На первом же допе в Пирите (лесопарковой зоне Таллинна, где есть шоссейная трасса) на четырех с половиной километрах братья Больших выиграли у лучшего экипажа на автомобиле отечественного производства 15 секунд! И то автомобиль этот был подготовлен по группе «Б», упраздненной с 1987 года в состязаниях чемпионатов мира и Европы. Так что она уже стала своего рода анахронизмом. Равный же по группе проиграл экипажу Больших уже 22 секунды! Но язык не поворачивается винить в этом гонщиков. Они и так из кожи вон лезут. Я подозреваю, что степень риска раллистов, выступающих на наших машинах, очень близка к степени риска мировых лидеров. Еще бы! Попробуйте угнаться за автомобилями, у которых под капотом 350 лошадиных сил, а у вашей «Лады» и ста двадцати не наберется.
То, что наша спортивная техника безнадежно отстала, не секрет ни для кого, но это скоро будет уже во-вторых. А во-первых дело идет к тому, что и этой-то техники может не быть. Судите сами: какому совхозу, колхозу, заводу, фабрике или столь бурно расплодившимся совместным предприятиям покажется выгодным содержать автоспортсменов, вкладывая в них ежегодно тысяч по сто (это минимум для более или менее нормального обеспечения одного экипажа) и ничего при этом не получая взамен, кроме головной боли о машинах, запчастях, комплектующих... Если рассчитывать реально, то скорее всего останутся только сборные заводов и команды «Автоэкспорта». Остальным такие расходы будут не по карману.
Но весь мир ездит, возразите вы, и не находит это нерентабельным. Так вот, к сведению обо всем мире. Там только малая часть гонщиков — профессионалы, представляющие, как правило, автозаводы и крупнейшие корпорации. Основная и единственная задача их выступлений на спортивных трассах — реклама. Остальные же ездят на своих автомобилях. Это значит, что гонщик покупает машину и все комплектующие к ней за свои деньги. Или, скажем, за деньги отца, как один из участников «Старого Тоомаса» финн Томми Палмквист.
Он, несомненно, сильный раллист. Восьмое место в абсолютном зачете на этапах чемпионата мира «Тысяча озер» в 1987 году (дома, как известно, и стены помогают) и пятнадцатое на ралли Королевского автоклуба в Англии годом позже говорят об этом. Но Том, как ни крути, все-таки любитель: отец его очень богат, и состояние позволяет содержать раллий-ную «конюшню» для сына, оснащенную самой новейшей и дорогостоящей техникой. Так вот, машина у него, действительно, новейшая, но не первой свежести. Почему так?
Дело в том, что и за рубежом заполучить новую, что называется, с иголочки машину почти невозможно или это стоит очень дорого. Сколько? Скорее всего, даже не по карману папе Томми Палмквиста! Порядок цифр таков: подержанную «Лянчу» без запасных частей, прошедшую два-три ралли, можно купить по сходной цене в 230—250 тысяч американских долларов; с новым автомобилем дело гораздо сложнее: если удастся заполучить его за 350 тысяч долларов — считайте вам повезло!
Конечно, есть шанс заручиться поддержкой спонсоров. То, что за рубежом реклама — двигатель торговли, мы знаем с детства. А вот как сделать, чтобы этот «двигатель» работал и у нас»— пока что для доморощенных бизнесменов большой секрет. Поэтому, на мой взгляд, нашему автоспорту пока не приходится рассчитывать на инвестиционное вливание от рекламодателей. Хотя исключения возможны и здесь.
Вот одно из них. Речь о братьях Больших. Фирма «ЗИЛ-Шталь» решила поставить на них и, скорее всего, не прогадает. Во всяком случае, на первый взгляд все выглядит весьма серьезно. Она закупила несколько БМВ-МЗ. Этот автомобиль выбран не случайно, хотя по логике казалось правильнее было бы взять перспективные для ралли полноприводные «лянчи» или, скажем, «тойоты». Но рассчитывать, что в 40 с лишком лет (это возраст братьев Больших) можно начать штурм мирового чемпионского титула на таких машинах, наивно — пока переучишься на другой стиль езды, много воды утечет. Да и переучишься ли? Поэтому и выбрали БМВ. Автомобиль, к которому можно привыкнуть быстрее всего, потому как он без турбонаддува и с приводом на заднюю ось.
Автомобили (а их целая гамма) подготавливала известная английская фирма «Продрайвер». Она специализируется на БМВ. С завода на так называемую доводочную фирму автомобиль поступает по частям — отдельно кузов, отдельно агрегаты. Там все это, как говорится, доводят до ума, а затем тщательнейшим образом все проверяют и собирают. Причем подготовка автомобилей совершенно разная, в зависимости от трасс — для гравийных одна, а для асфальтовых — совсем другая. Учитывается все: характеристика двигателя, передаточные отношения трансмиссии, ход подвесок колес, прочность кузова, индивидуальные особенности гонщика.
Вот на такой машине, если к ней приложить сотни шин, рассчитанных на все случаи жизни, и бригаду механиков экстра-класса, можно выиграть отдельные ралли с довольно высоким мировым рейтингом. А стоит такая «конюшня», как вы понимаете, немалых денег.
К этому-то я все и вел. Теперь ясно, почем большой автоспорт? Раллисты, проверьте свои карманы. Скоро платить. Сколько у вас там валюты?
АВТОРАЛЛИ «СТАРЫЙ ТООМАС»: 1. С. Мустонен — Я. Махо-нен (Финляндия, « Лянча-Дельта-ХФ-интеграле») — 2:01.48; 2. Н. Больших — И. Больших (СССР, БМВ-МЗ] — 0.35; 3. Т. Па-аккари — П. Лункка (Финляндия, «Тойота-селика-2000ГТ») — 3.46; 4. О. Юнтунен — О. Лехтонен (Финляндия, «Пежо-309ГТИ») — 4.02; 5. И. Райдам — М. Мардисалу (СССР, «Лада-ВФТС») — 4.09; 6. С. Ханукайнен — Е. Майя (Финляндия, «Лада-ВФТС») — 5.42.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990