку, похлопывают по плечу... А я подхожу к Боровикову:
— Поздравляю, Юрий! Вы сегодня здорово ездили. А сейчас, наверное, подвел двигатель?
— Кацай был сильнее,— слышу я в ответ.— Он гонщик что надо.
Автомобили один за другим покидают закрытый парк. Ухожу и я. У дверей ипподрома встречаю давнего приятеля, спрашиваю, как ему понравилась гонка.
— Знаешь, — говорит он,— соревнования какие-то пресные получились. На удивление спокойные, даже скучновато.
Не стал я спорить с ним, а про себя подумал: вот что значит смотреть гонку с трибуны, а не из закрытого парка.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1990