Можно, конечно, закрыть все автомобильные соревнования (или, скажем, запретить курить всему населению земного шара). Гораздо труднее сделать так, чтобы автомобиль из потенциального врага природы превратился в ее союзника. Но как же примирить «ревущее автомобильное стадо» с зеленым лесом и чистым воздухом? На Западе движение защитников окружающей среды получило широкий размах еще в 60-е годы. И в конце концов общественность добилась того, что эта проблема стала решаться на самом высоком — парламентском и правительственном — уровне. В последние годы все развитые страны вводят, несмотря на отчаянное поначалу сопротивление автомобильных фирм, все более жесткие ограничения — на расход топлива, токсичность отработавших газов, безопасность конструкции, уровень шума.
Мы же опоздали с этим примерно на четверть века. Знаменитая формула о милостях от природы привела к тому, что впору объявлять всю территорию страны зоной экологического бедствия. Увы, далеко не последним фактором не просто загрязнения, а прямо-таки уничтожения «среды обитания» в СССР стали автомобили. По данным Госкомприроды, доля автотранспорта в общем объеме вредных выбросов только в Москве составляет почти 70 процентов. Это 800 тысяч тонн в год! Советские машины превратились в последние годы в самые «грязные», самые прожорливые, самые опасные в мире. По приблизительной оценке того же Госкомитета, вредные выбросы наших машин, из-за их технического состояния прежде всего, в семь раз больше, чем у их зарубежных аналогов. Советские дороги и вся система организации автомобильного движения, особенно в городах, не только не выдерживают никакой критики, но будто специально созданы для нанесения максимального вреда человеку. В городах страны с населением более полумиллиона жителей на дорогах с наиболее интенсивным движением содержание СО, например, в восемь раз превышает предельно допустимые концентрации!
Было бы упрощением думать, что все дело только в правительственных предписаниях. Ведь невнимание к экологическим проблемам «наверху» не в последнюю очередь порождается почти полным отсутствием в стране экологической культуры. Так просто бросить в лесу промасленную тряпку или вымыть машину в горной реке! Поэтому одной из важнейших задач «зеленого» движения в стране становится воспитание в людях бережного отношения к нашему дому, сознания общей ответственности за судьбу родной природы.
В самое последнее время здесь наметился определенный поворот к лучшему. Все больше появляется различных комитетов по защите озер, рек, морей, городов. Отрадно, что не остались в стороне от этого движения и автомобилисты.
В прошлом году по инициативе журнала «За рулем» было проведено первое всесоюзное ЭКОралли. Идея тогда была простой — доехать на одной заправке от Риги до Москвы. Результат победителя в абсолютном зачете поразил даже специалистов — 3,08 литра на 100 километров. Однако скоростной режим первого ЭКОралли мало подходил для обычных условий дорожного движения. Прямое, как стрела, шоссе Рига — Москва, средние скорости, не превышающие 60 км/ч,— все это делало езду скучной и даже утомительной. Поэтому теперь решено было сделать соревнования более динамичными, приблизить их насколько возможно к настоящим ралли. Среднюю скорость значительно повысили (до 70 км/ч). Несколько громоздкой была в первом ралли система с восемью зачетными группами — отдельно для каждой модели автомобиля. В этом году число групп сократилось вдвое. Группа А — самая многочисленная — была представлена 20 участниками на серийных машинах личного пользования. Десять экипажей представляли группу Б — тоже серийные, но принадлежащие предприятиям и организациям. Группа Ц включала 13 автомобилей с любыми техническими усовершенствованиями, направленными на улучшение топливной экономичности и снижение токсичности. И, наконец, последняя группа Д — легковые машины с двигателями, работающими на так называемых альтернативных топливах — газе и смеси бензина и газа.
Был изменен также маршрут ралли. Трасса длиной 550 километров пролегла по живописным дорогам _све-ро-запада Подмосковья через Солнечногорск, Красногорск, Можайск, Бородино. Старт и финиш — на территории Центрального автополигона НАМИ.
Наконец, главным новшеством стала система определения победителей. В отличие от прошлого года, когда главным критерием был расход топлива, на этот раз организаторы предложили комплекс параметров, куда вошли: экономичность, токсичность, динамика разгона и, разумеется, соблюдение режима движения (то есть собственно ралли). Конечно, контролировалось техническое состояние автомобилей и соблюдение Правил дорожного движения. При этом расход топлива определялся не абсолютный, а относительный в процентах к нормативному для данной модели автомобиля. Здесь, забегая вперед, заметим, что, несмотря на изменившиеся условия проведения соревнований, абсолютный расход топлива оказался вполне «на уровне» с прошлогодним — 3,85 л на ВАЗ-2109 группы А. А лучший «относительный» результат составил 66%.
Наблюдать за участниками ЭКОралли на трассе очень любопытно. Здесь нет визга тормозов, разбитых фар и помятых крыльев. Не мчится за стареньким, но ухоженным «Москвичом-407» фирменная техничка. Примета этих соревнований — экипаж, руками толкающий солидную «Волгу» к пункту контроля времени, или «Москвич» с абсолютно пустым баком, на стартере ползущий на финиш. Но мне, признаться, больше всего запомнились сами участники. Им просто не сиделось на месте. Как только выдавалась свободная минута, они тут же собирались, в небольшие группы и оживленно что-то обсуждали, спорили, объясняли друг другу. Согласитесь, всегда немного завидуешь людям, с таким энтузиазмом делающим какое-то интересное, общее для всех дело.
ЭКОралли — необычные соревнования во всех отношениях. Их атмосфера во многом перекликается с той, которая царила на первых ралли на заре автомобильного века. Тот же состав — в основном любители на серийных машинах. Те же дополнительные соревнования — раньше это были конкурсы автомобильной красоты и проверка водительского мастерства, теперь — динамика разгона и контроль токсичности отработавших газов. Но главное — те же доброжелательность и готовность помочь, подсказать что-то менее опытным товарищам. Ведь здесь можно выиграть, но, в отличие от настоящих «больших» ралли, невозможно проиграть.
И победителей, действительно, оказалось много — 100 человек. Все 50 экипажей были награждены дипломами редакции «За рулем». Конечно, были призы и для тех, кто показал лучшие результаты: комплекты покрышек, карбюраторы, насосы. Но те участники, кого можно назвать уже ветеранами ЭКОралли, выражали вежливое удивление: «Зачем нам такие дорогие подарки? Ведь они могут создать вокруг определения победителей совершенно не присущий нашим соревнованиям ажиотаж. Пусть это покажется странным, но мы приехали сюда со всех концов страны вовсе не для победы». И в самом деле, эти люди скорее напоминают большую семью, живущую одними мыслями, одной заботой — заботой о родной природе.
Не станем и мы писать о напряженной спортивной борьбе, соперничестве на трассе, сочувствовать тем, кто не разобрался в легенде, и хвалить экипажи, дольше всех катившие на спусках с выключенным мотором. Думается, не это главное. Важно, чтобы мы все наконец поняли, что кроме нас самих в наших бедах нам никто не поможет. Никто не станет вдруг вводить хорошие законы и делать чистые автомобили до тех пор, пока мы сами этого действительно не захотим. Нужно брать инициативу на себя. Требовать, а не просить, действовать, а не ждать «высочайших милостей». И, конечно же, ежедневно и ежечасно воспитывать бережное отношение к собственному нашему дому — живой природе. И ЭКОралли в этом отношении пусть маленький, но шаг вперед.
«Экоралли-90»
ГРУППА А: 1. Р. Захарян — Д. Сахаров (Москва, ВАЗ-21063) — 5,33 л/100 км (71 %); 2. И. Качурин — А. Захаров (Ижевск, «Москвич-21406») — 6,12 (71,2); 3- Л. Ложкин — Е. Сыромятников (Краснодар, ВАЗ-2109) — 3,85 (66,4).
ГРУППА В: 1. А. Афонькин — А. Ерохин (Тольятти, ВАЗ-21093) — 4,08 (71,6); 2. В. Солуянов — С. Кульпин (Димитровград, ВАЗ-21081) — 4,67 (77,8); 3. Н. Сарычев — В. Никитин (Дмитров, ВАЗ-2109) — 5,03 (86,6).
ГРУППА Ц: 1. Н. Решетцов — А. Шевкун (Москва, ГАЗ-24) — 6,90 (72,2); 2. И. Панасенко — А. Дикер (Москва, ЗАЗ-1102) — 3,31 (70,4); 3. А. Дамбис — X. Улмис (Кечемус, ВАЗ-2101) — 4,03 (55,9).
ГРУППА Д: 1. В. Прокопьев — В. Матюхин (Москва, ВАЗ-2109) — 5,09 л бензина/100 км плюс 7,2 кг газа/100 км; 2. В. Проев и ров — Ю. 3 убаков (Ленинград, ВАЗ-2109) — 5,44 плюс 6,2; 3. Б. Сапсай — А. Гризов (Москва, ЗАЗ-1102) — 4,93 плюс 3,2.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990