После первого, киевского этапа лучшие шансы на «Большой приз «Спектравто» были у Асмера, Козанкова и Потехина — именно в таком порядке заняли они места на пьедестале почета. На втором этапе, а он проходил в Бикерниеки, на окраине Риги, предстояла напряженная борьба.
Контрольные заезды в пятницу уверенно выиграл чемпион страны последних двух лет москвич Виктор козанков. Более чем на секунду он опередил своего земляка Александра Потехина и Тойво Асмера из Эстонии. Так что на старте субботней гонки все три претендента заняли выгоднейшие позиции.
Козанков и Асмер оспаривают друг у друга звание лучшего гонщика страны в своей формуле вот уже третий сезон, и не удивительно, что со старта между ними завязалась напряженнейшая борьба за лидерство. Потехин не смог составить им конкуренцию и отстал, а во главе гонки мчались серебристая «Эстония» Козанкова и красно-белая Асмера. Это потом, уже после финиша Виктор, улыбаясь, скажет: «Все было просто, как на тренировке». Но когда видишь, как два гоночных автомобиля, словно рассерженные шершни, кружат по трассе на скорости около 200 км/ч буквально в сантиметрах друг от друга, невольно восхищаешься умением их водителей.
Дуэль продолжалась 11 кругов, после чего Козанков медленно, но верно стал уходить вперед. Еще четыре круга у Асмера, видимо, оставалась какая-то надежда. Но затем он, похоже, почел за благо не рисковать и решил довольствоваться вторым местом. Оно гарантировало ему равные шансы на победу в чемпионате перед заключительным этапом.
Вообще гонки в Риге прошли под знаком превосходства фаворитов. Почти во всех классах преимущество одного-двух гонщиков было так велико, что все по сути решалось уже на первых кругах. Исключений было немного.
В группе легковых автомобилей А-5, где и так-то соискателей было раз-два и обчелся — на старте выстроились лишь 12 машин,— на голову выше своих соперников был Владимир Егоров из Тольятти. Почти четыре секунды на круге выиграл он в контрольных заездах у занявшего на старте второе место латвийского спортсмена Яниса Лавриновича.
В гонке, правда, лидеру не повезло — сначала судьи наказали его минутой штрафа за фальстарт. Потом что-то случилось с электропроводкой, и это стоило Егорову еще двух минут. Наконец, за три круга до финиша из выхлопной трубы его бело-синей «восьмерки» вырвался клуб сизого дыма, и все было кончено.
У Егорова была возможность взять реванш у судьбы в заезде машин седьмого класса. Но здесь соперники у Владимира были гораздо серьезней. Это и его земляки — Кацай, Маслов, Гурьянов, Татаринов, и москвич Журавлев.
Любопытно, что у этого заезда был очень интересный подтекст. Двум его участникам — Юрию Кацаю, неоднократному чемпиону страны, и Владимиру Егорову менее чем через месяц после гонки в Бикерниеки предстояло стартовать на одном из этапов чемпионата Италии по кольцевым автогонкам. Конечно, обоим хотелось подтвердить, что итальянское турне они заслужили по праву. В то же время остальные гонщики горели желанием доказать, что и они не лыком шиты. С особенным интересом ожидалось выступление Андрея Татаринова, перспективного молодого гонщика из Тольятти, и неожиданного победителя первого этапа Владимира Журавлева.
Лидеру чемпионата страны повторить свой киевский успех не удалось — на пятом круге его подвел подшипник переднего колеса. Отлично начал гонку Татаринов. Стартовав со второй позиции, он сразу захватил лидерство, но только на один круг. Как и Журавлева, его подвела техника. В отсутствие же «дерзкого молодого человека» на трассе не было равных его более опытным товарищам по команде. Солидно оторвавшись от соперников, «русские итальянцы» все 28 кругов боролись только друг с другом. В результате в полном соответствии с табелью о рангах первым на финише был Кацай.
В формуле «Восток» стимулов пока маловато — никто тысяч не сулит и в Италию не приглашает. А гонка получилась — глаз не оторвешь. Опытнейшие гонщики и молодые спортсмены устроили на радость зрителям настоящую карусель на трассе. Стоило кому-нибудь прочно занять лидирующую позицию, как он тут же сходил с трассы. Эту участь пришлось испытать Эдгару Линд-грену, Рейну Пильве, Александру Медведченко, Александру Нестерову. А победа совершенно неожиданно досталась украинскому спортсмену Алексею Варавину. Он победил на первом этапе и здесь, в Риге особенно не рисковал, стремился лишь набрать побольше очков. На старте он был только восьмым, а в гонке — шестым, пятым, четвертым... Наконец, когда за четыре круга до финиша очередного лидера подвела шина, золотая медаль чемпиона была у Алексея практически в кармане — две победы в двух стартах.
Чемпионат страны по автогонкам проходит в три этапа — что и говорить, дистанция не слишком внушительная. Между тем в двух классах легковых машин — восьмом и десятом — гонщики решают вопрос о чемпионстве вообще в одной гонке.
Заезды были не похожи один на другой, но оба свелись к соперничеству двух гонщиков. В классе 8 (А-1600) золотую медаль разыграли гонщики ВАЗа Сергей Белозеров и Александр Воронин. Все 28 кругов их «восьмерки» шли по трассе на порядочном удалении от остальных. А на финише первым был более опытный Белозеров.
В заезде десятого класса, где спортсмены соревнуются на «волгах», визга тормозов, разбитых машин, могучих вздохов трибун, опасных ситуаций было столько, что хватило бы на все остальные пять заездов. Уже на первом круге вылетел с трассы и разбил машину о бетонный отбойник один из претендентов на победу Юрис Белмерс из команды Латвии. После этого борьбу на дистанции вели Николай Демидов и Пеетер Нооде. Эстонский гонщик на протяжении всей гонки пытался обойти лидера, но это ему так и не удалось. К тому же минута штрафа за фальстарт стоила ему серебряной медали.
Итак, после стартов в Риге стали известны имена чемпионов страны 1990 года в трех классах автомобилей из шести.
Два гоночных дня были в программе второго этапа чемпионата страны. И зрителям в субботу и в воскресенье скучать не пришлось. Однако бросилось в глаза, что пришло их совсем немного — и это в Риге, где, случалось, яблоку негде было упасть во время автогонок. Но удивляться, собственно, было нечему — за три дня нашего пребывания в столице Латвии на глаза попались лишь два скромных объявления, извещавших о том, что на трассе «Бикерниеки» пройдут гонки. И в то же время большие красочные афиши приглашали на соревнования «Таллинн-Саб», прошедшие здесь же, в Риге неделей раньше, и на этап кубка Европы по автокроссу в Бауске. Печально, что мы так огорчительно пренебрегаем зрительским интересом.
А. МЕЛЬНИК. Фото А. ПОПОВА
Чемпионат СССР по кольцевым автогонкам
II ЭТАП. РИГА, 16—17 ИЮНЯ.
ГРУППА А-5: 1. В. Островский .(Москва); 2. И. Логинов (Грузия); 3. А. Алексейченко (Москва); 4. Э. Матисс (Латвия); 5. Ю. Бомбандеров; 6. В. Понедельник (оба — Украина).
ГРУППА А, КЛАСС 7: 1. Ю. Кацай; 2. В. Егоров; 3. Б. Маслов (все — Россия); 4. Г. Юдейкс (Латвия); S. Ю. Чмыгаль (Ленинград); 6. А. Феноменов (Москва).
ФОРМУЛА «ВОСТОК»: 1. А. Варавин (Украина); 2. С. Одинцов; 3. А. Танвель (оба — Москва); 4. Л. Оганесов (Россия); 5. X. Ка-рикоск (Эстония); 6. И. Горшков (Азербайджан).
ФОРМУЛА 1600: 1. В. Козанков (Москва); 2. Т. Асмер (Эстония); 3. А. Потехин (Москва); 4. А. Калькис (Латвия); 5. А. Пономарев (Россия); 6. А. Соотс (Эстония).
ГРУППА А-2/1, КЛАСС 10: 1. Н. Демидов (Россия); 2. И. Ка-меничук (Украина); 3. П. Чооде (Эстония); 4. Ю. Идрисов (Россия); 5. В. Саврычев; 6. В. Столяров; 7. Б. Рожков (все — Москва); 8. О. Арджеванидзе (Грузия); 9. А. Стоян (Москва); 10. И. Жураховский (Украина).
ГРУППА А-2/1, КЛАСС 8: 1. С. Белозеров; 2. А. Воронин (оба — Россия); 3. И. Ташаев (Москва); 4. Я. Стродс; 5. Л. Решетниекс (оба — Латвия); 6. Бомбандеров; 7. Н. Панкевич (Белоруссия); 8. И. Тимофеев (Россия); 9. В. Скобликов (Молдавия); 10. Г. Полонский (Белоруссия).
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990