Сейчас уже и не припомню, кто первый из игроков сказал накануне финала: «что-то уж больно все похоже у нас на тот, предыдущий чемпионат в ФРГ. И состав тот же, и календарь...» И путь наш к финалу стал почти точной копией того, что привел в итоге к «серебру» в 1987 году.
Сначала отборочный турнир — три матча с тремя соперниками. И первый из них — хозяева поля. Должен сказать, что нынешний состав сборной ФРГ, на мой взгляд, сильнейший за последние годы. Как на подбор мощные, атлетически сложенные игроки западногерманской команды переживают сейчас, пожалуй, пик своей спортивной карьеры. В сочетании с высоким эмоциональным настроем их несомненное мастерство обрело на поле яркие свежие краски. И хотя мы выиграли тот матч 4:2, иллюзий по поводу слабости соперника не питали.
К сожалению, в первой игре получили травмы оба наших вратаря. Сначала Котов повредил руку в запястье, а затем Ионов неловко приземлился после броска за мячом и выбил сустав на мизинце руки. Впрочем, Ионов доиграл матч и потом выходил на поле в оставшихся встречах. Хотя выступал с забинтованной рукой.
В следующем поединке с аутсайдером чемпионата — сборной Голландии нам необходимо было забить как можно больше, чтобы гарантировать себе место в финале независимо от исхода последнего отборочного матча с командой Франции.
Любопытно, что голландцы приехали в ФРГ из соседней ГДР в ранге победителей турнира в группе В, хотя заняли там... второе место. Дело в том, что результаты восточногерманской команды, которая была первой, аннулировали. Вопреки техническим требованиям спортсмены ГДР использовали кроссовую резину на своих мотоциклах.
Голландцы, похоже, так и не разобрались, как же им лучше действовать против наших игроков. Они менее подвижны и плохо реагируют на передачи. Запутав соперников неожиданными пасами перед защитниками и перед воротами, мотоболисты сборной СССР добились убедительной победы— 16:2. Счет говорит сам за себя.
Одновременно с этим матчем в другом городе во встрече ФРГ — Франция по сути дела решалась судьба одной из двух путевок в финал. По словам моих коллег Нифантьева и Толоконникова, которые ездили смотреть эту игру, поединок проходил в очень жесткой, порой жестокой борьбе. Французы травмировали капитана хозяев поля Рольфа Бюргера, и для него чемпионат закончился. Победа была на стороне сборной ФРГ, хотя она только в конце матча смогла повести в счете.
Французская команда сейчас переживает болезненный процесс смены поколений. Ушли лидеры — Маражино и Патиньон. Основной вратарь давно миновал пору спортивного расцвета. Словом, это поражение было вполне закономерным. Да и наш поединок с французами сложился для советской команды попроще, чем матч с хозяевами поля.
Возможности отдохнуть, оглянуться, как бы со стороны оценить шансы в решающем матче за чемпионский титул ни у нас, ни у западно-германских спортсменов не было. Финал — на следующий день после заключительных игр предварительного турнира.
То же поле, тот же соперник что и три года назад и, увы, тот же счет во втором периоде — 0:2 в пользу ФРГ, который принес ей тогда победу. Тут у наших ребят, похоже, взыграло самолюбие, появилось желание переломить ход матча вопреки грустным аналогиям. Сборная СССР всей мощью навалилась на защитные бастионы соперников. Сначала Ширяев отыгрывает один гол, а затем Царев вырывает ничью.
Казалось, что силы соперников на исходе. Но, видимо, ни те, ни другие не хотели вверять свою судьбу в руки случая — определять чемпиона по пенальти. Спортсмены обеих команд в дополнительное время устроили настоящий фейерверк изобретательной игры. В первой десяти-минутке с выверенного паса Ширяев забивает третий гол. И тут же Царев вновь отправляет мяч в сетку ворот хозяев поля. Однако главный судья, посовещавшись с боковым арбитром, не засчитал этот гол.
Но основные судейские сюрпризы начались минут за семь до финального свистка. За это время арбитр матча голландец Майерс без видимой причины удалил на пять минут Царева, назначил в нашу сторону четыре 16-метровых штрафных и один пенальти, который немцы не сумели реализовать. Столь суровое наказание было определено якобы за выход голкипера обеими ногами из вратарской зоны. Своим решением он несказанно удивил всех присутствующих. Ведь международный кодекс не предусматривает наказание за подобные действия. Тем более что сами игроки ФРГ подтвердили — никакого выхода из зоны не было.
До конца игры оставалось не больше двух минут, когда непростительную ошибку совершил Часовских. Он потерял мяч в безобидной ситуации, и соперники не замедлили воспользоваться этой любезностью. Они провели острую атаку и сумели забить мяч в ворота Ионова, но с явным нарушением правил — нападающий пересек ногой линию вратарской зоны, что категорически запрещено. Однако арбитр не заметил этого.
А дальше пенальти. На мой взгляд, чистая лотерея. Ну, скажите, кто мог предположить, что Царев — лучший игрок Европы последних лет, обладающий мощнейшим и точным ударом, промажет.
И все же я не стал бы всю вину за поражение списывать на слепой случай и ошибки в судействе. Тем более на Царева. Давно известно, что решения арбитров, какими бы они ни были, никто отменить не вправе. Да и не первый раз сталкиваемся мы с предвзятым судейством. Но раньше наши игроки морально были готовы к такому повороту событий. Был даже какой-то особый кураж — мол, два наших гола не засчитали, мы третий забьем. И забивали. На этот раз нам недоставало воли, нервных сил, чтобы бороться с необъективностью.
«Ваши ветераны начинают сдавать»,— сказал мне известный французский мо-тоболист Маражино. Что ж, думаю, в этих словах есть доля истины. Молодость — не вечна. Но ведь у нас в стране им все равно нет равных.
Опытные игроки, конечно, подустали в финале. Тут бы и выпустить им на подмогу свежих мотоболистов. Скажем, Данилина или Погодина.
Уверен, итог решающего поединка был бы иной. Увы, в нынешнем составе советской спортивной делегации нашлось место только восьми игрокам. Между тем другие команды выставляют на матч десять спортсменов. Ограниченный состав сковывал и свободу тактического маневра в ходе матча. Особенно когда выходили из строя мотоциклы ковровского завода. А это, к сожалению, не редкость в нашей сборной. Так, в первой игре с ФРГ у нас заклинило четыре двигателя! Впрочем, технические проблемы — это тема для особого разговора.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990